250 лет МГУ им. М.В. Ломоносова / филологический факультет / страницы истории / краткий очерк истории

В 1776 г. экстраординарным профессором по кафедре российской словесности назначается Харитон Андреевич Чеботарев (1746-1819), впоследствии первый ректор университета, председатель «высочайше учрежденного при Московском университете» (Шевырев: 350) в мае 1804 г. Общества истории и древностей российских. Однако первые годы преподавания отечественной литературы в Московском университете являются лишь предысторией научного литературоведения, и современная историография предлагает датировать начало научного этапа изучения истории русской литературы 1847 г., когда состоялась защита магистерской диссертации К. С. Аксакова «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка».

XVIII в. в истории Московского университета осенен именами великих филологов М. В. Ломоносова и А. А. Барсова. Ломоносов был первым русским ученым, который определил грамматические, орфографические, орфоэпические и лексико-стилистические нормы русского литературного языка. Центральное место среди филологических трудов Ломоносова занимает его «Российская грамматика», появление которой, по признанию ученого, было вызвано и практической потребностью в хорошем руководстве, излагающем правила употребления слов и форм, и заботой об упорядочении русской литератур ной речи. Ломоносов отметил отличия письменной речи от разговорной и диалектной, создал учение о функциональных стилях и принципах использования разных языковых средств в зависимости от целей автора и своеобразия текста.

Антон Алексеевич Барсов - ученый энциклопедической образованности: прежде чем стать профессором по кафедре красноречия, он читал математику, сначала в Академии наук в Санкт-Петербурге, затем в Москве, при этом его уход из Петербургской Академии наук был воспринят как бедствие - в математике его некем было заменить. С другой стороны, полученное в Славяно-греко-латинской академии образование обеспечило ему глубокую филологическую подготовку. Один из первых русских математиков, он оказался талантливым и тончайшим филологом, способным педагогом, переводчиком, редактором.

Он создал капитальный труд - «Российскую грамматику», которая, к сожалению, не была опубликована при жизни ученого и увидела свет лишь в наши дни. Эта работа свидетельствует о том, что, будучи последователем Ломоносова, Барсов пошел дальше своего учи теля в осознании и описании специфики норм русского литературного языка в их противопоставленности нормам как церковнославянского языка, так и русского предшествую щей поры. А. А. Барсов был не только преподавателем, профессором кафедры красноречия, но и инспектором гимназий, редактором «Московских новостей», руководителем «Вольного Российского собрания», научного общества, одной из главных задач которого была забота о выявлении и публикации древнерусских письменных источников; стремясь к обогащению русского языка, члены общества занимались сбором материалов для составления словаря. Членами Собрания был составлен и издан «Церковный словарь, или истолкование речений словенских, древних, також иноязычных, без перевода положенных в Священном писании и других церковных книгах». А. Барсову приписывают анонимно вы шедшую в 1768 г. «Азбуку церковную и гражданскую с краткими примечаниями о право писании». Он выступал и как литературовед-фольклорист: под его именем вышло обширное собрание российских пословиц. Книга имела такой успех, что в том же 1770 г. была переиздана.

Пять десятилетий XVIII в. стали, по существу, славным предисловием к формированию научной филологии в России. В это время филологические дисциплины носили скорее прикладной, нежели самостоятельный характер, не сложились еще систематические университетские курсы, не вошло в обиход само понятие «филология». Однако трудами русских ученых и литераторов, просветителей и организаторов обучения была создана научная и административная основа для становления и развития филологии. Культурно-просветительский период завершился, пришло время оформления филологических дисциплин и системы гуманитарного образования. Осознание этого нашло отражение в возникновении новой университетской структуры - отделения словесных наук.

