Научная деятельность

 

Из отчета о научной и научно-методической работе кафедры в 2003—2008 годах (Весь отчет)

Направление №2.
ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕГО КАК ИНОСТРАННОГО, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ.
Тема 6. Новые технологии в преподавании русского языка как иностранного
(научный руководитель — д. п. н., доцент Л. А. Дунаева)

В рамках данного весьма перспективного научного направления разрабатывались теоретические основы создания и внедрения в практику преподавания РКИ современных педагогических технологий, в том числе базирующихся на компьютерных информационно-коммуникационных средствах. Члены кафедры активно выступали в печати, принимали участие в научных дискуссиях на конференциях и рабочих совещаниях. В частности, на ХI Конгрессе МАПРЯЛ был прочитан концептуальный доклад «Актуальные проблемы теории и методики преподавания русского языка как иностранного ХХI века: формирование единого информационно-образовательного пространства» (Л. А. Дунаева и Л. П. Клобукова), который опубликован в материалах Конгресса.
В соответствии с планом научной работы кафедры в отчетный период Л. А. Дунаева подготовила и защитила докторскую диссертацию «Дидактическая интегрированная информационная среда для иностранных учащихся гуманитарных специальностей, изучающих русский язык как средство научного общения» и опубликовала монографию «Средства информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранных учащихся гуманитарных специальностей научному общению». Ею была предложена комплексная технология проектирования инновационной среды обучения научному общению на базе средств ИКТ, описаны механизмы ее интеграции в образовательное пространство российского вуза, обоснована модель обучения контингентов иностранных учащихся кафедры с использованием системы аутентичных ситуаций научного общения, обеспеченных адекватной технической, технологической, информационной и коммуникационной поддержкой.
Данное диссертационное исследование заложило научные основы для реализации двух международных научно-практических проектов:

  • «Технология разработки и внедрения компьютерной поддержки очного и дистанционного обучения иностранцев, овладевающих русским языком со специальными целями» (совместно со специалистами Опольского университета (Польша);
  • «Русистика в виртуальном пространстве» (совместно со специалистами из Опольского университета (Польша) и кафедры славистики Потсдамского университета (Германия).

Участники первого проекта ведут работу по созданию электронного учебно-методического комплекта (ЭУМК) для поддержки польского варианта печатного учебника «Русский язык в деловом общении» (который выдержал уже три переиздания). На сегодняшний день разработаны и описаны технология создания и поэтапного внедрения УЭМК в очные и заочные формы обучения русскому языку как средству делового общения, элементы его электронной компонентной базы, наборы образцов учебно-методических материалов. Концепция проекта и подготовленные материалы прошли апробацию на семинарах РОПРЯЛ «Новые технологии в преподавании РКИ» (2004, 2005 гг.) и в рамках мастер-классов «Мультимедиа технологии в преподавании языков» (2004, 2005 гг., Ополе, Польша).
В плане реализации второго проекта произведена теоретическая разработка структуры распределенного виртуального образовательного пространства для профессионального общения преподавателей РКИ в России и за рубежом; готовятся материалы для совместного пособия «Использование прикладных программ и ресурсов Рунет в обучении РКИ» (авторы — Л.А.Дунаева, Б.Хлебда), концепция которого представлена в докладе на ХI Конгрессе МАПРЯЛ. По этой же проблематике в кафедральном сборнике научных статей «Язык, литература, культура: актуальные проблемы изучения и преподавания» в 2006 году опубликована статья участников проекта «Ресурсы Рунета на уроках РКИ (из опыта работы с польскими студентами-русистами)».
С 2007 года кафедра приступила к разработке концепции третьего проекта – «Концептуальное моделирование инновационной среды обучения иностранному (русскому) языку как средству профессионального общения в условиях классического университета». Работа ведется в рамках среднесрочного плана фундаментальных исследований по Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на период 2007-2009 годы. Подготовлено обоснование проекта:

  • определены цели и задачи проведения исследований;
  • обоснована их актуальность;
  • произведена оценка уровня проведения исследований в России по данной тематике в сопоставлении с мировым;
  • описаны предлагаемые пути получения научных результатов, ожидаемые практические результаты.

В стадии разработки находится развернутый план-проспект разрабатываемой среды. По аналогичной тематике кафедра сотрудничает в рамках межвузовской научной группы с факультетом русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН (создан, издан и внедрен в практику преподавания ряд электронных мультимедийных учебных пособий по русскому языку как родному, как неродному и как иностранному) и Центром международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова (апробация учебного форума, отдельных учебных и прикладных материалов среды).
Инновационная проблематика, разрабатываемая кафедрой, нашла свое отражение в докладе «Инновационная деятельность филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова в контексте развития международного сотрудничества в области филологического образования» (М.Л.Ремнева, Л.А.Дунаева), прочитанном на Международной конференции «Русский язык и литература в международном образовательном пространстве: современное состояние и перспективы» (Гранада, 7—9 мая 2007 г.).
Под руководством Л.А.Дунаевой на кафедре готовятся к защите три диссертационных исследования:

  • докторская диссертация А.Н.Богомолова «Виртуальная языковая среда как основа дистанционного обучения иностранному (русскому) языку»;
  • кандидатская диссертация Б.Хлебды (Польша) «Лингвометодические основы использования ресурсов Рунет в обучении русскому языку иностранных студентов-филологов»;
  • кандидатская диссертация аспирантки факультета педагогического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Хао Сюе на тему «Проектирование инновационных педагогических технологий для высшего профессионального образования».

