История кафедры

ДЕВЯНОСТЫЕ ГОДЫ

До 1992 года при филологическом факультете работало Отделение по преподаванию русского языка как иностранного, объединявшее три кафедры.
В 1992  году в результате структурных изменений эти кафедры вошли в состав факультета как самостоятельные структурные единицы, что определило дальнейшее развитие специальности РКИ в соответствии с исторически сложившимся опытом научно-методической и учебной работы каждой из кафедр: кафедры РКИ для филологов, кафедры РКИ для иностранцев гуманитарных факультетов и кафедры РКИ для иностранцев естественных факультетов.

Общим основанием для дальнейшего развития специальности РКИ в Московском университете стало функционально-коммуникативное описание русского языка в целях преподавания его иностранцам (направление № 2 по плану филологического факультета).
Наличие такой общей лингводидактической базы позволило определить приоритетные направления в работе конкретных кафедр, учитывая специфику факультетов, контингента, целей и задач обучения.

Следует отметить, что преподавание русского языка иностранцам в 90-е годы было связано со многими трудностями объективного характера.
Создание новой государственной системы, новой системы образования в высшей школе, обучение иностранных граждан в рамках новых финансово-экономических отношений — все это существенно изменило характер контингента обучающихся, приоритеты в их коммуникативных потребностях, повлияло на характер организационной и научно-методической работы кафедр.

Учебная работа, которую ведут преподаватели кафедры, весьма многопланова. Они проводят практические и семинарские занятия, читают лекции по актуальным проблемам теории и практики преподавания РКИ, руководят работой аспирантов, соискателей и научных стажеров, проводят сертификационное тестирование, оппонируют диссертационные исследования.
Ежегодно на кафедре обучается более 200 иностранных студентов, магистрантов, аспирантов и стажеров филологического, экономического, юридического, исторического, социологического, философского факультетов и факультета психологии.
Ведущие специалисты кафедры активно участвуют в подготовке российских студентов филологического факультета МГУ, получающих специализацию «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного». Преподаватели кафедры читают общие и специальные курсы лекций:

  • Функциональная морфология (Г. А. Битехтина);
  • Функциональная лексикология (Л. А. Нестерская);
  • Теория и методика преподавания РКИ (Л. П. Клобукова);
  • Язык и культура (Д. Б. Гудков);
  • Лингводидактические основы сертификационного тестирования по русскому языку как иностранному (Л. П. Клобукова, Л. Н. Норейко);
  • Лингвометодические основы обучения русскому языку иностранных учащихся-нефилологов гуманитарного профиля (Л. П. Клобукова).

С 2000 года на филологическом факультете МГУ при активном участии доцентов кафедры докторов филологических наук В. В. Красных и Д. Б. Гудкова была введена новая специализация «Межкультурная коммуникация», цель которой — подготовка специалистов, способных профессионально решать как теоретические, так и практические задачи по взаимодействию русского языка и русской культуры с иными этническими языками и культурами. Была подготовлена программа специализации и начато чтение ряда спецкурсов: «Основы психолингвистики и теории коммуникации», «Этнопсихолингвистика и лингвокультурология» и «Дискурс и русское языковое сознание» (В. В. Красных), «Теория и практика межкультурной коммуникации» и «Методы анализа политического дискурса» (Д. Б. Гудков).

Ведущие специалисты кафедры читают лекции и ведут семинарские занятия по актуальным проблемам теории и практики преподавания РКИ в группах российских преподавателей — слушателей ФПК (Г. А. Битехтина, Л. П. Клобукова, Д. Б. Гудков, Л. А. Нестерская, И. И. Яценко и др.).

Новой формой работы с иностранными аспирантами и магистрантами является проведение ежегодных научно-практических конференций, связанных  с тематикой исследований учащихся. Тексты докладов участников конференций публикуются в сборниках «Актуальные проблемы социологии, экономики и политологии».

