Научная деятельность

 

Из отчета о научной и научно-методической работе кафедры в 2003—2008 годах (Весь отчет)

Направление №7.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Тема 2. Проблемы межкультурной коммуникации в теории и практике преподавания языков и культур
(научный руководитель — профессор Д. Б. Гудков)

С середины 90-х годов важным направлением в деятельности кафедры является разработка проблем межкультурной коммуникации: ведется описание русской когнитивной базы, русского культурного пространства, русского ментально-лингвального комплекса, русской языковой картины мира, особенностей русской коммуникации. Изучаются этно­пси­хо­лин­гвис­ти­чес­кие аспекты коммуникации, русские культурные коды, лингво­когнитив­ные особенности русского дискурса (в том числе политического), русский культурный минимум и др.
Под руководством профессора Д. Б. Гудкова два преподавателя кафедры работают над кандидатскими диссертациями:

  • Е.А.Савкина. «Прецедентные феномены в современном рекламном тексте»;
  • О.В.Макарова. «Особенности описания инофонам архитектурного и домоустроительного кодов культуры».

Преподаватели кафедры активно выступают на конференциях, в печати, принимают участие в научных дискуссиях и рабочих совещаниях, участвуют в создании лингво­культуро­логических и толково­культуро­логических словарей, различных средств обучения.
В рамках данного направления осуществлялась комплексная культурно-страноведческая программа, предполагающая различные формы аудиторной и внеаудиторной работы с иностранными учащимися: чтение спецкурсов, проведение спецсеминаров, подготовку учебных пособий культурно-страноведческой тематики (В программу включены также проекты «Русский клуб» и «Русские вечера», в рамках которых проводятся тематические вечера, экскурсии и др. (см. подробнее ниже, в разделе «Внеаудиторная работа с учащимися»)). Изучались проблемы восприятия и интерпретации иностранными учащимися русской культуры, литературы и истории. Был создан целый ряд учебных пособий, обеспечивающих формирование культурно-страноведческой компетенции иностранных учащихся, развитие навыков анализа художественного текста, восприятия фактов русской культуры. За период с 2003 года в рамках данного направления были опубликованы:

  • Д.Б.Гудков. Теория и практика межкультурной коммуникации. Курс лекций.
  • Д.Б.Гудков (в соавт.). «Язык СМИ».
  • В.В.Красных «Свой» среди «чужих»: миф или реальность?
  • Д.Б.Гудков, И.В.Захаренко, В.В.Красных. Можно? Нельзя? Коммуникативный минимум по культурной адаптации в русской среде.
  • Н.Г.Ткаченко. История культуры Древней Руси.
  • А.Н.Варламов. Пришвин. Паустовский (учебно-методическое пособие).
  • Н.Г.Ткаченко. Пособие по истории культуры Древней Руси (для иностранных учащихся).
  • А.Н.Варламов, В.В.Муравьева, И.И.Яценко. Русский рассказ конца ХХ века.
  • Н.В.Баско. Изучаем русский, узнаем Россию. Учебное пособие по русскому языку, практической стилистике и культурологи. Издания 2004, 2006, 2007 гг.
  • Н.В.Баско. Знакомимся с русским традициями и жизнью россиян. Учебное пособие по русскому языку и культурологи.
  • И.И.Яценко. Русская «нетрадиционная» проза конца ХХ века. Пособие для иностранных учащихся. Издания 2004, 2007 гг.

В рамках данного направления специалистами кафедры ведется большая словарная работа. Издаются как словари, имеющие сугубо научную направленность, так и словари учебно-методического характера, непосредственно используемые в практике преподавания РКИ как эффективное средство обучения:

  • И.С.Брилева, Д.Б.Гудков и др. Словарь «Русское культурное пространство: лингвокультурологический словарь». Вып.1.
  • И.С.Брилева, Д.Б.Гудков и др. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий.
  • Д.Б.Гудков (в соавт.). Телесный код русской культуры: материалы к словарю.
  • Н.В.Баско (в соавт.). Культурологический словарь «Русская деревня. ХХ век».
  • Н.В.Баско (в соавт.). Музыкальный учебный словарь. Для учащихся-иностранцев.
  • Н.В.Баско (в соавт.). Культурологический словарь «Православная Россия в русской литературе».

Для иностранных учащихся разных уровней преподавателями кафедры проводились следующие спецсеминары и спецкурсы, которые были посвящены особенностям русского ментально-лингвального комплекса,  фактам русской истории и культуры, специфике восприятия произведений русской художественной литературы в иностранной аудитории и пользовались  большой популярностью у учащихся:

  • Краткий курс истории России (Д.Б.Гудков),
  • Легенды русской истории (Д.Б.Гудков),
  • Русская цивилизация: типологические особенности (Д.Б.Гудков),
  • Нетрадиционная русская проза конца ХХ века (И.И.Яценко),
  • Современная русская женская проза (И.И.Яценко),
  • Современная русская проза: кризис или расцвет? (И.И.Яценко),
  • История русской классической музыки Х1Х века (Н.Г.Ткаченко),
  • Трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов» и русская история (Т.Ю.Торопова),
  • Знакомимся с  русской классикой (Н.Г.Ткаченко),
  • Эксперимент в русской литературе от Пушкина до современности  (И.И.Яценко),
  • Современная русская проза и апокалипсис (А.Н.Варламов),
  • В мире прекрасного (русская живопись) (Н.Г.Ткаченко),
  • Русский фольклор: традиции и современность (И.С.Брилева),
  • Музеи Москвы и Петербурга в системе художественной культуры  (И.В.Зезекало),
  • Клуб русского языка (Л.Н.Нечаева, И.В.Зезекало),
  • Клуб любителей русской поэзии (Л.Н.Нечаева),
  • Клуб русской песни и романса (И.А.Христиансен).

Преподаватели кафедры читали лекции и проводили спецсеминары по культурно-страноведческой проблематике в ряде зарубежных вузов:

  • Торопова Т.Ю. подготовила и прочитала курс лекций  по истории России для студентов университета Марка Блоха в Страсбурге;
  • И.В.Зезекало провела в Нанкинском университете (Китай) семинар для аспирантов «Культура и история России»;
  • Л.Н.Норейко проводила  спецсеминары «Политика и экономика современной России» и «Этикет русского языка» для студентов университета Конкук (Р.Корея);
  • О.И.Судиловская подготовила и ежегодно проводила для студентов Люблянского универитета (Словения) два спецсеминара:
    • «История русской классической литературы»;
    • «Язык современных российских СМИ».
  •  

Полный список спецсеминаров, предлагаемых кафедрой иностранным учащимся, см. здесь.

 

 

Другие направления и темы:

 

Направления
Темы
Руководитель
Направление №2. ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕГО КАК ИНОСТРАННОГО, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ.
Тема 1. Разработка теоретических основ преподавания РКИ профессор Л. П. Клобукова
Тема 3.   Разработка единой российской  системы стандартизированного сертификационного тестирования по русскому языку как иностранному профессор Л. П. Клобукова
Тема 4. Лингводидактическое описание русского языка как средства делового общения в целях преподавания РКИ профессор Л. П. Клобукова
Тема 6. Новые технологии в преподавании русского языка как иностранного д. п. н., доцент Л. А. Дунаева
Направление №7. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Тема 2. Проблемы межкультурной коммуникации в теории и практике преподавания языков и культур профессор Д. Б. Гудков
Направление №8. ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА XI—ХХ ВЕКОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЕГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
Тема 2. Изучение закономерностей литературного процесса (русская литература ХVIII — ХХ веков) профессор А. Н. Варламов