250 лет МГУ им. М.В. Ломоносова / филологический факультет / страницы истории / краткий очерк истории

Отдельные работы по вопросам романского языкознания писались не специалистами-лингвистами, а историками романских литератур. Интерес к этим вопросам был большей частью вызван не лингвистическими, а историко-литературными проблемами. В университетах не существовало специальных кафедр романо-германской филологии...». Создание романо-германского отделения связывают с именем М. Н. Розанова (1858-1936). К началу 1910-х гг. структура историко-филологического факультета уже включает романо-германское отделение с германской и романской секциями.

В 1863 г. в Московском университете новую кафедру истории всеобщей литературы занял Н. И. Стороженко. Его труды в области английской литературы были высоко оценены как отечественной, так и зарубежной научной общественностью: почти одновременно он был избран членом-корреспондентом императорской Академии наук и вице-президентом лондонского Нового шекспировского общества. Некоторые его работы, посвященные литературе эпохи Возрождения, до сих пор не утратили своей научной ценности. Он не был узким специалистом: в поле его научного внимания попадали и проблемы современной европейской литературы, и даже американской, тогда еще практически не исследованной. Во второй половине XIX в. на кафедре истории всеобщей литературы собрались талантливые профессора и преподаватели: А. И. Кирпичников (1845-1903), Алексей Н. Веселовский (1843-1918), А. А. Шахов (1850-1877), М. Н. Розанов, ставший преемником Н. И. Стороженко в руководстве кафедрой.

В первые десятилетия XIX в., отмеченные активизацией национально-освободительного движения и культурным подъемом зарубежного славянства, а также развитием европейской культуры в русле романтизма с обостренным вниманием к национальным ценностям - истории, этнографии, фольклору, языкам отдельных народов, в русском обществе возникает интерес к южным и западным славянам. В научно-филологическом плане этот интерес подпитывался давней потребностью прояснить отношение русского языка к церковнославянскому, а того и другого - к остальным славянским языкам.

В 1810 г. профессору М. Г. Гаврилову было поручено преподавание церковнославянского языка «с показанием отношения российского языка к славянскому (церковнославянскому) и происхождения из оного» (Московские ведомости. 1810. 9 сентября). В 1811 г. на отделении словесных наук была открыта кафедра славянской словесности, которую занял М. Г. Гаврилов.

Университетским уставом 1835 г. в российских университетах, в том числе в Московском, были учреждены кафедры истории и литературы славянских наречий, то есть введена должность профессора славяноведения, обязанного преподавать современные славянские языки, литературу и историю южных и западных славян. Вслед за историком М. Т. Каченовским эту кафедру, впоследствии переименованную в кафедру славянской филологии, занимали выдающиеся ученые-слависты О. М. Бодянский, А. Л. Дювернуа, Р. Ф. Брандт, вместе с последним работали В. Н. Щепкин и А. М. Селищев.

Весь XIX в. стал убедительным подтверждением слов В. Г. Белинского: »...Московский университет - единственное высшее учебное заведение в России; он не знает себе соперников; у него есть история, потому что для него всегда существовало органическое развитие.

В Московском университете есть дух жизни, и его движение, его ход к усовершенствованию так быстр, что каждый год он уходит вперед на видимое расстояние»..

Накануне Октябрьской революции Московский университет состоял из четырех факультетов: физико-математического, историко-филологического, юридического и медицинского. Кроме того, в его составе было 60 учебно-вспомогательных учреждений, лабораторий, в том числе Музей изящных искусств, Зоологический музей, Астрономическая и Метеорологическая обсерватории, Ботанический сад, Клиническая больница с Бактериологическим институтом.

Октябрьская революция привела к коренному преобразованию университетского образования и Московского университета. Перед новым государством встала задача создать высшую школу нового типа. Началось разрушение прежних принципов высшего образования и всей структуры университетов, в том числе и Московского. Была заявлена цель превратить советскую высшую школу в орудие диктатуры пролетариата. Началась «пролетаризация» студенчества и перестройка учебного процесса. Однако усилиями крупных ученых, оставшихся в университете, удалось сохранить в этой перестройке лучшее, что было накоплено почти двухвековым опытом русской дореволюционной высшей школы.

Определяющее значение для перестройки работы Московского университета, в частности для историко-филологического факультета, имели декрет СНК РСФСР «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» и постановление «О преимуществен ном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства», принятое 2 августа 1918 г. По этому постановлению каждый советский гражданин, достигший 16 лет, мог поступить слушателем высшего учебного заведения.

Но так как у большинства желающих поступить в вуз крестьян, рабочих, солдат не было соответствующей подготовки, с 1919 г. при Московском университете, как и при других университетах страны, была развернута сеть подготовительных курсов (рабочих факультетов), которая должна была обеспечить необходимый уровень знаний поступаю их. В октябре 1919 г. состоялось торжественное открытие рабочего факультета Московского университета. Через год, 17 сентября 1920 г., вышел декрет СНК РСФСР «О рабочих факультетах», который определял порядок приема на рабфак путем командирования рабочих и крестьян партийными и профсоюзными организациями. Декретом СНК РСФСР отменялись ученые степени доктора, магистра и звание адъюнкта. В сентябре 1922 г. впервые был проведен прием на все факультеты университета на основе решений советской власти о пролетаризации студенчества. Без вступительных испытаний принимались выпускники рабфака, командированные на учебу партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | следующая страница >>