Кафедра русского языка
Новости и объявленияЗаведующий кафедройСотрудники кафедрыФотоальбомin MemoriamКонтактная информацияin English
Кабинет русской диалектологииЛаборатория этимологических исследованийЛаборатория общей и компьютерной лексикологии и лексикографии
Полезные ссылки по истории русского языка и книжностиСеминар «Русский научный язык»Научно-исследовательская работа магистрантовКонференцииОсновные направления исследованийПубликации Обсуждаем словари, справочники, учебникиРеформа правописания. Обсуждение проекта
ГосэкзаменыУчебные программыФилиалыИнновационные проектыРусский язык и культура речи в МГУ
Расписание занятийСпецкурсы, спецсеминары, КПВГрафик защиты дипломных работГрафик сдачи госэкзаменовВопросы к госэкзамену для бакалавровВопросы к госэкзамену для магистровНСО (студенческие конференции, конкурсы работ, публикации)
Магистратура на кафедреКурсы по выбору
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальностиОбщие курсыСпецкурсыПрограмма кандидатского минимума
Пособия
Полезные ссылки
Студентам

Вопросы к госэкзамену для магистров

Вопросы к госэкзамену для магистрантов по направлению «Филология»

Магистерская программа
«Современный русский язык: системно-когнитивный и функционально-коммуникативный аспекты»

1. Дискурсивные слова как особый класс единиц. Методы описания семантики дискурсивных слов.

2. Основные типы значений, выражаемых дискурсивными словами.

3. Назначение и проблемы создания онтологий (лингвистическая проблематика).

4. Средства автоматизации лингвистического анализа текстов.

5. Основные направления отечественной этнолингвистики. Этнолингвистическая школа Н.И. Толстого.

6. Основные направления зарубежной этнолингвистики. Польская школа этнолингвистики Е. Бартминьского.

7. Текст как объект стилистического исследования.

8. Жанрово-стилевое своеобразие современных СМИ.

9. Особенности организации словарных статей «Активного словаря русского языка» и место этого словаря в классификациях словарей Л. В. Щербы и С. И. Ожегова.

10. Толкование значений слова, метаязык и структура толкования в работах Московской семантической школы. Значение и употребление, принципы разграничения, виды употреблений в концепции Ю. Д. Апресяна.

11. Основные виды лингвистических экспертиз.

12. Методические основы анализа спорных высказываний.

13. Инструменты описания лексико-семантической синтагматики.

14. Логико-семантические отношения между предложениями. Членение значения предложения на ассерцию и пресуппозиции.

15. Нормы построения русского слова и их морфонологические следствия.

16. Морфонологические особенности и тенденции русского словоизменительного ударения.

17. Проблемы изучения языковой личности в отечественной и зарубежной лингвистике.

18. Языковая личность в диалектной лексикографии: принципы и методы лексикографического описания.

19. Когнитивные и дискурсивные условия вхождения новых производных слов в лексическую систему русского языка.

20. Словообразование как деятельность. Функции словообразования в современном русском языке (номинативная, конструктивная, компрессивная, экспрессивная, стилистическая, игровая, дискурсивная, прагматическая (воздействия), художественная).

21. «Типологический портрет» русского языка (ведущие типологические признаки структуры русского языка, его категорий и единиц).

22. Лакуны в лексических системах и концептосферах, выявляемые при сопоставлении русского языка с другими языками.

23. Синтаксические конструкции как сложные единицы языка, функционирующие на стыке лексики и грамматики.

24. Отечественная традиция изучения синтаксических конструкций: исследования Московской семантической школы, микросинтаксис Л. Л. Иомдина, электронный лингвистический ресурс «Конструктикон».

25. Общие закономерности устройства системы русского коммуникативного уровня. Три ступени варьирования коммуникативных значений.

26. Особенности коммуникативного типа волеизъявления в русском языке. Вариативные ряды распоряжения, приказа, эмоционального требования.

