Курс по выбору «От авангарда к авангарду» (2012 г., 4-й к. р/о)

  1. Периодизация современного искусства (XX – нач. XXI в.). Отечественная и зарубежная традиции. Россия: акцент на авангардных формах в искусстве 1910–1920-х гг. Америка и Европа – разработка новых эстетическх систем на базе (диалектическое взаимодействие) авангарда начала XX в. во второй половине XX в.
  2. Специфика периодизации в словесном и др. видах искусства. Поэтический авангард как главная точка приложения исследовательских усилий в отечественном литературоведении. Меняющаяся ситуация в характеристике современных форм искусства в конце XX – начале XXI в. Восприятие литературных текстов в контексте процессов, происходящих в России в последние 20 лет (акционизм, постструктурализм, концептуализм, симуляционизм и пр. формы провокационного искусства).
  3. Проблема соотношения отечественного литературного постмодерна с модерном и авангардом начала XX в. и с существующими в настоящее время авангардными, поставангардными и (нео)трансавангардными (возвращение к домодернистским традициям) формами в разных видах искусства.
  4. Проблемы и способы их решения в эстетике и художественной практике модерна – авангарда – постмодерна – нового авангарда: проблема жизнеподобия создаваемых в искусстве форм; отношение к традиции (новаторство и академизм; возвращение к архаичным формам; интерес к примитивному искусству); искусство и религия; искусство и политика; проблема коммерциализации искусства, взаимодействие с социумом; искусство и власть. Комплекс проблем, связанных с с субъектом творчества (автором).

а) Анализ этих проблем предполагается проводить в процессе изучения ряда статей (часть из них – программного характера), в которых дана оценка современному состоянию искусства, намечены перспективы трансформации существующих форм (Гарри Леманн. Авангард сегодня; Клемент Гринберг. Авангард и китч; Д. Гутов, А. Осмоловский. Три спора. М., Grundrisse, 2012; Шапир М. И. Эстетический опыт XX века: Авангард и постмодернизм; Гирин Ю. Диалектика авангарда и др.).

б) Будет проводиться работа с текстами современных русских писателей и поэтов как постмодернистской, так и авангардистской направленности, цель которой – выяснить, насколько прочны и существуют ли вообще определенные эстетические установки, которыми руководствуются (или не руководствуются) в своем творчестве современные писатели. Верна ли характеристика творчества большинства из них – постмодернизм? Постмодернизм – самостоятельная величина в современной русской литературе или же этап в существовании авангардизма? Претерпевает ли постмодернизм такого же рода изменения, как и авангардное искусство в целом, – или у него свой путь? Что важнее для самоидентификации отечественного постмодерна – указание на связь с традициями русского модерна или авангарда (начала и конца XX в., как отечественного, так и зарубежного)? Какова степень участия академического искусства в формировании современного искусства?

в) В ходе работы курса будут прочитаны лекции:

  • — русский литературный авангард 1910–1920-х гг.;
  • — авангардные течения в русском изобразительном искусстве начала XX в.;
  • — теория и практика постмодерна;
  • — современная европейская литература.

Филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009–2024 гг.