Устав 1804 г. изменил структуру университета: вместо трех факультетов учреждены четыре отделения с 28 кафедрами, в том числе отделение словесных наук, в рамках которого преподавались «Красноречие, Стихотворство и язык Российский; Греческий язык и Греческая Словесность; Древности и Язык Латинский; Всемирная История, Статистика и География Российского Государства; Восточные языки; Теория изящных искусств и Археология. Каждый из этих предметов составлял по штату особую кафедру. Для новых язы ков: Французского, Немецкого и Английского назначено три лектора» (Шевырев: 357). В 1811 г. началось преподавание славянской словесности. Кафедр в современном понимании слова в то время еще не существовало: под словом «кафедра» понимался предмет или группа предметов, читавшихся профессором.

Первый Устав дал университету известную автономию, была ликвидирована должность куратора е. и. в., во главе университета стал попечитель. И первым попечителем был Михаил Никитич Муравьев. Поэт, поклонник просветительской философии XVIII в., он был и крупным государственным чиновником - товарищем министра просвещения. Его связи с профессорами университетов Германии открыли дорогу в студенческие аудитории авторитетным иностранным специалистам, сделали возможными заграничные командировки для наиболее способных студентов. Так, в 1806 г. он направил в Геттинген А. В. Болдырева, который по возвращении в 1811 г. получил кафедру восточных языков и стал основоположником русской арабистики.

«26 июля 1835 года, Государь Император благоволил утвердить Общий Устав Императорских Российских Университетов» (Шевырев: 487). В соответствии с этим Уставом в рамках философского факультета было образовано два отделения - физико-математическое и историко-филологическое, а кафедра российского красноречия получила новое наименование - российской словесности и истории российской литературы. Кроме нее Уставом 1835 г. зафиксированы такие кафедры историко-филологического отделения философского факультета: философии, греческой словесности и древности, римской словесности и древности, истории и литературы славянских наречий, всеобщей истории, российской истории, политической экономии и статистики, восточной словесности. «К трем прежним Лекторам присоединен Лектор Италианского языка» (Шевырев: 488). В 1851 г. вводится кафедра педагогики, а в 1852 - кафедра восточных языков (санскрита, еврейского, арабского и персидского). Кроме того, «для Догматического и Нравоучительного Богословия, Церковной Истории и Церковного Законоведения определена особенная кафедра, не принадлежащая ни к какому Факультету, для всех вообще Студентов» (Шевырев: 488). В целом в университете в соответствии с Уставом 1835 г. было три факультета - философский, медицинский, юридический, объединявшие 33 кафедры. Середина и вторая полови на XIX в. принесли новые структурные изменения: в 1850 г. на базе историко-филологического отделения философского факультета образуется историко-филологический факультет, и к уже существующим кафедрам прибавляются кафедры сравнительной грамматики индоевропейских языков, истории всеобщей литературы и церковной истории, в целом на факультете обучение осуществляется на одиннадцати кафедрах. В эти годы за рождается новая форма занятий - практические семинарии: Н. С. Тихонравов со студентами четвертого курса тщательно анализирует текст Лаврентьевской летописи по литографированному изданию археографической комиссии. «5 ноября 1850 года повелено учредить в Университетах особую кафедру Педагогии по примеру существующей в Главном Педагогическом Институте, для теоретического и практического приготовления студентов к учительскому званию. С 10 января 1851 года эта кафедра учреждена и в Московском Университете» (Шевырев: 502).

Министерским распоряжением от 16 января 1852 г. «разрешено открыть в составе Историко-Филологического факультета Московского Университета кафедру Восточных язы ков: Санскритского, Еврейского, Арабского, Персидского, для желающих заниматься оными» (Шевырев: 502).

Устав 1863 г. закрепил существование нового факультета с включением в его состав названных выше кафедр, список которых был дополнен кафедрой истории и теории искусств.

Состав кафедр свидетельствует о том, что на протяжении века постепенно складывается и обогащается концепция филологического образования, происходит становление и дифференциация филологических дисциплин. В целом университет теперь состоит из четырех факультетов: историко-филологического, физико-математического, юридического и медицинского с 53 кафедрами.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | следующая страница >>