Что может неофициальная межвузовская научно-исследовательская группа и почему она должна стать официальной

Одна из модных тем, которая активно обсуждается в университетской среде, — поиск путей международного межвузовского сотрудничества. Идея интеграции в глобальное образовательное пространство сегодня захватила всех, и каждое российское высшее учебное заведение стремится расширить имеющийся круг зарубежных вузов-партнеров, сотрудничать с ними по самым разным научным и практическим направлениям. В сложившихся условиях, когда системы образования большинства стран мира переживают период модернизации, реформирования и унификации, адаптируясь к требованиям мирового рынка образовательных услуг, это выглядит вполне современно и не может вызывать возражений. Сожаление вызывает лишь то, что о внутрироссийских межвузовских проектах говорят далеко не так часто и не с таким энтузиазмом.

Между тем совершенно очевидно, что тесное взаимовыгодное сотрудничество российских университетов могло бы способствовать усилению их интеллектуального потенциала, обогащению и развитию их внутренней научно-образовательной среды, а вслед за этим и внешней среды российской науки и образования, которая их окружает и питает. Наш многолетний и плодотворный опыт участия в совместных внутрироссийских проектах показывает, что такое сотрудничество наилучшим образом реализуется через межвузовские научно-исследовательские группы.

Сегодня официальных групп, целенаправленно созданных университетами на условиях административного партнерства, четко ориентированных на совместное решение актуальных для вузов-участников задач и зафиксированных в вышестоящих образовательных структурах, фактически не существует. Но, как известно, свято место пусто не бывает, и там, где имеется государственная потребность, но отсутствует планомерная государственная политика, начинают действовать стихийные процессы. Сейчас образовавшуюся лакуну заполняют многоцелевые инициативные неформальные объединения российских ученых и преподавателей из разных вузов, которые сами собой возникли на стыке общих профессиональных и личных интересов их участников, не имеют никакого официального статуса, но по масштабу и результативности своей деятельности могут считаться полноценными субъектами современного образовательного пространства России, о котором так много говорят и пишут в последние годы. Их отличительной особенностью является ярко выраженная инновационность научного и педагогического поиска, которую давно уже следовало бы обратить в сторону развития не только российского образования в целом (чему это, собственно, и служит без всяких административных решений), но и ключевых высших учебных заведений страны, формирующих свой новый имидж на российском и международном рынке образовательных услуг. Без всякого преувеличения можно сказать, что от активности университетов и Министерства образования и науки в решении данного вопроса будет зависеть облик той системы образования, в которой в ближайшие годы нам предстоит жить и работать.

В качестве примера успешно функционирующей неофициальной межвузовской научно-исследовательской группы можно привести объединенный коллектив представителей Российского университета дружбы народов и Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова под руководством профессора РУДН Ольги Ивановны Руденко-Моргун, который ведет свою независимую деятельность в области теории и практики электронного учебника русского языка с начала 1990-х годов. За это время его участниками планомерно исследовались значимые для языкового образования возможности постоянно развивающихся информационно-коммуникационных технологий и создавались сменяющие друг друга концепции электронных средств обучения русскому языку как родному, как неродному и как иностранному, разрабатывались, издавались и широко внедрялись в практику преподавания средства обучения русскому языку нового поколения. В связи со всем вышесказанным необходимо с сожалением отметить, что данная инновационная проблематика разрабатывалась группой в отсутствие какой-либо конкуренции с официальными образовательными структурами и в отсутствие серьезной заинтересованности с их стороны.

В этих свободных условиях сфера деятельность группы постоянно расширялась, и теперь она выполняет функции небольшого научно-исследовательского центра: производит отбор и анализ электронных средств обучения русскому языку и ознакомление с ними педагогической общественности через средства массовой информации; создает оригинальные электронные средства обучения русскому языку как родному и как иностранному, осуществляет экспериментальную проверку их эффективности в России и за рубежом; участвует в разработке инновационной образовательной среды российского образования и университетов, к которым хоть и неофициально, но принадлежит; выполняет работы по заказу Министерства образования и науки РФ по созданию электронных учебно-методических комплексов для российской школы и стран ближнего зарубежья; проводит профессиональную экспертизу электронной учебной продукции по федеральным проектам; ведет подготовку научных кадров (аспирантов и докторантов); организует и поддерживает межвузовское взаимодействие в области разработки материалов дистанционного обучения русскому языку для самых разных контингентов учащихся.

Полагая, что такие важнейшие сегодня общественные сферы, как наука и образование, не должны быть подвержены неуправляемым процессам, участники группы выступают за то, чтобы аналогичные целевые научно-профессиональные образования создавались и множились под эгидой объединенных университетов с целью развития и продвижения университетской науки и практики. Для подобных коллективов в рамках общей деятельности высших учебных заведений следует выделять локальные направления с целью научно-практической разработки и последующего внедрения результатов.

Показать эффективность такого целевого подхода можно на примере выдвинутых группой в последние годы двух взаимосвязанных концепций, отражающих динамику представлений о том, каким должен быть современный электронный учебник русского языка, и реализованных в целой группе средств обучения. Речь идет о концепциях электронной учебной книги и «виртуальной школы».