Коллектив кафедры ведет большую научную и научно-методическую работу. Только за период с 1996 по 2001 год было опубликовано 4 монографии, 50 учебников, учебных и учебно-методических пособий, более 300 научных статей и тезисов докладов. На базе кафедры издано 19 сборников научных статей «Язык, сознание, коммуникация» (под редакцией В. В. Красных и А. И. Изотова). Преподаватели кафедры активно участвуют в российских и зарубежных конференциях; за последние годы ими было сделано 140 научных докладов и сообщений.
Приоритетными направлениями в научно-методической работе кафедры являются следующие:

  • функционально-семантическое описание современного русского языка в целях его преподавания как иностранного: изучение коммуникативных аспектов лексики и грамматики, изучение функциональных стилей, прежде всего научного стиля, разработка типологии текстов, сопоставительное изучение русского языка;
  • разработка актуальных вопросов теории и методики преподавания русского языка как неродного  с учетом конкретных коммуникативных потребностей разных контингентов иностранных учащихся, прежде всего обучающихся на гуманитарных факультетах: студентов, магистрантов, аспирантов и стажёров;
  • разработка теоретических основ создания российской государственной системы образовательных стандартов и типовых тестов по русскому языку как иностранному;
  • разработка лингводидактических основ обучения русскому языку как средству делового общения;
  • теоретическое обоснование и практическое внедрение новых обучающих технологий, в том числе создание компьютерных и мультимедийных средств обучения;
  • исследование проблем межкультурной коммуникации в теории и практике преподавания языков и культур.

За последние пять лет членами кафедры было защищено 4 докторских диссертации, каждая из которых явилась своего рода этапом для того или иного направления в теории преподавания РКИ:

  • Л. П. Клобукова. Лингвометодические основы обучения иностранных студентов-нефилологов гуманитарных факультетов речевому общению на профессиональные темы. М., 1995.
  • И. В. Михалкина. Лингвометодические основы обучения иностранных граждан русскому языку как средству делового общения. М., 1998.
  • В. В. Красных. Текст — дискурс — коммуникация (лингвокогнитивные аспекты коммуникативного акта). М., 1999.
  • Д. Б. Гудков. Прецедентные феномены в языковом сознании и межкультурной коммуникации. М., 2000.

В этот же период времени защитили кандидатские диссертации А. Н. Варламов, В. В. Каверина, Е. А. Филатова, А. В. Вавулина, Е. Н. Виноградова. Широту научных интересов преподавателей кафедры демонстрирует тематика выполняемых диссертационных исследований: ведётся разработка лингвистических основ преподавания русского языка как иностранного и теоретических проблем методики преподавания РКИ, исследуется специфика гуманитарного подстиля, языка делового общения и современных средств массовой информации, анализируются проблемы лингвокультурологии, проводятся исследования русской когнитивной базы, изучается русская классическая и современная литература в целях ее преподавания в иностранной аудитории и др.

В 90-е годы продолжается изучение особенностей функционирования лексической и грамматической системы русского языка, описание семантики русского предложения, ведутся исследования в области фразеологии и учебной лексикографии. Издаются монографические работы, учебные пособия, словари, лексические минимумы и программныематериалы для различных категорий иностранных учащихся.
Был подготовлен ряд учебных и учебно-методических пособий по русскому языку с учетом профессиональной ориентации иностранных студентов и аспирантов различных гуманитарных факультетов.

Большое внимание уделяется на кафедре совершенствованию методики краткосрочного обучения, в частности методики формирования и развития навыков и умений устной речи на продвинутом этапе обучения. Для традиционных стажерских контингентов разрабатываются эксклюзивные учебные программы, создаются (в том числе и по заказу зарубежных вузов-партнеров) новаторские по своему характеру учебные пособия, отличающиеся оригинальностью методической концепции и направленные на активизацию потенциальных возможностей учащихся.
Создан ряд учебных пособий, обеспечивающих формирование культурно-страноведческой компетенции иностранных учащихся, развития навыков анализа художественного текста.

Широту учебно-методических программ, предлагаемых кафедрой иностранным стажерам, демонстрирует перечень семинаров, подготовленных в 90-е годы и пользующихся большей популярностью у учащихся.

