Этот День Победы...

Есть праздники, которые не отменяются ни при каких условиях. Их список вряд ли окажется длинным. Пожалуй, это Новый год, который неотвратимо наступает независимо от общественно-политических условий, это рождение ребенка, которое для любой матери и отца является событием в семейной жизни, и это, конечно, День Победы, в который щемит сердце от знакомой до боли «Прощания славянки», это «мороз по коже» от взмывших в небо авиалайнеров, это нежный аромат сирени и белые распускающиеся яблони.

Когда я решила предложить студентам провести «Бессмертный полк» виртуально, в удаленном формате, у меня были опасения, что в этом мероприятии они увидят некий официозный прецедент, официально-патриотическое мероприятие, от которого наступила усталость и накопилось раздражение. Поэтому предвосхищая некую апатию и вполне понятное отторжение любых административно-обязательных мероприятий, я предложила перевести его в интимно-искренний формат — рассказ должен быть очень личным, касаться только своей семьи. Можно было описать семейную фотографию военных лет, узнать у родителей или бабашек и дедушек, кто в семье участвовал в войне или работал в тылу. Есть ли по каким-то обстоятельствам «цепочка времен» разорвалась, то мне было интересно узнать, что правнуки и даже праправнуки героев Победы чувствуют в этот День, какие эмоции испытывают. И вы представляете — реакция практически была одна — «Да, мы расскажем»!

Второй моей просьбой было подготовить сообщение на иностранном языке — финском и венгерском, время изучения которого для большинства студентов менее года. Многое в языке еще не выучено, изученная лексика пока ограничена, но тем интереснее было выполнить задание. На занятиях мы описывали известные фотографии военных лет, помните — подруги-летчицы после боевого вылета, молодая девчушка-регулировщица в Берлине. Мы составляли рассказы по картинам Ф.М. Решетникова, А.А. Пластова, А.А. Дейнеки. Так что определенная языковая база была сформирована. Теперь все зависело от ребят — их любви к семье, уважения памяти прошлого, наконец, их творческого подхода к заданию. «Вахта памяти» длилась две недели. Вот что получилось.

В мероприятии приняли участие 16 человек. Все докладчики нашли в домашнем архиве фотографии своих близких. Не было ни одного студента, который бы сказал, мне не о ком рассказывать или я ничего не слышал о них. Рассказы были полны сочувствия, ведь порой речь шла о героях, которые были моложе самих докладчиков.

Память о Победе должна быть скромной, без нарочитой бравады и с обязательной Минутой молчания. Она должна хранится в семейном кругу. Но эта светлая память, потому что жизнь продолжается!

В качестве дани памяти и благодарности всем участникам этого мероприятия я размещаю некоторые сочинения студентов с фотографиями их родственников времен Великой отечественной войны.

Заведующая кафедрой финно-угорской филологии,
д. филол. наук Н.С. Братчикова