новости факультета

Объявление о наборе на первый курс бакалавриата

В 2024–2025 учебном году открывается набор в бакалавриат на 1 курс с изучением финского языка как основного иностранного по кафедре финно-угорской филологии.

Студенты кафедры будут также изучать венгерский как второй иностранный язык.

Во время лекций и семинарских занятий предоставляется информация о языке, литературе и культуре Венгрии и Финляндии.

Венгерский язык будут преподавать специалисты, работавшие в группе внешней политики и прессы Посольства России в Венгрии и прошедшие учебную стажировку в Будапештском университете.

Финский язык преподают опытные сотрудники кафедры, принимающие участие в международных научных конференциях и семинарах и имеющие публикации в рейтинговых научных журналах Российской Федерации.

все новости →


Лингвистическая экспертиза: теория и практика

29 октября на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова прошел круглый стол «Лингвистическая экспертиза: теория и практика». Встреча состоялась в рамках серии круглых столов, проводимых кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания и была проведена заведующим кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания профессором А. А. Волковым и руководителем специализации «Языковая политика» профессором С. Н. Кузнецовым. С докладом на встрече выступил доктор филологических наук, профессор, заведующий отделом экспериментальной лексикографии института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Анатолий Николаевич Баранов. На встрече присутствовали студенты и преподаватели филологического факультета.

Центром обсуждения, последовавшего за кратким докладом А. Н. Баранова, стала его недавно вышедшая книга «Лингвистическая экспертиза текста», в которой упорядочиваются и анализируются методы работы эксперта-лингвиста, рассматривается большое количество недавних экспертиз, вызвавших широкий общественный резонанс («Дело Баяна Ширянова» и дело «Ароян против Киркорова»).

Рассказывая о лингвистической экспертизе, А. Н. Баранов особо отметил, что в основе экспертизы всегда лежит научное исследование, однако экспертное заключение представляет собой совершенно особый жанр: текст экспертизы адресован не научному сообществу и должен модифицироваться таким образом, чтобы быть понятным специалистам, не имеющим лингвистического образования. Наиболее весомым инструментом доказательства в такой ситуации выступают словари. Лингвисту-эксперту в итоговом тексте заключения необходимо полностью воспроизводить всю технику анализа, проговаривая даже самые очевидные для филолога вещи. Многие случаи требуют комиссионной экспертизы с привлечением специалистов из разных областей науки: психологов, филологов, социологов. По мнению А. Н. Баранова, жанр лингвистической экспертизы более всего похож на лингвистическую задачу, сконструированную самой жизнью.

А. Н. Баранов подчеркнул приоритетность использования при анализе текста академических словарей и грамматик, указав на то, что многие эксперты нередко продолжают ссылаться на данные школьных учебников, что является не только не вполне правильным, но и малоубедительным.

Отвечая на вопрос студентов о границах лингвистической экспертизы, Анатолий Николаевич отметил, что понятие текста в семиотике может быть применимо и к архитектуре, кино, изображению, и эксперт должен уметь дать правильную интерпретацию аудиовизуального сопровождения текста. Особо интересный случай представляют визуальные метафоры, для анализа который необходимо задействовать самый широкий спектр знаний.

Оживленную дискуссию вызвало обсуждение вопроса о нравственной ответственности эксперта, а также поведения эксперта в том случае, если вопрос суда сформулирован неверно или некорректно. А. Н. Баранов подчеркнул, что эксперт может подробно описать свое видение ситуации, а не только ответить на поставленный ему вопрос, однако оценка не должна выходить за рамки собственно лингвистической экспертизы и превращать ее в выражение политической или общественной позиции эксперта.

Значительную часть встречи заняла дискуссия по материалам приведенных в книге А. Н. Баранова экспертиз, и конечно, всех студентов очень заинтересовал вопрос, каким образом можно выучиться на эксперта. Отвечая на вопрос, Анатолий Николаевич Баранов отметил, что существуют вузы, присваивающие, в первую очередь юристам, квалификацию эксперта, однако эксперт-филолог должен быть, прежде всего, исследователем, умеющим работать с текстом, анализировать языковые данные и поддерживающим свою квалификацию.

В завершение встречи организаторы и участники выразили надежду на регулярное проведение круглых столов и семинаров по проблеме лингвистической экспертизы текста.

Анна Данилова
http://genhis.philol.msu.ru/article_324.html



Все пресс-релизы

119991, Москва, Ленинские горы, ГСП-1,
МГУ имени М. В. Ломоносова,
1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ),
филологический факультет
Тел.: +7 (495) 939-32-77, E-mail:

© Филологический факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова, 2024 г.