Кафедра русского языка
Новости и объявленияЗаведующий кафедройСотрудники кафедрыФотоальбомin MemoriamКонтактная информацияin English
Кабинет русской диалектологииЛаборатория этимологических исследованийЛаборатория общей и компьютерной лексикологии и лексикографии
Полезные ссылки по истории русского языка и книжностиСеминар «Русский научный язык»Научно-исследовательская работа магистрантовКонференцииОсновные направления исследованийПубликации Обсуждаем словари, справочники, учебникиРеформа правописания. Обсуждение проекта
ГосэкзаменыУчебные программыФилиалыИнновационные проектыРусский язык и культура речи в МГУ
Расписание занятийСпецкурсы, спецсеминары, КПВГрафик защиты дипломных работГрафик сдачи госэкзаменовВопросы к госэкзамену для бакалавровВопросы к госэкзамену для магистровНСО (студенческие конференции, конкурсы работ, публикации)
Магистратура на кафедреКурсы по выбору
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальностиОбщие курсыСпецкурсыПрограмма кандидатского минимума
Пособия
Полезные ссылки
О кафедре

А. М. Пешковский

Александр Матвеевич Пешковский (1878–1933), крупный русский языковед и педагог-методист, закончил Московский университет в 1906 г. Он преподавал в классических гимназиях Москвы, на Высших педагогических курсах Д. И. Тихомирова, в Днепропетровском университете, в 1921 г. стал профессором Первого Московского государственного университета, а с 1926 преподавал филологические дисциплины на педагогическом факультете Второго Московского государственного университета. Главным научным трудом А. М. Пешковского был «Русский синтаксис в научном освещении» (М., 1914), выдержавший много переизданий и являющийся до наших дней настольной книгой любого филолога независимо от специализации. Он появился в тот период, когда в русском языкознании обозначились методические и методологические расхождения между лингвистическими школами Ф. И. Буслаева, Ф. Ф. Фортунатова и А. А. Потебни. Пафос книги А. М. Пешковского направлен против формального подхода к явлениям грамматики. В предисловии к первому изданию автор писал, что его задача сводится к тому, чтобы «дать представление возможно более широким слоям читающей публики о языковедении как особой науке и, в частности, о ее отрасли – грамматике с дальнейшим подразделение на морфологию и синтаксис; обнаружить несостоятельность тех мнимых знаний, которые получены читателем в школе и в которые он тем тверже верует, чем менее сознательно он их в свое время воспринял; отделить грамматическую сущность от ее логико-психологического содержания, показав, что у всех этих скучных падежей, наклонений, глаголов и т. д. есть свое содержание, в школе игнорируемое и замещаемое логическим». Исключительный интерес представляют наблюдения А. М. Пешковского в области грамматической стилистики. Использование обычных средств языка, в том числе грамматических средств и конструкций, в особых целях он называл речевым стилем (статья «Роль грамматики при обучении стилю» (См.: Родной язык в школе: Сб. Кн. 1. М., 1927). В работе «Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы» (1927) А. М. Пешковский наряду с грамматическими средствами рассматривал также звуковую сторону текста, ритм, мелодию и лексику. Не утратили научного значения работы ученого, в которых анализируются вопросы интонации, ударения и ритмики (статья «Интонация и грамматика», 1928).

В оглавление.

К следующему фрагменту истории. О кафедре

© Филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2005–2024. Контент сайта — Анастасия Уржа, техподдержка — Александр Варламов