Конференция «Рассказанное и зримое. Поэтика и технологии трансмедийного перевода» 6–7 ноября 2009 года
 


новости факультета

Объявлено о конкурсе на получение грантов РНФ по мероприятию «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами» (совместно с Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований — БРФФИ).

Гранты Фонда выделяются на реализацию в 2026–2028 годах.

Размер гранта Фонда составляет от 4 (Четырех) до 7 (Семи) миллионов рублей в год.

Конкурсная документация: https://rscf.ru/upload/iblock/77c/akqr5mchsm639t0fsix3hzhd9ruwwp9l.pdf

Возможность для заполнения форм в ИАС РНФ станет доступна примерно за месяц до подачи Заявки в Фонд на новом сайте: https://ias.rscf.ru

Дедлайн на факультете — 19 мая 2025 года.

Результаты конкурса утверждаются правлением Фонда в срок по 31 декабря 2025 года.

Обратите, пожалуйста, внимание!

Руководителю проекта необходимо в первую очередь — Подготовить письмо организации и зарубежной организации для участия в скоординированном конкурсе РНФ и БРФФИ (Приложение 2 конкурсной документации) на русском (думаю, что на английском языке в данном случае не нужно, но уточните у коллег + нужно ли им такое письмо — тогда подписывать будем два экземпляра), которое ДОЛЖНО БЫТЬ ПОДПИСАНО ОРИГИНАЛЬНЫМИ ПОДПИСЯМИ И ПРИЛОЖЕНО К ЗАЯВКЕ В СИСТЕМЕ ИАС РНФ. Только после этого возможно сформировать Заявку.

Приложение 2 надо подготовить ЗАРАНЕЕ . Их подписывает Университет, потом подпись зарубежных партнеров. Дальше Формы подгружаются в Заявку и только после этого возможно зарегистрировать Заявку и распечатать подписные листы.

Для подписания заявки в системе ИАС РНФ уполномоченным лицом МГУ необходимо представить в Научный Отдел:

— Форму «Т» Титульный лист заявки на конкурс;

— Форму 5 «Запрашиваемое финансирование;

— подлинники собственноручно подписанных Согласий на обработку персональных данных руководителя проекта и основных исполнителей, сканированные копии которых были загружены в личные кабинеты (если Согласия не были подгружены в систему раньше).

Для финансирования проекта через МГУ при оформлении заявки в ИАС РНФ необходимо выбрать организацию:

ИНН/КПП 7729082090/772901001

ОГРН 1037700258694

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»; краткое наименование организации: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, МГУ имени М.В.Ломоносова, Московский университет или МГУ;

координатор: Федянин А.А.

Пожалуйста, не забывайте нас заранее информировать о своем желании подать Заявку на Конкурс.

Для своевременного централизованного сбора документов и дополнительных разъяснений по подаче Заявки.

все новости →


Конференция

Рассказанное и зримое. Поэтика и технологии трансмедийного перевода

6–7 ноября 2009 года, Москва, филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова

Слово и образ в человеческой культуре всегда существовали в динамическом единстве. Древние изображения сопровождались заговором, служили своего рода «иллюстрациями» мифологических сюжетов. Создание современного фильма начинается с написания сценария, а заканчивается рекламной аннотацией и рецензией кинокритика. Многообразие медийного мира открывает все новые, порой парадоксальные возможности сочетания и противопоставления словесного и изобразительного ряда. И «серьезное» искусство, и массовая культура постоянно ищут и нередко находят неожиданные варианты решения этой старой и вечно актуальной задачи.

Кафедра общей теории словесности филологического факультета МГУ исследует различные аспекты данной проблематики. Конференция «Рассказанное и зримое» — предварительный итог работы учебных и творческих семинаров, дискуссий, исследовательских опытов разного уровня (включая написание дипломных работ). Вместе с тем задача конференции — расширить поле зрения филологов, интересующихся медийной проблематикой и работой на стыке речевых и изобразительных средств современной культуры.

Формат конференции: в рамках каждого из трех (трехчасовых) заседаний предполагается 2-3 «постановочные» проблемные сообщения и подробное обсуждение обозначенной проблематики.


6 ноября (пятница) 16.00–19.00 

Кино-образ национальной мечты

В годы великой депрессии в США именно кино стало опорой национального духа: зрители смогли увидеть «американскую мечту» и поверить в нее. Немного позднее по ее образцу была предпринята попытка создать советскую киноверсию национальной (или интернациональной?) мечты. С тех пор движущееся изображение в различных сочетаниях с речевыми и литературными практиками используется — все шире — как средство мобилизации «доверия к себе» и мотивации к действию. Каковы плюсы и минусы, возможности и ловушки этого процесса?

Докладчики и ведущие дискуссии: Даниил Борисович Дондурей, кинокритик и социолог искусства, главный редактор журнала «Искусство кино» и Юлия Борисовна Идлис, литературовед, критик, зав. отделом культуры журнала «Русский репортер».


7 ноября (суббота) 10.00–13.00 

Бумажная архитектура: утопия и художественный эксперимент

Бумажная архитектура — это проект на бумаге плюс его словесное описание, не находящие, а порой и не предполагающие воплощения в материале. Истоки бумажной архитектуры — в утопических видениях авангардистов, чьи планы намного опережали технические и экономические возможности своего времени («башня» Татлина, невероятные небоскребы конструктивистов). В наши дни художники и архитекторы опираются на опыт авангарда, создавая неутилитарные варианты архитектурной утопии. Она же составляет и давний, любимый мотив литературы (не только в «Четвертом сне Веры Павловны»!) — тем самым предмет возможного продуктивного разговора филологов и архитекторов.

Докладчики и ведущие дискуссии: Юрий Аввакумов, архитектор и художник, создатель электронного архива «бумажной архитектуры» и Александр Боровский, архитектор и художник


7 ноября (суббота) 13.00–16.00

«Изображение запрещено»: от романтических видений к концептуальному искусству

Современное искусство в своих истоках — игра и эксперимент, иногда предполагающий резкое самоограничение, проведение непреодолимых границ и запретов. Создание искусственно шоковых ситуаций заставляет читателя и зрителя по-новому осмыслить привычные явления. Предмет обсуждения за круглым столом — разнообразные ситуации, когда изображение «стоит перед глазами», не будучи и даже отказываясь быть буквально зримым: экскурсия по картинной галерее с завязанными глазами, картины для слепых (зрители смотрят «ушами») или «фиктивные» картины, существующие исключительно в литературном описании.

Докладчики и ведущие дискуссии: Юрий Альберт, концептуальный художник и Екатерина Владимировна Иноземцева



119991, Москва, Ленинские горы, ГСП-1,
МГУ имени М. В. Ломоносова,
1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ),
филологический факультет
Тел.: +7 (495) 939-32-77, E-mail:

© Филологический факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова, 2025 г.