История кафедры

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В начале 70-х годов большим авторским коллективом под руководством Г. А. Битехтиной были созданы учебные пособия  «26 уроков  по развитию речи» (МГУ, 1972; «Русский язык», 1975, 1980, 1981, 1983, 1984)) и «14 уроков по развитию речи» (МГУ, 1973; «Русский язык», 1974, 1975, 1976, 1977), на многие годы ставшие базовыми учебными пособиями, широко используемыми  в российской и зарубежной практике преподавания РКИ на занятиях  по развитию  навыков устной речи. Успех этих учебных пособий обеспечивался учетом потребностей учащихся, достаточно полным представлением материалов по каждой теме, наглядным выделением опорных лексико-грамматических структур.

В середине 70-х годов под руководством Т. А. Хургиной ведется разработка методики обучения диалогической дискуссионной  речи,  под ее редакцией выпускается серия пособий «Материалы для ведения бесед-дискуссий», обеспечивающих развитие речевых навыков и умений, необходимых для участия в дискуссии на продвинутом и завершающем этапах обучения русскому языку (выпуски 1-4, МГУ, 1981, 1984, 1987 гг.).

Большое внимание уделяется изучению особенностей языка средств массовой коммуникации, а также методике развития речи на материале текстов общественно-политического характера. В этом направлении работают: Н. С. Ляпидевская, Г. М. Поспелова, А. Л. Горбачик, А. В. Фролкина, Н. В. Лебедева, С. П. Курганова, Э. И. Калиновская, Т.Н.Еремина, Н. М. Малашенко, С. В. Дятлова, Н. С. Маторина, О. К. Грекова, С. Л. Пятецкая, И. П. Кузьмич, Т. В. Астахова, М. В. Иванова, Е. Б. Сагоян.

Новым аспектом в практике преподавания РКИ явилась работа по анализу языка художественных произведений в иностранной аудитории. Первый опыт в этой области принадлежал А. Н. Васильевой и Т. И. Пабауской.
В 70-е годы М. И. Гореликовой были методически обоснованы принципы лингво-стилистического анализа языка художественных произведений в целях преподавания РКИ, с учетом которых создавались учебные пособия: «Интерпретация художественного текста», МГУ, 1983 (под ред. М. И. Гореликовой); М. И. Гореликова, Д. М. Магомедова «Лингвостилистический анализ художественного текста», МГУ, 1989.

Большое внимание уделяется преподавателями кафедр формированию культурно-страноведческой компетенции иностранных учащихся, их знакомству с историей и культурой России. На кафедрах создан ряд учебных пособий, обеспечивающих этот важный в практике преподавания РКИ аспект:

  • Монолог современника. Пособие  по страноведению для иностранцев, авт.: А. С. Александрова, В. С. Девятайкина (ред.), Н. В. Красильникова, Л. И. Соболева, МГУ, 1979.
  • Сборник текстов по страноведению, под ред. З. Г. Паршуковой и И. П.  Кузьмич, МГУ, 1986.
  • Практическое пособие по страноведению для учащихся естественных факультетов, авт.: Л. Н. Бахтина, В. С. Девятайкина, Н. М. Лариохина, МГУ, 1981.
  • Материалы  по истории русской культуры (первая половина XIX века), авт.: А. С. Александрова (ред.), Т. И. Мелентьева, И. В. Нешина, М. Л. Ремнева, В. А. Чирскова. МГУ, 1981.
  • Читаем и говорим по-русски, под ред. А. Н. Барыкиной, авт.: В. А. Кузьменкова, Г. Б. Потапова, Л. С. Холод, МГУ, 1985.