Кафедра русского языка
Новости и объявленияЗаведующий кафедройСотрудники кафедрыФотоальбомin MemoriamКонтактная информацияin English
Кабинет русской диалектологииЛаборатория этимологических исследованийЛаборатория общей и компьютерной лексикологии и лексикографии
Полезные ссылки по истории русского языка и книжностиСеминар «Русский научный язык»Научно-исследовательская работа магистрантовКонференцииОсновные направления исследованийПубликации Обсуждаем словари, справочники, учебникиРеформа правописания. Обсуждение проекта
ГосэкзаменыУчебные программыФилиалыИнновационные проектыРусский язык и культура речи в МГУ
Расписание занятийСпецкурсы, спецсеминары, КПВГрафик защиты дипломных работГрафик сдачи госэкзаменовВопросы к госэкзамену для бакалавровВопросы к госэкзамену для магистровНСО (студенческие конференции, конкурсы работ, публикации)
Магистратура на кафедреКурсы по выбору
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальностиОбщие курсыСпецкурсыПрограмма кандидатского минимума
Пособия
Полезные ссылки
О кафедре

Синтаксис

Изучение синтаксиса на кафедре во многом определялось влиянием концепции В. В. Виноградова, которая была сформулирована во введении к разделу «Синтаксис» «Грамматики русского языка» (1952–1954), а также в ряде статей. Эта синтаксическая концепция, вобрав в себя самое ценное из русской синтаксической традиции и неким образом завершив ее, вместе с тем задала направление дальнейшего развития синтаксической мысли, выявив основные проблемы исследования синтаксиса. Свой анализ русской синтаксической традиции В. В. Виноградов изложил в книге «Из истории изучения русского синтаксиса (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова)» (1958) и в статьях, посвященных грамматическим взглядам А. А. Шахматова, А. М. Пешковского, Л. В. Щербы и других ученых (Эти статьи переизданы в кн.: Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975).

Основными единицами синтаксиса В. В. Виноградов предложил считать словосочетание и предложение и определил их качественные различия: предложение обладает предикативностью и, следовательно, является основной коммуникативной единицей; словосочетание, не обладая предикативностью, служит строительным материалом для предложения. Ученый дал собственно лингвистическое истолкование предикативности – логического по происхождению понятия – как категории, заключающейся в соотнесении содержания предложения с действительностью и выражающейся через категории модальности, времени и лица.

Решения многих из сформулированных В. В. Виноградовым вопросов были представлены в вышедшей под его редакцией академической «Грамматике русского языка» (М., 1952–1954). В ее создании принимали участие сотрудники кафедры В. А. Белошапкова, Е. М. Галкина-Федорук, Е. А. Земская, Н. Ю. Шведова. С выходом в свет учебника «Современный русский язык» (М., 1954) эта синтаксическая концепция была введена в практику университетского преподавания синтаксиса.

Внимание В. В. Виноградова было обращено не только к формальной организации синтаксических единиц, но и к их использованию при передаче разных смыслов. Сотрудники кафедры русского языка активно и плодотворно работали в этих направлениях. Так, в статье В. П. Сухотина «Проблема словосочетания в современном русском языке» (См. в сб.: Вопросы синтаксиса современного русского языка. М., 1950) рассматривались история словосочетания и представления о значении и функциях данной синтаксической единицы. Богатый, тщательно систематизированный фактический материал содержался в разделах «Грамматики», посвященных словосочетанию; большая их часть написана В. А. Белошапковой и Е. А. Земской. В. А. Белошапкова работала и над теорией словосочетания, выдвигая более широкое понимание словосочетания как единицы, образуемой не только с помощью подчинительной, но и с помощью сочинительной связи. Анализируя связи внутри словосочетания, она выявила общие признаки, по которым могут быть квалифицированы любые подчинительные связи. Предложенные решения позволили увидеть изоморфизм в устройстве таких синтаксических единиц, как словосочетание и сложное предложение.

Занимаясь теорией простого предложения, ученые кафедры опирались на традиционное учение о членах предложения и типах предложений. Об этом свидетельствует монография Е. М. Галкиной-Федорук «Безличные предложения в современном русском языке» (1949) и кандидатские диссертации и публикации А. А. Камыниной и В. А. Кирилловой. Наряду с этим на кафедре получило развитие и изучение простого предложения с использованием понятия модели. Эта линия исследования была представлена двумя параллельными направлениями, различающимися терминологически и содержательно.

