Филология на местности

В душе каждого студента живет авантюрист. А в душе каждого филолога еще и следопыт-детектив. Действительно, чем занимается ученый-филолог? Расшифровывает древние тексты, отыскивает забытые рукописи, по фрагментам восстанавливает жизнь прошлых веков. Обнаружить сожженный второй том «Мертвых душ» или пропавшие черновики «Тихого Дона», расшифровать узловое письмо племен майя — словом, найти то, что невозможно найти, понять то, что казалось недоступно человеческому разуму, — вот она, мечта любого филолога со студенческой скамьи!

А что делать студенту, если, казалось, все доступные тайны разгаданы, а к далеким индейским племенам не пускают? Правильно, найти эти тайны самим. И, как оказалось, далеко за ними ходить не надо.

Знаете ли вы, где находится Грибоедовский особняк? А где в Москве поселились грифоны? И кому разрешили плавать на Гоголевском бульваре? А мы теперь знаем!

Ведь студент МГУ должен не только интересоваться своей узкой специальностью, но и расширять свой кругозор. Мы, студентки филфака, за последний месяц узнали много нового о нашем городе и родной alma mater, а кроме того, просто потренировали свои мозги. И еще поучаствовали в Годе русского языка самым занимательным образом — через игру-квест «Поиск сокровищ». Мы, естественно, согласились, как только услышали об этом. Ведь мы видели квесты лишь на компьютере, и вдруг нам предлагают такую игру, в которой мы одновременно и действующие лица, и немножко авторы!

Первый восторг прошел тогда, когда мы, вооружившись лопатищей длиной 30 см, пошли откапывать очередную подсказку. Несмотря на обширные «археологические раскопки» на аллее МГУ, к нашему разочарованию, мы ничего не нашли.

Другие загадки отгадать было проще, но нам пришлось потрудиться: освежить в памяти глаголицу, порыться в Интернете, вспомнить различия архитектурных стилей и школьный курс географии, ну и походить по Москве не один вечер. Однако связать подсказки нам удалось далеко не сразу. И действительно, как вы свяжете лошадей за спиной Шолохова и Кузнецкий мост?

Недостающим звеном оказалось стихотворение Н. М. Языкова «Маяк». После того как мы его получили, все встало на свои места, так как программу по русской литературе для поступающих мы забыть еще не успели.

Вы, конечно, уже догадались, кто этот искомый автор и о каком произведении идет речь? Разумеется, это «Хорошее отношение к лошадям» В. В. Маяковского.

Но кроме главного задания у нас еще были бонусные. Во-первых, сфотографировать дом, соответствующий описанию (это оказался Грибоедовский особняк на Тверском бульваре), а во-вторых — памятник поэту или писателю, который родился в городе с определенными координатами. И все бы ничего, да координаты были зашифрованы. Последнее задание оказалось, пожалуй, самым трудным. Но нам все-таки удалось выяснить, что это открытый недавно на Поварской памятник И. А. Бунину.

Пока мы искали ответы на все эти вопросы, мы смогли посмотреть на Москву другими глазами, открыть для себя уголки, которых раньше не замечали, а также поговорить с теми людьми, для которых «домики старой Москвы» — не стены из кирпича и цемента, а живые существа со своей, часто непростой историей и семейными тайнами.

В. Столярова, О. Онипенко

© Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007–2008