Кафедра русского языка
Новости и объявленияЗаведующий кафедройСотрудники кафедрыФотоальбомin MemoriamКонтактная информацияin English
Кабинет русской диалектологииЛаборатория этимологических исследованийЛаборатория общей и компьютерной лексикологии и лексикографии
КонференцииОсновные направления исследованийПубликации Обсуждаем словари, справочники, учебникиРеформа правописания. Обсуждение проекта
ГосэкзаменыУчебные программыФилиалыИнновационные проектыРусский язык и культура речи в МГУ
Расписание занятийСпецкурсыСпецсеминарыГрафик защиты дипломных работГрафик сдачи госэкзаменовВопросы к госэкзамену для бакалавровВопросы к госэкзамену для магистровНСО (студенческие конференции, конкурсы работ, публикации)
Магистратура на кафедре
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальностиОбщие курсыСпецкурсыПрограмма кандидатского минимума
Пособия Лицей
Полезные ссылки
Студентам

Вопросы к госэкзамену для магистров

Вопросы к госэкзамену для магистрантов по направлению «Филология»

Магистерская программа «Современный русский язык: системно-когнитивный и функционально-коммуникативный аспекты»

1. Предложения о реформе русского правописания конца XIX — середины XX вв.: общее и различия.

2. Общие принципы русской пунктуации.

3. Структура коммуникативной ситуации при анализе текста в специальных целях.

4. Виды отрицательной информации и способы ее выражения в тексте

5. Особенности организации словарных статей «Активного словаря русского языка» и место этого словаря в классификациях словарей Л. В. Щербы и С. И. Ожегова.

6. Толкование значений слова, метаязык и структура толкования. Значение и употребление, принципы разграничения, виды употреблений.

7. Нормы построения русского слова и их морфонологические следствия.

8. Морфонологические особенности и тенденции русского словоизменительного ударения.

9. Основные виды лингвистических экспертиз.

10. Методические основы анализа спорных высказываний.

11. Назначение и проблемы создания онтологий (лингвистическая проблематика).

12. Средства автоматизации лингвистического анализа текстов.

13. Основные направления русской этнолингвистики. Этнолингвистическая школа Н.И. Толстого.

14. Основные направления зарубежной этнолингвистики. Польская школа этнолингвистики Е. Бартминьского.

15. Функции словообразования в современном русском языке (номинативная, конструктивная, компрессивная, экспрессивная и стилистическая; адаптирующая, дискурсивная, художественная, игровая; функция когнитивного варьирования).

16. Роль русского словообразования и способы расширения возможностей словообразовательных ресурсов в номинативной деятельности.

17. Инструменты описания лексико-семантической синтагматики.

18. Типовая структура словаря-тезауруса.

19. Текст как объект стилистического исследования.

20. Жанрово-стилевое своеобразие современных СМИ.

21. Проблемы изучения языковой личности в отечественной и зарубежной лингвистике.

22. Языковая личность в диалектной лексикографии: принципы и методы лексикографического описания.

Вопросы к госэкзамену для магистрантов по направлению «Филология»

Магистерская программа «Русский язык: коммуникативно-функциональный аспект»

1. Типология субъектов высказывания. Средства формирования субъектных сфер диктума и модуса. Представление о субъектной перспективе высказывания.

2. Модусные смыслы и эгоцентрические элементы языка как объекты научных исследований.

3. Структура коммуникативного события с точки зрения современной лингвистики.

4. Представление древнерусского книжника о структуре коммуникативного события (на материале «Повести временных лет»).

5. Структура коммуникативной ситуации при анализе текста в специальных целях.

6. Виды отрицательной информации и способы ее выражения в тексте

7. Основные виды лингвистических экспертиз.

8. Методические основы анализа спорных высказываний.

9. Назначение и проблемы создания онтологий (лингвистическая проблематика).

10. Средства автоматизации лингвистического анализа текстов.

11. Нормы построения русского слова и их морфонологические следствия.

12. Морфонологические особенности и тенденции русского словоизменительного ударения.

13. Функции словообразования в современном русском языке (номинативная, конструктивная, компрессивная, экспрессивная и стилистическая; адаптирующая, дискурсивная, художественная, игровая; функция когнитивного варьирования).

14. Роль русского словообразования и способы расширения возможностей словообразовательных ресурсов в номинативной деятельности.

15. Инструменты описания лексико-семантической синтагматики.

16. Типовая структура словаря-тезауруса.

17. Средства усиления и ослабления иллокутивной силы высказывания в научном тексте.

18. Принципы построения словаря русской общемедицинской лексики.

19. Предложения о реформе русского правописания конца XIX — середины XX вв.: общее и различия.

20. Общие принципы русской пунктуации.

Вопросы к госэкзамену для магистрантов по направлению «Филология»

Магистерская программа «Историческая русистика и палеославистика»

1. Классификация эпиграфического материала и ее основания (содержание и датировка надписей; типы эпиграфических поверхностей).

2. Значение южнославянской и древнерусской эпиграфики для реконструкции состояния языка.

3. Эпиграфика Древней Руси и Балкан: общий обзор источников, примеры.

4. Основные понятия текстологии (архетип, авторский текст, список, протограф, антиграф, редакции, стемма и т. п.).

5. Принципы лингвистического издания древнеславянских письменных источников (выбор основного списка, передача текста, подведение разночтений, проблемы иноязычного оригинала, справочный аппарат и т. п.).

6. Средневековое болгарское право: круг источников, их лингвистическая характеристика.

7. Средневековое сербское право: круг источников, их лингвистическая характеристика.

8. Диалектное членение раннедревнерусского языка.

9. История формирования современного русского диалектного членения и выделения украинского и белорусского языков из древнерусского.

10. Перемещения изоглосс различных древнерусских языковых явлений в пространстве и во времени.

11. История грамматической семантики славянских перфекта и плюсквамперфекта в русском языке.

12. Семантика оппозиций в древнерусской системе указательных местоимений и последующая перестройка системы.

13. Древнерусские посессивные конструкции.

14. Особенности порядка слов древнерусского некнижного синтаксиса.

Студентам — Вопросы к госэкзамену для магистров
© Филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2005–2018. Контент сайта — Анастасия Уржа, техподдержка — Александр Варламов