ЛИТЕРАТУРА

Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2013.

Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учеб. Пособие. М., 2007

Баранов А.Н., Плунгян В.А., Рахилина Е.В. Путеводитель по дискурсивным словам русского языка. М., 1993.

Безяева М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка. М., 2002.

Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 2009 (и другие издания).

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2014.

Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2009 (и другие издания).

Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учеб. для студентов вузов / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. М., 2012.

Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М., 2013.

Кукушкина О.В. Морфонология современного русского литературного языка. М., 2016 (электр. издание).

Проспект Активного словаря русского языка. М., 2010.

Рахилина Е. В. (ред.). Лингвистика конструкций. М., 2010.

Толстая С.М. Семантические категории языка культуры. Очерки по славянской этнолингвистике. М., 2010.

Вопросы к госэкзамену для магистрантов по направлению «Филология»

Магистерская программа
«Русский язык: коммуникативно-функциональный аспект»

1. Типология субъектов высказывания. Средства формирования субъектных сфер диктума и модуса. Представление о субъектной перспективе высказывания.

2. Модусные смыслы и эгоцентрические элементы языка как объекты научных исследований.Модусные смыслы и эгоцентрические элементы языка как объекты научного исследования.

3. Структура коммуникативного события с точки зрения современной лингвистики.

4. Представление древнерусского книжника о структуре коммуникативного события (на материале «Повести временных лет»).

5. Проблема разграничений фактов и мнений и ее значимость для лингвистической экспертизы.

6. Нормы построения русского слова и их морфонологические следствия.

7. Морфонологические закономерности русского ударения.

8. Работа с произведениями художественной литературы при преподавании русского языка и культуры речи студентам-нефилологам.

9. Инструменты описания лексико-семантической синтагматики.

10. Функции языка и функциональные стили.

11. Средства усиления и ослабления иллокутивной силы высказывания в научном тексте.

12. Предложения о реформе русского правописания конца XIX — середины XX вв.: общее и различия.

13. Общие принципы русской пунктуации.

14. Схема коммуникации Р.О. Якобсона и ее дальнейшая разработка К.А. Долининым. Теоретическое значение и практическое применение.

15. Наука и журналистика: сопоставительный функционально-стилистический анализ тематически сходных текстов.

16. Русская корпусная грамматика как типологически ориентированная грамматика (принципы описания грамматических категорий, терминологический аппарат)

17. Изосемические и неизосемические разряды слов и полевое представление части речи.

18. Дискурсивные слова как особый класс единиц. Методы описания семантики дискурсивных слов.

19. Основные типы значений, выражаемых дискурсивными словами.

20. Разработка темы устного выступления: топы как источники изобретений.

21. Элокуция как завершающий этап построения речи. Качества стиля, средства выразительности.

22. Типология видов общения: традиционные линии дифференциации и новые соотношения.

23. Типология коммуникантов: динамика коммуникативного поведения и коммуникативной личности.

24. Язык науки как упорядоченная семиологическая система и пути ее оптимизации.

25. Научный язык в коммуникативном процессе. Метадиалект и идиолект.

26. Язык, сознание, культура: их взаимосвязь.

27. Языковое сознание как образ мира и методы его анализа.

28. Учет направления подготовки в обучении нефилологов русскому языку и культуре речи.

29. Семантико-стилистические эффекты выбора изосемических или неизосемических конструкций в переводе.

30. Специфика вербализации диктумных и модусных смыслов при переводе. Интерпретация метатекста.

31. Психолингвистика как самостоятельная наука: предпосылки, история становления; объект, предмет, цель, постулаты, школы отечественной психолингвистики.

32. Базовые понятия отечественной психолингвистики: сознание, образ сознания, языковое сознание, образ мира. Языковая картина мира с точки зрения психолингвистики.

33. Технология получения базы данных по тексту и ее количественный анализ.

34. Основные процедуры NLP (токенизация, лемматизация, векторизация).

