Круглый стол

«Русский язык — интегратор российского общества.
Язык как средство развития социальной организации и организации научного знания»

Реальным началом Года русского языка (если он вообще когда-то заканчивается на филологических факультетах страны) стал для нас круглый стол на тему «Русский язык — интегратор российского общества. Язык как средство развития социальной организации и организации научного знания», проведенный 19 декабря 2006 года в рамках общеуниверситетского гуманитарного проекта «Политическая и социально-экономическая стратегия современной России: научное обеспечение стабильной перспективы в XXI веке». Как отметили создатели проекта, хотя процесс глобализации и несет человечеству новые возможности, он чреват конфликтами и прямыми столкновениями цивилизационного характера. Единственным способом их преодоления может быть лишь поиск гармоничного сочетания национальных и общечеловеческих ценностей. Только на базе комплексного понимания культуры и ментальности разных стран возможно воспитание культурной, религиозной и этнической толерантности, от чего в буквальном смысле слова зависит выживание человечества. Для многонациональной и многоконфессиональной России эта проблема не только внешнеполитическая, но внутренняя — проблема сохранения государства.

В обсуждении вопросов круглого стола, кроме ученых факультета, приняли участие Ю. Н. Караулов, Л. П. Крысин, В. И. Беликов, М. А. Кронгауз. Их доклады, а также статья Л. О. Чернейко «К итогам дискуссии на тему „Русский язык — интегратор российского общества“» опубликованы в первом выпуске научного альманаха «Acta philologica» (М., 2007. С. 5-66). По результатам дискуссий участниками были сформулированы следующие предложения:

«Филологи, способствуя сохранению и охране норм литературного русского языка, могут и должны внести свой вклад в дело стабилизации и интеграции современного российского общества. К сфере ответственности лингвиста перед обществом относится выработка реалистических рекомендаций и поддержка языковой толерантности. Достижение этих целей возможно с помощью как привычного для лингвистов инструментария (словари и грамматики), так и прямых обращений к обществу (выступления в СМИ, комментарии, участие в публичных дискуссиях).

Важное значение приобретает организация школьного образования и особенно «человековедческих» дисциплин. Необходимо увеличить количество часов на изучение русского языка и русской литературы. Особое внимание следует уделить изучению стилистических регистров языка и речевых жанров.

Поскольку СМИ имеют самую широкую аудиторию и достаточно сильное влияние на общественное сознание, необходимо добиваться того, чтобы каждое многотиражное издание СМИ, а также все каналы радио и телевидения ввели рубрику культуры речи.

Следует организовать электронную службу мониторинга современной русской речи, которая фиксировала бы все ошибки «медийных» лиц (журналистов, политиков) и давала соответствующие комментарии.

Эффективным противостоянием влиянию Интернета на речь его пользователей было бы введение новой практики приема на работу в те организации, от деятельности которых зависит чистота литературного языка и культура его употребления (школы, вузы, СМИ, издательства, а также органы управления). Помимо диплома о высшем образовании каждый поступающий на такую работу обязан сдать соответствующий лингвистический минимум. Задача филологов — его разработка, задача государства — его внедрение.

Лингвисты не имеют права отставать от запросов общества в сфере языка и коммуникации. Они должны изучать новые явления в лексике, грамматике, речевом этикете, а также фиксировать слова уходящие, но очень важные для традиционной русской культуры. Особого внимания требуют к себе сверхчастотные («модные») слова, которые необходимо изучать как источники информации о ментальном состоянии общества.

Без государственной воли одними усилиями общественности проблему сохранения единого языкового стандарта не решить. Без программы активной поддержки государства нам не удастся удержать пока еще имеющийся у русского языка статус международного, как не удастся удержать и сам литературный язык. Поэтому предлагаем включить заботу о литературном русском языке в сферу приоритетных национальных проектов Российского государства».

© Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007–2008