Магистерская программа «Классические языки и античная литература»

Каждый год кафедра классической филологии МГУ имени М. В. Ломоносова объявляет набор студентов на магистерскую программу «Классические языки и античная литература».

Программа предназначена для студентов всех гуманитарных и негуманитарных специальностей (филологов, историков, философов, юристов, биологов, физиков, математиков и др.), не проходивших обучение  по курсу бакалавриата или специалитета по направлению «Классическая филология».

При поступлении познания в области латинской и древнегреческой грамматики приветствуются, но формально не являются обязательными.



О программе

Программа «Классические языки и античная литература» дает разностороннюю междисциплинарную подготовку, позволяющую профессионально использовать знание латинского и древнегреческого языков в переводческой деятельности, в преподавании в школах, гимназиях, лицеях и неспециализированных вузах, а также вести научно-исследовательскую работу в области сравнительно-исторического языкознания, истории русского языка, истории романских языков, истории римского права, античной и зарубежной философии, истории Древнего мира, истории Средних веков, в области биологической, медицинской и естественнонаучной номенклатуры и в других сферах.

Инфографика: как поступить на классическое отделение?

Экзамен в магистратуру по направлению «Филология» проводится в письменной форме. Программу вступительного испытания можно скачать здесь (Раздел 5) или посмотреть ниже.

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте Приёмной комиссии филологического факультета.

Цель программы

подготовка специалистов, владеющих древнегреческим и латинским языками в степени, позволяющей читать, переводить и анализировать тексты любой сложности и тематики со словарем, а также имеющих базовые знания в области античной литературы, истории и культуры.

Программа предполагает

  • интенсивное изучение грамматики латинского и древнегреческого языков,
  • глубокое усвоение значительного объема лексики древних языков,
  • аналитическое чтение произведений древнегреческих и римских авторов,
  • приобретение навыков профессионального историко-филологического анализа античного текста.

Спецкурсы и курсы по выбору


Программа предусматривает специальные курсы, которые магистранты выбирают в соответствии с областью своих интересов:

  • «Язык античной философской прозы»
  • «Язык Нового Завета»,
  • «Средневековая латынь»,
  • «Народная латынь»,
  • «Общее языкознание»,
  • «Теория литературы»,
  • «Древнегреческая литература»,
  • «Римская литература»,
  • «Латинская стилистика» (курс читается на латинском языке),
  • «История Древней Греции и Рима»,
  • «История античного искусства»,
  • «Текстология и критика текста»,
  • «Немецкий язык»,
  • «Итальянский язык»,
  • «Римское право».

Программа вступительного испытания


ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Проблема сохранности античной литературы. Понятие рукописной традиции. Фрагменты и свидетельства. Значение папирологических находок для изучения античной литературы.

Периодизация древнегреческой литературы. Роль мифологии в греческой литературе. «Илиада» и «Одиссея»: сюжет и композиция поэм, основные характеристики стиля. Гомеровский вопрос, проблемы изучения древнегреческого эпоса в науке нового времени. Гесиод как родоначальник жанра дидактической поэзии. Гомеровские гимны.

Классификация греческой поэзии малых форм VIII–V вв. до н. э. Греческая элегия и ямб: основные мотивы и авторы. Хоровая и сольная греческая мелика VIII–V вв. до н. э.: основные представители, тематика.

Происхождение греческой драмы и своеобразие драматических представлений в классической Греции. Структура греческой трагедии. Проблематика и идейная направленность трагедий Эсхила. Трагический конфликт в трагедиях Софокла. Идейное и драматургическое своеобразие трагедий Еврипида. Периодизация развития древнегреческой комедии. Аристофан и Менандр как представители древней и новой аттической комедии.

Виды ораторской прозы, основные ее представители в V–IV вв. до н. э. Важнейшие представители греческой историографии и их сочинения.

Платон как мастер художественной прозы. Платон и Аристотель о природе и смысле словесного искусства. Аристотель о трагедии.

Реализация принципов александрийской поэтики в творчестве Каллимаха, Феокрита и Аполлония Родосского.

Единство греко‑римского мира в сочинениях Плутарха. Феномен второй софистики, ее основные представители. Принципы комизма в диалогах Лукиана. Греческий роман: проблема происхождения жанра, особенности построения сюжета в сохранившихся образцах.