90-е годы явились новым этапом развития теории и практики преподавания РКИ: началась разработка серии образовательных стандартов по русскому языку как иностранному, ориентированных на разные уровни владения РКИ, и создание соответствующей системы многоуровневого унифицированного независимого сертификационного тестирования. Актуальность данного направления была обусловлена кардинальными изменениями условий функционирования русского языка как межнационального и международного средства общения, произошедшими в те годы. В частности, резко изменились условия приема иностранных граждан в высшие учебные заведения России: иностранцы получили возможность начинать занятия на основных факультетах как после учебы на подготовительных факультетах, так и после других форм обучения (после занятий на курсах, в коммерческих образовательных центрах и др.). Подобная свобода выбора любой удобной для иностранного учащегося формы довузовского обучения вполне согласовывалась с общепринятыми нормами мировой практики, однако при этом возникла необходимость разработать и внедрить в  практику российской высшей школы нормативные описания целей и содержания обучения (стандарты) и систему объективной фиксации результатов обученности. Все это позволяет сделать сопоставимыми результаты изучения русского языка иностранными гражданами в разных странах, в разных формах и условиях обучения, с использованием различных учебных пособий, средств обучения и др.
Коллектив кафедры внёс весомый вклад в решение данной проблемы. В начале 90-х годов кафедра выступила инициатором создания «Абитуриент-теста» — «Типового теста по русскому языку для иностранцев, поступающих в вузы России», М., 1994 (авт.: И. Н. Афанасьева, Г. А. Битехтина, Л. Н. Булгакова, Д. Б. Гудков, Е. А. Зелинская, Л. П. Клобукова, В. В. Красных, О. В. Луценко, В. В. Муравьева, Л. А. Нестерская,  О. И. Судиловская, В. Г. Харечко, И. А. Христиансен). Год спустя был опубликован «Тест по русскому языку для иностранцев» (авт.: Л. Н. Булгакова, Е. А. Зелинская, В. В. Красных. МГУ, 1995 г.), который активно использовался при работе с иностранными стажерами.
«Абитуриент-тест» явился первым шагом на пути формирования системы единого унифицированного независимого контроля в российской практике преподавания РКИ, на пути разработки стандартизированных тестов. Министерство образования РФ рекомендовало его к расширенному использованию в российских вузах и финансировало создание мультимедийных продуктов на его основе:

  • В. В. Красных, Л. Н. Булгакова, Е. А. Зелинская. Multi media Russian Langrus, Language leaning windows version. Text Workbook. М., Экон, 1995.
  • В. В. Красных, Л. Н. Булгакова, Е. А. Зелинская. Multi media Russian Langrus, Language leaning windows version. Teachers book. М., Экон, 1995.

С 1996 года преподаватели кафедры, совместно с авторскими коллективами из Центра международного образования МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского университета и Российского университета дружбы народов, начали создание Российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ):

  • была разработана система уровней общего владения РКИ, установлена их корреляция с уровнями, принятыми в зарубежной практике тестирования применительно к другим европейским языкам (по системе ALTE);
  • данная система была соотнесена с уровнями, предусмотренными для основных форм и профилей обучения в системе российской высшей школы;
  • в соответствии со статьей 7 «Закона об образовании» РФ, была разработана система государственных образовательных стандартов;
  • были созданы и опубликованы типовые тесты разных уровней как общего владения русским языком, так и владения русским языков в специальных целях.

Преподаватели кафедры принимали активное участие в создании компонентов Российской государственной системы тестирования.
Параллельно ведётся разработка теоретических проблем лингводидактического тестирования. Преподаватели кафедры ежегодно публикуют десятки научных статей по данной проблематике, выступают с докладами на научных общероссийских и международных конференциях. В настоящее время реализуется проект «Разработка и внедрение в процесс обучения и сертификационного тестирования компьютерных вариантов типовых и экзаменационных тестов по русскому языку как иностранному».

В 90-е годы одним из наиболее актуальных направлений теории и практики преподавания РКИ явилась разработка лингвометодических проблем обучения иностранных граждан русскому языку как средству делового общения, что объяснялось стремительным развитием рыночных отношений в России и углублением интеграционных процессов во внешнеэкономических отношениях между Россией и зарубежными странами. Преподаватели кафедры, откликаясь на этот социальный заказ, приступили к изучению коммуникативных потребностей новых категорий иностранных учащихся, к научной разработке современных технологий обучения русскому языку в сфере делового общения и внедрению их в практику преподавания РКИ.
Л. П. Клобукова и И. В. Михалкина (в соавторстве с профессором РУДН С. А. Хаврониной) опубликовали в России и за рубежом серию научных статей и учебных пособий по данной проблематике.