Первая в стране электронная мультимедийная учебная книга «1С Репетитор: Русский язык» (авторы О. И. Руденко-Моргун, Л. А. Дунаева, Т. Е. Стрельцова, Г. Е. Кедрова, А. Е. Щеголева), охватывающая полный школьный курс русского языка, вышла в свет в 1999 году. В ее создании принимал участие межвузовский коллектив, представляющий три университета страны: Российский университет дружбы народов, Московский педагогический государственный университет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

«1С: Репетитор. Русский язык» можно назвать электронной книгой лишь условно — на самом деле он представляет собой целостный учебно-методический комплекс, объединяющий помимо собственно электронной книги компьютерный справочник, тренажер, тестер и интерактивные уроки-презентации. Но при этом электронная книга с перелистывающимися страницами как форма организации в нем теоретического, практического, справочного, иллюстративного, информационного и развлекательно-познавательного материала концептуально доминирует, определяя тем самым и сферу его использования — самостоятельная работа или самообучение (ведь книгу редко читают хором).

В 2002 году этот комплекс, дополненный контрольно-диагностическими тестами по пунктуации («1С: Репетитор. Тесты по пунктуации», авторы О. И. Руденко-Моргун, А. Е. Щеголева) и тестами по орфографии («1С: Репетитор. Тесты по пунктуации», авторы О. И. Руденко-Моргун, А. Е. Щеголева, Л. А. Дунаева), получил гриф Министерства образования РФ и в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой информационной образовательной среды» был централизовано поставлен в 39 000 школ России. С тех пор он пережил ряд переизданий и по сей день продолжает сохранять лидирующую позицию по продажам на российском рынке образовательных компьютерных программ.

Сразу после поступления комплекса в школы научно-исследовательской группой в содружестве с фирмой-издателем «1С» был проведен широкомасштабный опрос учителей русского языка, использующих его в практике преподавания. Анализ более 200 официальных отзывов дал все основания говорить о том, что при работе с учебными материалами, представленными в виде электронной книги и эффективно поддерживающими в первую очередь самостоятельное обучение, педагоги ощущают определенный дискомфорт от отведенной им пассивной роли. В отзывах учителей содержались многочисленные предложения по развитию среды комплекса, суть которых — желание интегрироваться с новыми инструментами обучения, использовать их в качестве средства взаимодействия с учениками в условиях аудиторной работы. Часто это было продиктовано не только субъективной потребностью сохранить за собой лидерскую позицию в учебном процессе, но и объективной необходимостью строить обучение с учетом преимущественно коллективной психологии учащихся как средней, так и старшей школы. В итоге стало очевидным, что учителю-русисту нужен такой электронный учебник, который позволял бы реализовать разные формы обучения: и индивидуальные, и коллективные. Поиск подобных форм и способов представления учебного материала на электронном носителе вызвал к жизни принципиально новую педагогическую идею — «виртуальный урок».

Эта концепция была реализована в 2006 году в образовательном гипермедийном комплексе «1С: Школа. Русский язык, 5-6 классы. Морфология. Орфография» (авторы О. И. Руденко-Моргун, А. Л. Архангельская, К. М. Герасимова, Л. А. Дунаева, В. А. Разговорова). Его основу составили 205 уроков в виртуальном классе.

«Виртуальный урок» представляет собой компьютерную имитацию учебного занятия с использованием совокупности средств мультимедиа и интерактивных возможностей компьютерных технологий. Его активными участниками являются виртуальные учитель и ученики, а также реальные пользователи, которыми могут быть не только дети, занимающиеся самостоятельно, но и целый класс под руководством педагога.

В основе каждой смысловой части виртуального урока лежит проблемная ситуация, эвристическая задача, учебное исследование или проект. Однако при этом речь идет не о пассивном просмотре учебного мультфильма — вопросы и задания, внедренные в ткань урока, прежде всего адресованы пользователю, индивидуальному (при самостоятельной работе) и коллективному (при работе в классе). Они стимулируют мыслительную и речевую активность детей, фокусируют внимание на ключевых моментах содержания урока, привлекают к участию в работе виртуального класса. Каждый вопрос, поставленный перед участниками виртуального урока, учитель может вынести на обсуждение класса, при этом ответы детей подкрепляются или опровергаются мнением их виртуальных собеседников. Результатом такой учебной деятельности становятся не только знания, умения и навыки в предметной области — дети на примере педагогических агентов-учеников, подражая им, учатся ставить проблему, обсуждать ее всем коллективом, выбирать оптимальное решение.

Думаю, понятно, что концепция виртуального урока обладает высокой степенью универсальности и может быть использована для создания аналогичных по форме представления учебного материала комплексов, адресованных не только русским детям, но и нерусским взрослым, изучающим русский язык как неродной и как иностранный.

На фестивале творческого интерактивного мультимедиа контента «КОНТЕНТ — 2006» продукт «1С: Школа. Русский язык, 5–6 классы. Морфология. Орфография» победил в номинации «Обучающие и образовательные программы» и после внедрения в российские школы прочно занимает вторую строчку в рейтингах по продажам после комплекса «1С: Репетитор. Русский язык».



Данная статья не преследует рекламных целей (информацию обо всех созданных группой образовательных продуктах можно найти на сайте фирмы «1С»: www.obr.1c.ru). Приведенное выше описание эволюции концепции электронного учебника служит наглядной демонстрацией того, как частные инициативы объединенных коллективов представителей разных вузов формируют современную образовательную реальность, получая свое признание и поддержку не на этапах планирования и разработки, а после успешного их осуществления. Надеяться на то, что такие группы разработчиков будут и впредь складываться сами собой, обеспечивая российское образование необходимыми теоретическими и практическими разработками, по меньшей мере наивно, поэтому на сегодняшний день одна из основных (и новых) задач административного ресурса высшего образования России, на наш взгляд, заключается в создании комплексной нормативной и материальной базы межвузовской научно-исследовательской деятельности.

Л. А. Дунаева

© Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007–2008