ЛИТЕРАТУРА

Волков А.А. Основы риторики: учебное пособие. М.: Академ. Проект; Екатеринбург: ГИПП Уральский рабочий, 2003. 301 с.

Гвишиани Н.Б. Практикум по корпусной лингвистике. М.: Высшая школа, 2008. 191 с.

Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. М.: Русский язык, 1980. 880 с.

Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Филол. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1998; 2004. 524 с.

Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 350 с.

Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. 284 с.

Кукушкина О.В. Морфонология современного русского литературного языка. М.: Издательство Московского университета, 2016. 337 с.

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи: учебник. М.: Проспект, 2008. 502 с.

Уржа А.В. Русский переводной художественный текст с позиций коммуникативной грамматики. М.: МАКС Пресс, 2021. 356 с.

Вопросы к госэкзамену для магистрантов по направлению «Филология»

Магистерская программа
«Историческая русистика и палеославистика»

1. Значение древнеболгарских и древнерусских надписей для реконструкции состояния языка.

2. Классификация эпиграфического материала и ее основания (содержание и датировка надписей; типы эпиграфических поверхностей).

3. Древнерусские надписи Новгорода, Старой Ладоги и Полоцка (общий обзор и не менее 5 примеров).

4. Древнерусские надписи Киева и его окрестностей (общий обзор и не менее 5 примеров).

5. Древнерусские надписи за пределами Древней Руси (Айя-София, аббатство Сен-Жиль) и иноязычные надписи на древнерусской территории («кунирони», «парехмари» в Софии Новгородской).

6. Древнеболгарские надписи X-XI вв. (общий обзор, примеры).

7. Фонетические особенности древненовгородского диалекта, отраженные в берестяных грамотах.

8. Основные морфологические особенности древненовгородского диалекта, отраженные в берестяных грамотах.

9. Графические системы, используемые авторами новгородских берестяных грамот.

10. Основные черты общедревнерусского и диалектного синтаксиса, отраженные в новгородских берестяных грамотах.

11. Диалектное членение раннедревнерусского языка.

12. История формирования современного русского диалектного членения и выделения украинского и белорусского языков из древнерусского.

13. Перемещения изоглосс различных языковых явлений в пространстве и во времени.

14. Диалектологический атлас русского языка как источник сведений по русской исторической диалектологии.

15. История грамматической семантики славянских перфекта и плюсквамперфекта в русском языке.

16. Семантика оппозиций в древнерусской системе указательных местоимений и последующая перестройка системы.

17. Древнерусские посессивные конструкции.

18. Особенности порядка слов древнерусского некнижного синтаксиса.

19. Средневековое болгарское право: круг источников, их лингвистическая характеристика.

20. Средневековое сербское право: круг источников, их лингвистическая характеристика.

21. Диахроническая составляющая в описании лексики современного языка (на примере работ Е.С. Яковлевой, Т.М. Николаевой, Анны А. Зализняк и др.)

22. Организация древнерусской акцентной системы.

23. Основные изменения в истории акцентной системы русского языка.

24. Лексические и грамматические кальки в средневековых славянских переводах.

25. Грамматический словарь как тип описания церковнославянского языка кон. XVI — XVII вв.

26. Концепция дидактической грамматики церковнославянского языка и особенности ее реализации в сочинениях Федора Максимова, Федора Поликарпова и Ивана Иконника.

ЛИТЕРАТУРА

Актуальные проблемы славянской лингвогеографии: Исследования по славянской диалектологии. — Вып. 5. — Москва, 1998.

Бернштейн С. Б. Разыскания в области болгарской исторической диалектологии. Т. 1. Язык валашских грамот XIV–XV веков. — Издательство АН СССР, Москва — Ленинград, 1948.

Галинская Е. А. Историческая грамматика русского языка. Фонетика. Морфология. — URSS: ЛЕНАНД, Москва, 2015.

Галинская Е.А. Историческая фонетика русских диалектов в лингвогеографическом аспекте. — Издательство Московского университета, Москва, 2002.