В 1994 году по инициативе кафедры на базе филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова была открыта первая и единственная в России Международная научно-практическая программа «Русский язык в деловом общении», председателем Научно-методического совета которой стала декан факультета профессор М. Л. Ремнёва.
В рамках Программы осуществляется работа над 30 проектами при участии более 200 специалистов — представителей кафедры русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов МГУ, других кафедр РКИ МГУ и сотрудников российских и зарубежных университетов, образовательных центров и ассоциаций. Проекты носят как научно-исследовательский, так и практический характер. В основу разработки системы обучения и тестирования по русскому языку как средству делового общения положены результаты исследований в области социолингвистики, собственно лингвистики, культурологии, этнопсихологии и методики, проведённых специалистами кафедры.
В рамках научно-исследовательских проектов Программы была защищена докторская диссертация И. В. Михалкиной «Лингвометодические основы обучения иностранных граждан русскому языку как средству делового общения» (1998 г.), кандидатская диссертация И. В. Супрун «Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся военных вузов командного профиля при обучении русскому языку как средству профессионального общения» (2000 г.).

Преподавателями кафедры было опубликовано более восьмидесяти научных и научно-методических работ по проблемам обучения и сертификационного контроля русскому языку как средству делового общения. Большой популярностью среди российских и зарубежных преподавателей пользуются вышедшие в свет в России и в зарубежных странах учебники и учебные пособия, включающие учебно-методический фильм, мультимедиа и Интернет-продукты.

В соответствии с научно-методической концепцией многоуровнего сертификационного тестирования по русскому языку как средству делового общения, разработанной И. В. Михалкиной, впервые в российской практике преподавания РКИ была создана и опубликована серия типовых тестов трех уровней, в работе над которыми принимали участие преподаватели кафедры И. Н. Афанасьева, Л. Н. Булгакова, Ю. В. Бухвалова, И. В. Захаренко, Е. А. Зелинская, В. В. Красных, И. В. Михалкина, Л. Н. Норейко, С. Р. Щагина.
Преподаватели кафедры неоднократно проводили учебные курсы и сертификационное тестирование по русскому языку как средству делового общения в зарубежных вузах и образовательных центрах Германии, Польши, Словакии, Чехии, США.

С середины 90-х годов на кафедре активно развивается такое актуальное научное направление, как «Теория и практика межкультурной коммуникации». С 1996 года в рамках этого направления работает семинар «Текст и коммуникация», участники которого занимаются изучением следующих проблем: межкультурная коммуникация, этнопсихолингвистические аспекты коммуникации, лингвокогнитивные особенности русского дискурса, коммуникативные акты и специфика русского текста, русская когнитивная база и ее составляющие, русский культурный минимум.
В рамках данного направления были защищены две докторские диссертации: В. В. Красных «Структура коммуникации в свете лингво-когнитивного подхода (коммуникативный акт, дискурс, текст)» (1999 г.) и Д. Б. Гудков «Прецедентные феномены в языковом сознании и межкультурной коммуникации» (2000 г.) и опубликованы два монографических исследования: В. В. Красных. «Виртуальная реальность или реальная виртуальность?» (М., 1998), Д. Б. Гудков. «Прецедентное имя и проблемы прецедентности» (М., 1999).
Преподавателями кафедры был подготовлен ряд спецсеминаров и спецкурсов, посвященных особенностям русского ментально-лингвального комплекса и русской культуры, для иностранных учащихся разных уровней:

  • «Культура — ментальность — дискурс» (В. В. Красных),
  • «Как не быть “чужим” для русских?» (В. В. Красных),
  • «Краткий курс истории России» (Д. Б. Гудков),
  • «Русская цивилизация: типологические особенности» (Д. Б. Гудков),
  • «Русский фольклор: традиции и новаторство» (И. В. Захаренко),
  • «Русская культура в зеркале фразеологии» (И. В. Захаренко).

Для оснащения учебного процесса по аспекту межкультурной коммуникации создаются необходимые учебные пособия:

  • Д. Б. Гудков «Межкультурная коммуникация: проблемы обучения. Лекционный курс для студентов РКИ», М., 2000.
  • Д. Б. Гудков, В. В. Красных, И. В. Захаренко и др. Можно? Нельзя? Практический минимум по культурной адаптации в русской среде, М., 2001.

На кафедре реализуется комплексная программа культурно-страноведческих мероприятий, предполагающая различные формы аудиторной и внеаудиторной работы, а также подготовку пособий культурно-страноведческой тематики. В рамках проектов «Русский клуб» (руководитель — Л. Н. Нечаева) и «Русские вечера» (руководитель — И. И. Яценко) организуются лекции-беседы и тематические вечера по проблемам русской культуры: литературы, живописи, театра, музыки, кино и др. Учащимся предлагается экскурсионная программа, цель которой познакомить их с достопримечательностями Москвы и социально-культурной жизнью России.