Кафедра русского языка
Новости и объявленияЗаведующий кафедройСотрудники кафедрыФотоальбомin MemoriamКонтактная информацияin English
Кабинет русской диалектологииЛаборатория этимологических исследованийЛаборатория общей и компьютерной лексикологии и лексикографии
Полезные ссылки по истории русского языка и книжностиСеминар «Русский научный язык»Научно-исследовательская работа магистрантовКонференцииОсновные направления исследованийПубликации Обсуждаем словари, справочники, учебникиРеформа правописания. Обсуждение проекта
ГосэкзаменыУчебные программыФилиалыИнновационные проектыРусский язык и культура речи в МГУ
Расписание занятийСпецкурсы, спецсеминары, КПВГрафик защиты дипломных работГрафик сдачи госэкзаменовВопросы к госэкзамену для бакалавровВопросы к госэкзамену для магистровНСО (студенческие конференции, конкурсы работ, публикации)
Магистратура на кафедреКурсы по выбору
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальностиОбщие курсыСпецкурсыПрограмма кандидатского минимума
Пособия
Полезные ссылки
О кафедре

Фонетика и фонология

Научно-исследовательская работа кафедры в области современного русского языка активизировалась к рубежу 1940–1950-х гг. С историей кафедры русского языка тесно связано становление Московской фонологической школы (МФШ). На кафедре работали лингвисты, ставшие основоположниками этой школы: Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, В. Н. Сидоров.

Возникновение МФШ было предопределено необходимостью решения целого ряда задач, среди которых важнейшими были создание графики и орфографии для бесписьменных языков, совершенствование русской орфографии, описание русских диалектов в сопоставлении с литературным языком. Последняя задача стояла перед Московской диалектологической комиссией, активными участниками которой были Р. И. Аванесов и В. Н. Сидоров. Практическая работа по всем названным направлениям обусловила появление новой фонологической концепции, согласно которой звуки должны объединяться в фонему не на основании физического сходства, а по функции в составе значимых единиц языка (морфемы и слова).

Впервые основные положения МФШ были сформулированы Р. И. Аванесовым и В. Н. Сидоровым в «Очерке грамматики русского литературного языка» (Ч. 1. М., 1945). В дальнейшем они уточнялись и развивались в трудах Р. И. Аванесова, П. С. Кузнецова, а позднее – К. В. Горшковой и М. В. Панова.

В 1956 г. была опубликована книга Р. И. Аванесова «Фонетика современного русского литературного языка», обозначившая новый этап в истории МФШ. В этой книге Р. И. Аванесов впервые обращает внимание на различное положение фонемы в составе звуковой оболочки морфемы и словоформы. Ученый выделяет фонемный ряд как единицу, связанную с морфемой, и сильную / слабую фонему как единицу, выступающую в определенной позиции словоформы. Три типа научно-лингвистической транскрипции (фонетическая, словофонематическая и морфофонематическая), предложенные Р. И. Аванесовым, отражают три ступени абстракции в фонологическом анализе. В методическом плане эта проблематика была представлена в учебном пособии С. К. Пожарицкой «Современный русский язык. Фонетика» (М., 1985).

Большое внимание в работах Р. И. Аванесова уделялось проблемам системных связей фонетики и грамматики, графики и орфографии, орфоэпии. Многократно переиздававшееся учебное пособие Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение» (6-е изд.: М., 1984) является единственным исчерпывающим научным исследованием русской орфоэпической системы середины ХХ в.

Разработке проблем структурного анализа звукового строя русского языка посвящены труды К. В. Горшковой. К. В. Горшкова – автор разделов, посвященных фонетике, фонологии, орфоэпии, графике и орфографии в университетском учебнике «Современный русский язык. Ч. I: Лексикология, фонетика. Словообразование» (М., 1957 и 1961). В указанном учебнике нашла отражение концепция Р. И. Аванесова, изложенная в книге «Фонетика современного русского литературного языка». В учебниках «Современный русский язык» (Вильнюс, 1985) и «Историческая грамматика русского языка» (М., 1981; 2-е изд.: М., 1997), написанных в соавторстве, К. В. Горшкова формулирует концепцию парадигматического устройства фонемы. Изучение звукового строя русского языка в рамках данной концепции показало, что фонема структурирована и имеет такое же формальное устройство, как семантизированные единицы.