Л.А.Дунаева осуществляла также научное руководство при написании магистерской диссертации Чжан Лисин «Современные педагогические технологии в высшем гуманитарном образовании (на примере России и КНР)» (работа защищена на «отлично» с рекомендацией в аспирантуру 14 июня 2007 года).
В рамках данной исследовательской темы преподавателями кафедры были созданы соответствующие средства обучения для различных контингентов учащихся, включая слушателей ФПК филологического факультета МГУ, желающих пройти дистанционный курс обучения:

  • Интернет-продукт для слушателей ФПК: «Программа курса «Лингвометодические основы обучения иностранных учащихся речевому общению на профессиональные темы». http://www.philol.msu.ru /~dowuz /libraent. htm (Л.П.Клобукова).
  • Интернет-лекция для слушателей ФПК: «Функциональная морфология. Имя прилагательное». http://www.philol.msu.ru /~dowuz /libraent.htm (Г.А.Битехтина).
  • Интернет-продукт для слушателей ФПК: «Программа курса «Деловое общение» (Л.Н.Норейко).
  • Интернет-лекция для слушателей ФПК: «Две системы профессионально ориентированного обучения и тестирования по русскому языку как иностранному в российской теории и практике преподавания». http://www.philol.msu.ru /~dowuz /libraent.htm (Л.П.Клобукова).
  • Интернет-продукт для слушателей ФПК:  «Гибкая модель обучения». http://www.philol.msu.ru /~dowuz /libraent.htm (Т.Ю.Торопова).
  • Электронное учебное пособие: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Л.А.Дунаева (в соавт.).
  • Электронное учебное пособие: Русский язык с компьютером. Шаг 1 (вводный фонетико-грамматический курс для иностранцев). Л.А.Дунаева (в соавт.).
  • Учебно-методический интернет-комплекс (УМИК), модуль «Страховая компания». ACTR/ACCELS, Washington, 2003 hptt: //www.rusnet. org /modules/busrus/ home.htm (Л.П.Клобукова и др.).*
  • Интернет-продукт «Словарь терминов к курсу «Деловое общение» (Л.Н.Норейко)*.

Специалистами кафедры подготовлены и выставлены в сети Интернет материалы, обеспечивающие возможность организации дистанционного тренировочного и пробного тестирования в рамках российской системы ТРКИ:

  • Электронный тренировочный тест Элементарного уровня общего владения русским языком как иностранным. ACG, USA, 2004, http://www.sras.org/text.phtm l?m=188 (И.Н.Афанасьева, Л.П.Клобукова,).*
  • Электронный тренировочный тест Базового уровня общего владения русским языком как иностранным. ACG, USA, 2004, http://www.sras.org/text.phtm l?m=188 (И.Н.Афанасьева, Л.П.Клобукова, И.И.Яценко).*
  • Электронный тренировочный тест Первого уровня общего владения русским языком как иностранным. ACG, USA, 2004, http://www.sras.org/text.phtm l?m=188 (И.Н.Афанасьева, Л.П.Клобукова, И.И.Яценко).*
  • Электронный проверочный Тест по русскому языку как иностранному для граждан зарубежных стран. Общее владение. Элементарный уровень Портал «Русский язык для всех» http://www.ru-far.ru (И.Н.Афанасьева, Л.А.Дунаева, Л.П.Клобукова).*
  • Электронный проверочный Тест по русскому языку как иностранному для граждан стран СНГ и Балтии. Общее владение. Базовый уровень Портал «Русский язык для жителей СНГ и Балтии» http://www.ru-far.ru (И.Н.Афанасьева, Л.А.Дунаева, Л.П.Клобукова).*

В отчетный период по инициативе кафедры русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов впервые в отечественной практике преподавания РКИ прошли дистанционные сертификационные экзамены по русскому языку как иностранному учащиеся из Норвегии. Преподаватели кафедры вошли в международный  российско-норвежский авторский коллектив, который изучил цели, задачи и преимущества дистанционной формы тестирования по сравнению с традиционной. Были выявлены возникающие при этом методико-психологические, технологические и организационные трудности, намечены перспективы развития этого важного направления в теории и практике преподавания РКИ. Результаты исследования, теоретические основы осуществления данного проекта, были представлены в коллективном докладе на Х1 конгрессе МАПРЯЛ в Варне.

Существенному обновлению подвергся кафедральный сайт, проектирование которого продолжается (отв. Е.В.Гусева).

Работы, отмеченные знаком *, созданы на стыке 3-й, 4-й и 6-й тем.

 

Другие направления и темы:

Направления
Темы
Руководитель
Направление №2. ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕГО КАК ИНОСТРАННОГО, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ.
Тема 1. Разработка теоретических основ преподавания РКИ профессор Л. П. Клобукова
Тема 3.   Разработка единой российской  системы стандартизированного сертификационного тестирования по русскому языку как иностранному профессор Л. П. Клобукова
Тема 4. Лингводидактическое описание русского языка как средства делового общения в целях преподавания РКИ профессор Л. П. Клобукова
Тема 6. Новые технологии в преподавании русского языка как иностранного д. п. н., доцент Л. А. Дунаева
Направление №7. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Тема 2. Проблемы межкультурной коммуникации в теории и практике преподавания языков и культур профессор Д. Б. Гудков
Направление №8. ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА XI—ХХ ВЕКОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЕГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
Тема 2. Изучение закономерностей литературного процесса (русская литература ХVIII — ХХ веков) профессор А. Н. Варламов