Грамматики Лаврентия Зизания и Мелетия Смотрицкого / Сост., подг. текста, научный комментарий и указатели Е. А. Кузьминовой; предисловие Е.А. Кузьминовой, М.Л. Ремнёвой. — Изд-во Моск. ун-та, Москва, 2000.

Зализняк А. А. «Русское именное словоизменение» с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. М.: Языки славянской культуры" 2002.

Зализняк А. А. Древнерусское ударение: Общие сведения и словарь. М.: Языки славянской культуры, 2014.

Зализняк А. А. Труды по акцентологии. Т. 1. М.: Языки славянских культур, 2010.

Зализняк А. А. Труды по акцентологии. Т. 2. М.: Языки славянских культур, 2011.

Зализняк А.А. «Слово о полку Игореве»: взгляд лингвиста. Издание 3-е, дополненное. — Рукописные памятники Древней Руси, Москва, 2008.

Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. 2-е издание, переработанное с учетом материала находок 1995–2003 гг. — Языки славянской культуры, Москва, 2004.

Зализняк А.А. Древнерусские энклитики. — Языки славянских культур, Москва, 2008.

Зализняк Анна А. Многозначность в языке и способы ее представления. — Яз. славян.культур, Москва, 2006.

Кузьминова Е.А. Развитие грамматической мысли России XVI–XVIII вв. — МАКС Пресс Москва, 2012.

Максимович К.А. Древнейший памятник славянского права «Закон судный людем»: композиция, переводческая техника, проблема авторства. // Византийский Временник. — 2002. — Т. 61(86). С. 24–37.

Рождественская Т.В. Граффити в церкви Спаса на Нередице в Новгороде (материалы к своду древнерусских надписей-граффити Новгорода Великого). // Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. — 2016. — Т. 9. — С. 156 — 169.

Шевелева М.Н. К истории грамматической семантики форм типа хаживал, бивал, бирал в русском языке // Русский язык в научном освещении. — 2016. — № 2 (32). — с. 71–90.

Шевелева М.Н. Русский плюсквамперфект в древнерусских памятниках и современных говорах // Русский язык в научном освещении. — 2007. — № 2 (14) — С. 214–252.

Эволюция грамматической мысли славян. XIV–XVIII вв. — Институт славяноведения, Москва, 1999.

Яковлева Е.С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова // Вопросы языкознания. — 1998. — № 3. — С. 43–73.

Процедура экзамена

Государственные экзамены проводятся для студентов выпускных курсов, полностью выполнивших учебный план и допущенных к итоговой государственной аттестации. Экзамен проводится в устной форме. Студентам предлагается комплект экзаменационных билетов, каждый из которых включает два вопроса. Экзаменуемые выбирают один из билетов, не видя их содержания. Для магистрантов возможна модифицированная процедура получения вопросов. Поскольку у магистрантов одного и того же года обучения набор курсов по выбору может совпадать не полностью, экзаменационный билет формируется следующим образом: он состоит из двух вопросов, но первый указывается в билете из набора, предназначенного для всех магистрантов, а второй вопрос экзаменуемые получают из других наборов билетов, сформированных в соответствии с теми курсами по выбору, которые они слушали.

Ответы на два вопроса экзаменационного билета готовятся непосредственно на экзамене. Время, отведенное студенту на подготовку, составляет не более 40 минут, на экзамене студенты отвечают согласно очереди. Члены экзаменационной комиссии могут задавать студенту вопросы по теме экзаменационного билета, а также дополнительные вопросы. После завершения всех ответов члены комиссии выносят коллегиальное решение относительно выставления той или иной оценки каждому из экзаменуемых, после чего оценки за государственный экзамен оглашаются публично перед всеми сдававшими его студентами.

Студентам — Вопросы к госэкзамену для магистров
© Филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2005–2024. Контент сайта — Анастасия Уржа, техподдержка — Александр Варламов