Концепция МФШ получила дальнейшее развитие в работах Михаила Викторовича Панова (1920–2001), в течение многих лет читавшего на кафедре русского языка общие и специальные курсы фонетики. М. В. Пановым написан учебник «Современный русский язык. Фонетика» (М., 1979), а также фонетический раздел в учебнике «Современный русский язык» (под ред. В. А. Белошапковой), издававшемся трижды (3-е изд.: М., 1997). Подчеркивая необходимость описания фонетической системы русского языка в парадигматическом и синтагматическом аспектах, М. В. Панов ввел и обосновал понятия парадигмофонемы и синтагмофонемы, а позднее – фонемы и дифференциатора.

Прочитанная М. В. Пановым серия спецкурсов по языку русской поэзии впоследствии нашла отражение в его монографии «История русского литературного произношения XVIII–XX веков» (М., 1990). В данной монографии на материале поэтических текстов реконструировано русское литературное произношение и показаны особенности его изменения за последние три столетия.

Проблемы парадигматики и синтагматики в фонетической системе языка детально освещались в работах Н. К. Пироговой; см., например, ее книгу «Вокализм современного русского литературного языка (синтагматика и парадигматика)» (М., 1980).

Большое количество трудов ученых кафедры русского языка было посвящено исследованию суперсегментного уровня фонетики. Важное значение для определения статуса суперсегментных средств языка имеет ряд статей П. С. Кузнецова: «К вопросу о фонологии ударения», «О качестве ударения как признаке отдельных слоговых фонем» (См. в кн.: Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии: Очерк. Хрестоматия. М., 1970), «К вопросу об ударении и тоне в фонологическом и фонетическом отношении» См. в сб.: Теоретические проблемы прикладной лингвистики. М., 1965).

Продолжением традиций МФШ по изучению суперсегментной фонетики стали работы Е. А. Брызгуновой, которой впервые удалось, применив фонологические критерии, описать интонационный строй русского языка как систему интонационных средств, включающую тип ИК, место интонационного центра, синтагматическое членение и паузу. Многократно переиздавалось ее учебное пособие «Звуки и интонация русской речи» (6-е изд.: М., 1983). В «Русской грамматике» (М., 1982) Е. А. Брызгуновой написан раздел «Интонация» и все параграфы раздела «Синтаксис», посвященные интонационным характеристикам предложения. Проблемы взаимосвязи смысловой и эмоциональной сторон звучащего предложения были рассмотрены в книге «Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи» (М., 1984). Научно-педагогическая деятельность Е. А. Брызгуновой обеспечила подготовку специалистов по преподаванию фонетики и интонации русского языка из различных стран мира.

В настоящее время на кафедре продолжается исследование и описание звукового строя русского языка. Экспериментальное направление представлено в работах С. В. Князева и С. К. Пожарицкой, читающих общие и специальные курсы по русской фонетике. В созданном ими учебнике представлен системно-функциональный подход к ее описанию. С. В. Князевым также предложены новые концепции слогоделения и истории формирования аканья в русском языке (См.: О критериях слогоделения в современном русском языке: теория волны сонорности и теория оптимальности // Вопросы языкознания. 1999. № 1; К вопросу о механизме возникновения аканья в русском языке // Вопросы языкознания. 2000. № 1).

В учебнике по русской фонетике, написанном Л. Л. Касаткиным («Фонетика современного русского литературного языка», в печати), получили дальнейшее развитие основные положения МФШ. Особое внимание уделено фонологической интерпретации изменений, происходящих в русской фонетической системе. Впервые дана фонологическая оценка чередований звуковых единиц, обусловленных действием не фонетической закономерности, а фонетической модели, и введено понятие суперфонемы для обозначения подобных явлений.

Исследованию звучащей речи посвящены работы М. Г. Безяевой. С опорой на концепцию Е. А. Брызгуновой о взаимодействии лексики, грамматики, интонации и контекста при формировании значения звучащего предложения М. Г. Безяева провела изучение характеристик звучащего предложения в русском языке в сопоставлении с рядом других языков. Этой проблематике посвящена завершенная ею монография «Аспекты анализа значения коммуникативного уровня на материале звучащего диалога» (в печати). В области фонетики, фонологии и орфоэпии работают Е. М. Болычева и И. А. Вещикова.

В оглавление.

К следующему фрагменту истории. О кафедре

© Филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2005–2024. Контент сайта — Анастасия Уржа, техподдержка — Александр Варламов