новости факультета

Уважаемые абитуриенты 2024 года!

День открытых дверей филологического факультета состоится 24 марта (воскресенье) в ауд. П-9 (1 этаж) 1 учебного корпуса гуманитарных факультетов (Ленинские горы, д. 1, cтр. 51). Начало в 14:30.

все новости →


XLII Виноградовские чтения в МГУ

12 января 2011 года состоялись XLII Виноградовские чтения в МГУ, традиционно открывающие новый научный год. В этом году Чтения, посвященные теме «В.В. Виноградов о художественном тексте», собрали в университетской аудитории научную и педагогическую общественность Москвы и Петербурга — МГУ, Университета им. П. Лумумбы, МГОУ, ИРЯ РАН, СпбГУ. Прозвучало 8 докладов, в которых тематика Чтений, связанная с В.В. Виноградовым и исследованиями текста, и художественного текста в частности, предстала в науковедческом, текстово-грамматическом, сопоставительном и экспериментально-вычислительном аспектах.

Чтения открыл доклад проф. О.Г. Ревзиной (МГУ) «Понятие символа в теории художественного текста В.В. Виноградова», в котором докладчица обратилась к работам В.В. Виноградова первой трети 20 в., к полемике между В.В. Виноградовым, с одной стороны, и В.М. Жирмунским и Б.В. Томашевским (представлявшими идеологию ОПОЯЗа) — с другой. Основное внимание было уделено понятию символа, который понимался В.В. Виноградовым как лингвистическое условие формирования художественной идеи, как единица художественного сознания, как семантико-эстетическая единица словесно-художественной деятельности, принадлежащая определенной художественной системе. Символы соотносимы с другими символами, а не с единицами языка, т.е. осмысливаются только в рамках конкретного художественного текста. Было показано, что виноградовская методология основана на расширении границ стилистики художественной речи.

Ученица В.В. Виноградова проф. Г.А. Золотова (МГУ, ИРЯ РАН) в докладе «Виноградовские традиции в современной филологии» обсуждала виноградовские принципы лингвистического анализа и перспективы современной грамматической науки. Движение в любой науке обусловлено способностью ученого посмотреть на языковые факты новым взглядом и увидеть «новое в старом», а не дублировать традиционные, общепринятые формулы.

Доц. Г.В. Зыкова (МГУ) прочитала доклад «К биографии В.В. Виноградова: о программе и преподавателях Рязанской Духовной семинарии в конце 19 — начале 20 вв.». Докладчица познакомила слушателей с мемуарными материалами из архива проф. Д.И. Журавлева, который закончил ту же семинарию, что и В.В. Виноградов, и застал учителей В.В. Виноградова. Докладчица охарактеризовала дисциплины лингвистического цикла, обрисовала портреты преподавателей-филологов П.И. Алфеева, А.Н. Собчакова, которые поддерживали высокий научный уровень в семинарии. Увлеченность преподавателей Рязанской Духовной семинарии формировала интерес выпускников к научной деятельности, свидетельством чему — судьба выдающихся ученых филолога В.В. Виноградова и физика Д.И Журавлева.

Проф. М.Ю. Сидорова (МГУ) в своем докладе отметила особую значимость трех методологических принципов В.В. Виноградова ля современного лингвистического анализа художественного текста: 1) органическое объединение литературоведческих понятий с лингвистическими; 2) рассмотрение художественного произведения как модусно-диктумного единства; 3) взаимосвязанный анализ семантики и синтаксиса. Продуктивность идей В.В. Виноградова была показана на примере анализа фрагментов из классических текстов Толстого и Пушкина, применение к которым методики функционально-грамматического анализа позволяет выявить способы движения сюжета посредством смены событий и смены восприятий, а также подтверждает релевантность оппозиции «акциональное — перцептивное — рефлексивное» сознание персонажа для построения системы образов и раскрытия смысла сюжета художественного текста.

