новости факультета

Дмитрий Борисович Гудков Кафедра русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова с глубоким прискорбием сообщает, что 24 апреля 2024 года после тяжёлой болезни ушел из жизни профессор кафедры, доктор филологических наук, лауреат премии имени И.И. Шувалова Дмитрий Борисович Гудков.

Преподаватели кафедры глубоко скорбят о горькой утрате и выражают искренние соболезнования родным и близким.

Светлая память о Дмитрии Борисовиче навсегда останется в наших сердцах.

все новости →


«Античку» продвигают в ЖЖ

То, что с каждым годом школьники и студенты читают меньше и меньше, а книга постоянно проигрывает широкому спектру аудовизуальных СМИ, давно уже не новость. Но мало кто задумывается о том, что чем хуже развивается культура чтения, чем очевиднее становится тот факт, что любовь к книге в обществе исчезает, тем меньше читает молодое поколение.

И как закономерность — чем меньше молодые читают, тем незначительнее для них становится мировое литературное наследие. Тем более, что теперь нечитающим и экзамены не страшны: богатая индустрия «адаптированной» литературы в кратких пересказах позволяет за один вечер «прочесть» несколько сотен книг, получив достаточную информацию для того, чтобы сдать ЕГЭ, поступить в институт и пережить сессию.

Парадокс, но проблема отсуствия любви к чтению не обходит стороной даже студентов-филологов, вроде как сознательно решивших связать жизнь с культурой слова.

Оказалось, что интерес к тексту можно возродить самым неожиданным образом: блоги, социальные сети, сетевые сообщества представляют столь разветвленную вербальную систему коммуникации, что аудитория Интернета с большим удовольствием часами читает тексты самого разного авторства, стиля и времени. Эту особенность подметили педагоги филологического факультета МГУ, и решили ее использовать с пользой для студенчества:

с недавних пор в изучении античной литературы большую помощь оказывает созданное специально для этих целей ЖЖ-сообщество. Или «Дневник чтения».

А профессор кафедры классической филологии филологического факультета МГУ Гасан Гусейнов (именно он зарегистрировался в ЖЖ под ником preved), уже много лет изучающий язык Интернета и специфику сетевого общения, читая курс древнегреческой литературы, решил попробовать заинтересовать студентов более тщательной работой с изучаемыми текстами посредством ЖЖ-сообщества, и результаты не заставили себя ждать.


Гасан Чингизович Гусейнов, доктор филологических наук. Автор книг и статей по классической филологии и истории культуры, современной политике и литературе.

Вот в сообществе anti4ka2007 студентка задает вопрос профессору: «Гасан Чингизович, не могли бы Вы дать совет, как запоминать все имена героев прочитанных произведений. Такой большой объем прочитанного уложить в голову трудно, но пока получается, а имена в правильном порядке не умещаются...»

И мгновенно получает ответ: «Специально запоминать все имена героев не нужно. Из-за большого объема чтения многое может спутаться в голове, во избежание этого и предлагается дневник чтения — шпаргалка, заглянув в которую, Вы сразу вспомните, о чем шла речь в том или ином произведении. Хотите аналогию? Вы уже определенно знаете по именам человек 50-60 с Вашего курса, преподавателей. Так и главных героев Гомера или Еврипида гораздо труднее забыть, чем запоминать их имена каким-то специальным хитрым способом. Есть, конечно, один смешной прием: телефонная книжка. Имя: Стрепсиад, адрес: Облака Аристофана, телефон: не хочет платить долгов. Или цитату какую-нибудь запомнившуюся.»

Другой юный филолог осмысляет произведения Плутарха: «Он явно стремился не просто выразить СВОЮ единственную точку зрения. Он во многом обобщает то, что было сказано другими людьми, например об Александре, а вплетая мнения некой греческой однородной массы, типа „Многие считали, многие полагали“ и т.д., он создает характер всей древней Греции того времени».

Итог — за 10 дней примерно 60 записей, что по меркам сообщества специалистов по древнегреческому немало. Страна.Ru попросила Гасана Чингизовича прокомментировать столь результативную попытку разместить то, что «сочинили римляне и греки», в блогосфере.

— Гасан Чингизович, как родилась идея — вывести программные книги древнегреческой литературы на площадку ЖЖ? 

— Нередко, к сожалению, студенты не читают программу по литературе в ходе семестра, а перед экзаменом они из третьих рук узнают содержание книг, пересказывают друг другу. В результате получается абсурд: зазубренные сокращенные формулы из учебников и несколько десятков имен. До чтения, до работы с текстом у некоторых студентов дело может и не дойти. Кто-то может не прочитать Гомера... Собственно, курс античной литературы для филологов — развилка: по одной дорожке пойдут прочитавшие Гомера, а по другой — «филологи» без Гомера — лжефилологи.

