Комментарии к полному
академическому справочнику «правила русской орфографии и
пунктуации»
Для эффективности
дальнейшего обсуждения определим примерный круг проблем, которые, как показало
предварительное обсуждение, возникают при анализе текста. Поскольку обсуждения
требует в первую очередь кодификационная, нормативная сторона Полного
академического справочника (далее — Справочник), то наш анализ должен быть
направлен прежде всего на выявление и обсуждение следующих наиболее важных
случаев:
1) Ввод нового правила,
изменяющего старое правописание.Здесь важно посмотреть, по
отношению к чему является новым данное правило: а) к действующим правилам
1956 г; б) к сложившейся практике (Розенталь и др.). Кроме того, очень
важно оценить предлагаемое изменение, т.е. высказать мнение о том, полезно ли
оно и чем, приводит ли оно к большей унификации или дифференциации и
т.п.
2). Ввод нового правила,
нормализующего ранее не охваченную правилами зону.Здесь важно оценить степень
соответствия предлагаемого правила сложившейся практике и то, строгим или
рекомендательным оно должно быть.
3) Неполнота охвата языкового материала
(наличие лакун в составе правил и в конкретных правилах). Здесь важно найти
как случаи, не регламентируемые никакими правилами, так и случаи, когда правило
есть, но в нем прописаны не все случаи, которые обладают описанными в нем
признаками.
4) Изменение логики
построения и группировки старых правил. Ввод нового алгоритма для действующего
правила правописания.Имеются в виду случаи, когда
в основу правила положен новый признак, например, не часть речи, а тип
начального гласного и пр. В этом случае может существенно меняться не только
логика применения правила, но и логика «входа» в группы правил, их поиска. В
любом таком случае необходимо попробовать оценить степень эффективности нового
подхода.
5) Наличие недостатков и
противоречий в формулировках.
Помимо этих 5-ти основных
случаев, наиболее важных с точки зрения нормализации, возникают также более
частные, но не менее важные проблемы. К их числу можно отнести прежде всего
следующее:
6). Кодификация написания
просторечных и неузуальных слов и их использование в иллюстрациях и указателе
без стилистических помет.
7). Спорная частеречная
характеристика единиц, даваемая в правиле.
Для удобства обсуждения
комментарии к правилам располагаются не по «проблемам», а по параграфам и
страницам, т.е. «привязаны» к тексту Справочника. Однако в них по возможности
дан и общий тип возникающей проблемы.
Все комментарии разделены на
группы:
А. Комментарии к параграфам
и разделам:
А.1.
Орфография;
А.2.
Пунктуация;
Б. Комментарии к
отдельным словам.
Еще раз к вопросу о жанре «Правил». И другое.
Поскольку конкретный анализ
текста – вещь индивидуальная и мнения специалистов могут существенно
различаться, комментарии носят преимущественно персональный характер. По мере
поступления новых комментариев от членов кафедры они будут вноситься с общий
текст.
Мы приглашаем всех
заинтересованных лиц принять участие в обсуждении вышедшего Справочника. Свои
отзывы и комментарии можно направлять по адресу электронной почты pravila2006@mail.ru. В случае согласия автора
присланные тексты будут также размещены на странице кафедры русского языка (о
согласии на размещение в Интернете просим специально сообщать в своем письме).
Для удобства сравнения разных точек зрения просьба строить свой отзыв в виде
комментариев к конкретным параграфам и разделам, указывая по возможности тип
проблемы, возникающей в данной части текста
Справочника.
Научная деятельность