Проф. А.А. Волков (МГУ) в докладе «Система образов в произведениях риторической прозы» показал, что В.В. Виноградов различал два типа художественности — поэтическую и риторическую. В.В. Виноградов говорил о нелинейном анализе риторической прозы, что в конечном счете связано с такими смысловми категориями, как символ, образ. В развитие идей В.В. Виноградова докладчик предложил систему субъектных образов, определяющих структуру риторической прозы. Это образы ритора, оппонента, аудитории. В отличие от виноградовского образа автора, который является структурным центром целостного текста, образ ритора связан с этическим компонентом, т.е. с нормой поведения.

К.ф.н. Л.Л. Шестакова (ИРЯ РАН), выступая с докладом «Сводный словарь поэтического языка» как источник сопоставительного изучения индивидуальных лексиконов и стилей«, напомнила, что в 2011 г. лингвистическая общественность будет отмечать 50-летие выхода последнего тома «Словаря языка Пушкина», ответственным редактором которого был В.В. Виноградов. Докладчица представила разные типы словарей, которые относятся к сфере «авторской лексикографии». Основное внимание было уделено «Сводному словарю поэтического языка, который включает лексику десяти поэтов Серебряного века. В настоящее время издано четыре тома и подготовлен пятый.

Доц. Е. В. Горбова (СпбГУ) выступила с докладом «Текстовые функции русского глагольного вида в зеркале испанского языка (на материале корпуса параллельных художественных текстов)». Доклад базировался на материале лингвистического эксперимента, основной целью которого являлось контрастивное изучение особенностей функционирования видо-временных глагольных форм испанского и русского языка в художественном тексте. Прослежена общая тенденция передачи имперфективно-перфективных форм испанского глагола (прогрессивного аориста, прогрессивного перфекта и прогрессивного плюсквамперфекта) формой Прош.Несов. Как результат, можно констатировать сохранение аористического значения у Прош.Несов, о котором писал В. В. Виноградов в книге «Русский язык (Грамматическое учение о слове)».

В докладе доц. Е. В. Ягуновой и Л. М. Пивоваровой (СпбГУ) «Экспериментально-вычислительные исследования художественной прозы Н. В. Гоголя» были представлены результаты анализа семантической и информационной структур, где первая в наибольшей степени соотносится со стилем (характерным для писателя, цикла, произведения), а вторая — с содержанием произведения и/или цикла. В качестве объекта исследования были избраны «Петербургские повести», «Мертвые души» и «Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки», к которым применялась методика вычислительного эксперимента и эксперимента с информантами. Основной акцент в докладе делался на анализе взаимодействия и пересечения семантической и информационной структур, в результате чего семантическая структура приобретает элементы, свойственные содержательной стороне (например, частотные ключевые слова или словосочетания становятся и характеристикой стиля), а информационная структура начинает включать стилевые сочетания, приобретающие важную для содержания роль. Такого рода взаимопроникновение отличает художественную прозу от информационно насыщенных стилей текста (научного и новостного).

Фотографии


Е. В. Клобуков, В. Е. Чумирина, Л. А. Илюшина, А. В. Степанов, М. Ю. Сидорова, О. В. Кукушкина, Е. В. Ягунова, Е. Н. Никитина



Нижн. ряд: Н. В. Гатинская, Г. А. Золотова, О. С. Завьялова, О. В. Кукушкина, Е. В. Ягунова.
Верх. ряд: В. Е. Чумирина, О. Е. Фролова, М. Ю. Сидорова, Е. Н. Никитина, Н. Ю. Муравьева



Доктор филол. наук, профессор Г. А. Золотова (МГУ. ИРЯ РАН)



Доктор филол. наук, профессор М. Ю. Сидорова (МГУ)



Кандидат филол наук доцент Г. В. Зыкова (МГУ)



Доктор филол. наук, профессор А. А. Волков (МГУ)



Доктор филол. наук профессор О. Г. Ревзина (МГУ)



Доктор филол. наук доцент Е. В. Горбова (СПбГУ)



Кандидат. филол. наук, ведущий научный сотрудник ИРЯ РАН Л. Л. Шестакова



Канд. филол. наук И. В. Галактионова (МГУ)



Доцент СПбГУ Е. В. Ягунова




Все события

Еще...

119991, Москва, Ленинские горы, ГСП-1,
МГУ имени М. В. Ломоносова,
1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ),
филологический факультет
Тел.: +7 (495) 939-32-77, E-mail:

© Филологический факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова, 2024 г.