Периодизация римской литературы. Роль греческого культурного влияния в становлении и развитии римской литературы. Поэзия Ливия Андроника и Невия.

Эпический жанр в римской литературе. «Анналы» Энния. Дидактический эпос Лукреция: философское содержание и литературная форма.

Римская трагедия и комедия, жанровые разновидности римской драмы. Комедии Плавта: роль греческий образцов и инновации, принципы создания комического эффекта. Гуманистическая направленность комедий Теренция.

Вершина развития римской прозы: Цицерон и Цезарь. Азианизм и аттикизм. Цицерон как теоретик и практик красноречия.

Римский александринизм, кружок неотериков. Тематика и строение поэтической книги Катулла.

Важнейшие представители римской историографии: Цезарь, Саллюстий, Тит Ливий, Тацит, Светоний.

Римская элегия: жанровые особенности и главные представители (Тибулл, Проперций, Овидий). Греческая и римская мифография и «Метаморфозы» Овидия.

Традиции и новаторство в творчестве Вергилия. «Энеида» как римский национальный эпос. Римская лирика: Гораций. Жанр литературного послания. Гораций о поэте и поэзии.

Литература «серебряного века». «Новый стиль»: Сенека и Лукан. Основные приемы создания комического эффекта у Марциала.

Эволюция жанра сатиры: Энний, Луцилий, Варрон, Гораций, Персий. Ювенал. Своеобразие «Сатирикона» Петрония среди памятников античной прозы.

Литература II в. н. э. Архаистическое направление. Идейная концепция и композиционные особенности «Метаморфоз» Апулея.

Литература

  • Античная литература: учебник для высшей школы / Под редакцией проф. А. А. Тахо‑Годи (любое издание).
  • И. М. Тронский. История античной литературы. Изд. 4‑е. М., 1983.
  • История всемирной литературы. Том первый. М., 1983.
  • В. С. Дуров. История римской литературы. СПб., 2000.
  • М. Фон Альбрехт. История римской литературы. Т. 1–3. М., 2003–2005.
  • С. И. Радциг. История древнегреческой литературы. Изд. 4‑е. М., 1977.
  • М. М. Покровский. История римской литературы. М., 1942.
  • М. Л. Гаспаров. Избранные труды. Том 1. О поэтах. М., 1997.
  • С. С. Аверинцев. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.
  • Е. Г. Рабинович. Мифотрворчество классической древности. СПб., 2007.
  • М. М. Позднев. Психология искусства. Учение Аристотеля. СПб., 2010. (Особ. гл. 11 – 12.)
  • Н. П. Гринцер. Античная лирика: смысл термина и суть явления // Лирика: генезис и эволюция. М., РГГУ, 2007, сс. 13–53.
  • В. П. Завьялова. Каллимах и его гимны. М., 2009. (Особ. гл. 2.1.)
  • Literature in the Greek and Roman worlds. A new perspective. Oxford, 2000.

Выпускники и темы магистерских диссертаций


Выпуск 2019 года

  • И. Недосекин . Значение и развитие термина ‘officium’ в трактатах «De officiis» Цицерона и Амвросия Медиоланского.
    (The Meaning and the Evolution of the term ‘officium’ in Cicero’s and Saint Ambrose’s treatises ‘De officiis’)
    науч. рук. — д.ф.н., проф. А. И. Солопов
    рецензент — д. ф. н., доц. А. М. Белов (кафедра ОСИЯ МГУ)
  • А. Кошевская . Структура речей в «Илиаде»: боги и герои
    (The Structure of Speeches in the ‘Iliad’: deities and heroes)
    науч. рук. — д.ф.н., доц. Т. Ф. Теперик
    рецензент — к.ф.н., доц. В. Г. Мостовая (НИУ ВШЭ)
Смотреть фотографии с защит

Выпуск 2018 года

  • О. А. Новичкова. Античная оздоровительная гимнастика: реалии и древнегреческая терминология.
    научн. рук. — к.ф.н., доц. Э. В. Янзина
    оппонент — д.ф.н., доц. А. М. Белов
  • М. Ю. Федорцова. Структура речи в исторических сочинениях Ксенофонта (на материале «Греческой истории» и «Анабасиса»).
    научн. рук. — д.ф.н., доц. Т. Ф. Теперик
    оппонент — к.ф.н. О. В. Осипова
Смотреть фотографии с защит