Одно из них связано с именем Т. П. Ломтева, который анализировал предикатную модель (или формулу) предложения, учитывая морфологическую форму, лексическое значение и место каждого из слов в семантике предложения. Свои идеи он изложил в книгах «Предложение и его грамматические категории» (1972), «Структура предложения в современном русском языке» (1979), а также в статьях. В рамках данного направления изучаются структурно-семантические типы русских предложений. Второе направление, связанное с моделированием устройства простого предложения, представлено исследованиями, в которых используется и разрабатывается выдвинутое Н. Ю. Шведовой понятие структурной схемы предложения. Оно ориентировано на русскую синтаксическую традицию и обращено прежде всего к анализу морфологической природы компонентов.

В. А. Белошапкова, работая в рамках второго подхода, дала в учебнике «Современный русский язык. Синтаксис» (1977) и в разделе «Синтаксис» учебника «Современный русский язык» (1981, 1989, 1997) свой список структурных схем русского предложения. Выделив минимальные структурные схемы (грамматические образцы предложения) и расширенные структурные схемы (номинативные образцы), она показала, что два направления анализа устройства простого предложения могут быть составляющими единого учения. В. А. Белошапкова занималась также исследованием системных отношений между предложениями, разрабатывая учение о деривационной парадигме.

В основе анализа сложного предложения лежит идущее от В. В. Виноградова понимание этой единицы как особого синтаксического объекта. Работы Н. С. Поспелова 1950-х гг. положили начало структурно-семантическому подходу к сложному предложению. Многие его идеи, в частности идея одночленности / двучленности сложноподчиненного предложения, получили завершение в теории сложного предложения, которая была сформулирована В. А. Белошапковой в монографии «Сложное предложение в современном русском языке: Некоторые вопросы теории» (1967), в соответствующем разделе «Грамматики современного русского литературного языка» (1970), а также в вышедшем под ее редакцией университетском учебнике «Современный русский язык». Этот учебник продолжил серию подготовленных на кафедре пособий, знакомящих студента не только с традиционными взглядами, но и с новейшими достижениями лингвистической науки. В нем, в частности, нашли отражение представления о семантическом устройстве простых и сложных предложений.

В последнее время члены кафедры обратились к изучению прагматики. И. В. Галактионова использует понятия теории речевых актов для описания структуры диалога. Е. Б. Степанова исследует прагматический потенциал вопросительных предложений и семантику дискурсивных слов.

Школа В. В. Виноградова продолжает развиваться в работах Г. А. Золотовой и ее учеников. В их учебных курсах и исследованиях реализуется одна из основных виноградовских идей – о взаимодействии лексики и грамматики в языке. Эта идея подкреплена выделением и терминологизацией понятия функции. Взаимодействие формы, значения и функции стало основанием для систематизации единиц синтаксического строя; см. «Очерк функционального синтаксиса русского языка» (М., 1973). Мысль В. В. Виноградова о двусторонней обусловленности синтаксических связей получила продолжение в «Синтаксическом словаре русского языка» (М., 1988), представившем, во-первых, элементарную единицу русского синтаксиса – синтаксему во всех ее значениях и функциях, а во-вторых, новый тип лексикографической продукции – семантико-грамматический словарь. В книге «Коммуникативные аспекты русского синтаксиса» (М., 1982) систематизированы связи и отношения между моделями русского синтаксиса, обобщенные в схеме синтаксического поля предложения, подготовлен выход за рамки предложения – в текст, являющийся основным средством и, соответственно, объектом изучения коммуникативного процесса.

Завет В. В. Виноградова о поиске речевых единиц как соотносительных элементов структуры текста воплотился в концепцию коммуникативных регистров речи, формируемых пространственно-временной и оценочной позицией говорящего (resp. «образ автора» у В. В. Виноградова). Типология коммуникативных регистров и их языковых средств (см. вышедшие в 1998 г. «Коммуникативную грамматику русского языка» Г. А. Золотовой, Н. К. Онипенко и М. Ю. Сидоровой и программу университетского курса по коммуникативно-функциональному синтаксису), представив ресурсы русской грамматики систематизированными с коммуникативной ориентацией, дает возможность анализа композиции текста, особенностей языка автора, оснований функциональной стилистики.

В духе виноградовской традиции «Коммуникативная грамматика» изучает язык на фоне филологии и для филологии. Авторы «Грамматики» активно занимаются исследованиями, преподаванием, разработкой учебников для университета, для средней школы, для иностранных студентов, подготовкой научных кадров (защищено около 30 диссертаций).

В оглавление.

К следующему фрагменту истории. О кафедре

© Филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2005–2024. Контент сайта — Анастасия Уржа, техподдержка — Александр Варламов