Такое поверхностное знакомство с литературой происходит потому, что у студентов отсутствует мотивация. Когда же появляется мотивация, например, с помощью Интернета, человек начинает читать в недельном ритме: требовать ежедневного ритма трудно, в недельном же можно распределить время.

Помимо повышения мотивации чтения была и еще одна задача: дать студентам возможность самим сформулировать то, что они постигли ценой собственных усилий. Я много лет занимался языком Интернета, и еще в конце девяностых понял, что блогосферу можно использовать как учебную площадку.

— Система дневников чтения существовала в мире до вашего сообщества, в чем его техническая новизна?

— В двух университетах — американском и австрийском — я пользовался похожей системой Blackboard. Но эта система-монополист, доступ к дневнику могут получить только студенты и преподаватель, извне зайти невозможно. А ЖЖ позволяет создать не просто пространство общения со студентами, но и привлечь всех, кого интересует античная литература. Например, наше сообщество посещают студенты и преподаватели других вузов, филологи-классики, переводчики.

Дневник чтения — это сочетание обыкновенного дневника с читательским конспектом, в котором можно производить поиск по темам, сюжетам, ключевым словам. Важно, что в интернет-дневнике можно с самого начала структурировать собственные материалы и обсуждать прочитанное с коллегами, так формируется своеобразная школа критики.

— Можете привести пример задания для дневника чтения?

— Например, одно из недавних домашних заданий — образ Орфея в стихах поэтов разных эпох. Это задание вызвало необычайный отклик, такого горячего участия не было за всю мою преподавательскую практику. В результате вышла потрясающая антология — Орфей в русской поэзии...

— Получается, был реконструирован вертикальный контекст — сложная филологическая задача... Но ведь это задание не предполагает собственно чтения античной литературы?

— Напротив. Во-первых, студенты начинают искать стихи во всех временах и эпохах, включаются в игру, появляется азарт. Легко найти стихотворение, когда «Орфей» вынесен в название — например, «Орфей» Брюсова. Но, помимо знакомых многим произведений, кто-то обнаружил стихотворение неизвестного советского поэта 60-х годов. Кроме того, этот поиск стимуловал интерес к античной литературе.

Когда оказалось, что понять стихотворение Цветаевой без обращения к античности невозможно, и здесь не помогут даже самые пространные комментарии.

Отмечу еще одно достоинство «Дневника чтения»: в блогах есть дата. А это значит, что студенты всегда видят, когда они начинают отставать, какой у них был перерыв. Скажем, они пишут 19 сентября и вдруг — уже 2 октября, надо подтягиваться. К кому-то я захожу в дневники, иногда спрашиваю, почему давно нет записей.

— И много времени уходит у вас на ведение такого дневника со студентами?

 — Ежедневно часа по полтора на это уходит, то есть я трачу на Дневник чтения столько же, если не больше времени, чем самые прилежные студенты. Полтора часа в день — это много, но ведь и я узнаю о них бесконечно много, понимаю, чем интересуются, чем живут мои ученики, кто из них самые сильные студенты на курсе, кому что не нравится в предлагаемой системе. Это очень важно.

— А за хорошее ведение дневника можно получить экзамен «автоматом»?

— В прошлом году экзамен принимал не я, и коллеги отметили, что студенты, регулярно обращавшиеся к «Дневнику чтения», были на порядок сильнее остальных. «Автомат» этим студентам был не нужен, лучшие студенты-первокурсники тратили на наш предмет как минимум полтора часа в день, они читали с расчетом на то, чтобы пересказать, разобраться, запомнить.

Кстати, главное достоинство онлайн-дневника в том, что весь материал остается со студентом, и в конце учебного года можно распечатать дневник, и иметь перед глазами историю своего погружения в предмет.

Гасан Чингизович Гусейнов (родился 1953 г.) — сын писателя Чингиза Гусейнова, доктор филологических наук. Автор книг и статей по классической филологии и истории культуры, современной политике и литературе.

Окончил классическое отделение филологического факультета МГУ в 1975. Кандидат филологических наук (МГУ, 1979), доктор филологических наук (РГГУ, 2002). Работал в ГИТИСе (1978-84), в ИМЛИ АН СССР (с 1984). В 1990-1991 — стипендиат Фонда Гумбольдта в Гейдельберге, 1992-1997 — научный сотрудник Бременского института Восточной Европы, преподавал в университетах Дании, Германии, США, работал в интернет-редакции «Немецкой волны», приват-доцент Боннского университета, в 2006-2007 научный сотрудник Института Восточной Европы при Бременском университете . С 2007 года преподает на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова историю античной литературы и древнегреческий язык.

Источник: http://www.strana.ru/doc.html?id=120822&cid=7



Все статьи раздела «Мониторинг СМИ»

119991, Москва, Ленинские горы, ГСП-1,
МГУ имени М. В. Ломоносова,
1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ),
филологический факультет
Тел.: +7 (495) 939-32-77, E-mail:

© Филологический факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова, 2024 г.