Педагогическая практика

Руководитель — Елена Алексеевна Филатова

 

 

Педагогическая практика по специализации РКИ
(курс «Теория и методика обучения
русскому языку как иностранному»)

На филологическом факультете ежегодно проходят педагогическую практику по специализации РКИ студенты 1—3, 4—5 курсов отделения РКИ, а также студенты 4—5 курсов других отделений, желающие получить вторую специальность.

Базой для проведения педпрактики у студентов 1—3-го курсов отделения РКИ являются Международные курсы русского языка при филологическом факультете (руководитель — ст. преп. Е. В. Корнеев). Базой для проведения педпрактики у студентов старших курсов являются кафедры РКИ: кафедра русского языка для иностранных учащихся филологического факультета, кафедра русского языка для иностранных учащихся естественных факультетов, кафедра русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов, а также ЦМО МГУ.

Общее руководство педпрактикой осуществляет к. ф. н. доц. Е. А. Филатова.
Руководителем педпрактики у студентов 1-3-го курсов отделения РКИ является к. ф. н. ст. преп. Г. В. Москвин.
Методистом кафедры РКИ филологического факультета является к. ф. н. преп. Т. Е. Чаплыгина.
Методистом кафедры РКИ естественных факультетов является к. ф. н. ст. преп. Е. Ю. Хомякова.
Методистом кафедры РКИ гуманитарных факультетов является к. ф. н. доц. Е. А. Филатова.

Общее количество студентов-практикантов 4—5-х курсов в семестр колеблется от 25 до 35 человек.

В соответствии с Положением о педагогической практике по курсу «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному» во втором семестре каждого учебного года кафедры РКИ принимают студентов 4-го курса отделения РКИ, а также студентов других отделений, на так называемую пассивную педпрактику.

В середине февраля проводится собрание, на котором студенты знакомятся с историей, структурой и направлениями деятельности трех названных выше кафедр, с методистами, с которыми им предстоит работать, и получают необходимые методические материалы. Руководитель педпрактики информирует студентов о сроках и содержании педпрактики, об обязанностях практикантов. На собрании также решается вопрос о распределении студентов по кафедрам. Назначение кураторов (преподавателей, чьи занятия студенты должны посетить в ходе педпрактики) происходит в течение недели после оргсобрания.

В течение последующих двух месяцев (без отрыва от основной своей учебной деятельности) студенты выполняют следующую программу.

  1. Анализ директивных документов, определяющих и организующих учебный процесс: стандартов, программ и учебных планов.
  2. Анализ учебников, учебных пособий, тестовых материалов, используемых в учебном процессе.
  3. Посещение вместе с руководителем педпрактики (Е. А. Филатовой) ЦМО МГУ (середина марта), которое предполагает знакомство с кафедрой русского языка; посещение и последующее обсуждение открытого урока, а также знакомство с обучающими и контролирующими компьютерными программами, разработанными в ЦМО.
  4. Посещение практических занятий в группе преподавателя-куратора (16 часов), запись (конспект) одного из занятий куратора.
  5. Составление студентом-практикантом подробного плана-конспекта собственного урока, обсуждение его с куратором. 20-минутный показ фрагмента гипотетического урока с последующим методическим анализом и обсуждением его с куратором и методистом кафедры.

По итогам педпрактики студенты проходят аттестацию и получают недифференцированный  зачет (начало мая).
В сентябре кафедры принимают на активную педагогическую практику студентов 5-го курса, прошедших педпрактику на предыдущем этапе. В начале сентября на общем собрании руководитель педпрактики  информирует студентов о содержании нового этапа педпрактики, об обязанностях практикантов и раздает им бланки отчетов по педпрактике (дневник практиканта).

В соответствии с Положением о педагогической практике на этом этапе  студентам предлагается следующая программа.

  1. Обязательное посещение лингводидактических аспектных занятий, которые проводятся ведущими специалистами трех кафедр в форме лекций и бесед (56—60 ч.).
  2. Посещение занятий  преподавателя-куратора, а также других преподавателей кафедры (по договоренности) (14 ч.).
  3. Подготовка и проведение студентами-практикантами двух уроков — пробного (2 ч.) и зачетного (2 ч.) с последующим обсуждением совместно с куратором и методистом кафедры.

По результатам педпрактики студенты проходят аттестацию и получают итоговую оценку — дифференцированный зачет (начало декабря).


В первом семестре 2010/2011 уч. года на базе трех кафедр РКИ филологического факультета, а также кафедры русского языка начального этапа обучения ЦМО МГУ с 15 сентября по 15 ноября 2010 г. была проведена активная педпрактика для студентов 5-го курса, по итогам которой прошли аттестацию следующие студенты:

кафедра русского языка для иностранных учащихся
филологического факультета

(методист — преп. Т. Е. Чаплыгина)

    1. Гулидова Екатерина Николаевна (РКИ), куратор – доц. Ружицкий Игорь Васильевич;
    2. Зинченко Екатерина Сергеевна (р/о), куратор – доц. Величко Алла Васильевна;
    3. Петрова Екатерина Андреевна (в/о), куратор – доц. Ружицкий Игорь Васильевич;
    4. Холопова Евгения Александровна (в/о), куратор – доц. Николенко Елена Юрьевна;
    5. Шпагина Дарья Валерьевна (в/о), куратор – преп. Евтихиева Анна Сергеевна;
    6. Преловская Дарья Олеговна (р/о), куратор – доц. Матюшенко Андрей Григорьевич;

     

кафедра русского языка для иностранных учащихся
естественных факультетов

(методист — доц. Е. Ю. Хомякова)

    1. Абульханова Гульнара Ружановна (р/о), куратор – доц. Касьянова Вера Михайловна;
    2. Алексеева Надежда Сергеевна (р/о), куратор – доц. Москвин Георгий Владимирович;
    3. Гильденгорн Мария Александровна (ОТиПЛ), куратор – доц. Котвицкая Эльвина Сергеевна;
    4. Ляпина Анастасия Алексеевна (р/о), куратор – доц. Москвин Георгий Владимирович;

 

кафедра русского языка для иностранных учащихся
гуманитарных факультетов

(методист — доц. Е. А. Филатова)

    1. Ершова Мария Александровна (р/о), куратор – преп. Брилева Ирина Сергеевна;
    2. Карипова Светлана Ленировна (РКИ), куратор – доц. Виноградова Екатерина Николаевна;
    3. Картышева Мария Сергеевна (р/о), куратор – ст. преп. Антонова Ирина Анатольевна;
    4. Кузнецова Екатерина Дмитриевна (р/о), куратор – преп. Черенкова Ирина Сергеевна;
    5. Новикова Наталия Кирилловна (р/г), куратор – преп. Черенкова Ирина Сергеевна;
    6. Павлова Алина Сергеевна (р/о), куратор – доц. Марков Владимир Тимофеевич;
    7. Пахомова Елена Петровна (р/о), куратор – преп. Брилева Ирина Сергеевна;
    8. Петрович Анастасия Павловна (р/о), куратор – преп. Правдина Надежда Егоровна;
    9. Тимофеев Виктор Владимирович (р/о), куратор – доц. Виноградова Екатерина Николаевна;
    10. Чекалова Елизавета Александровна (р/о), куратор – доц. Марков Владимир Тимофеевич;

кафедра русского языка начального этапа обучения
ЦМО МГУ

    1. Бурмин Александр Владимирович (РКИ), куратор – преп. Смирнова О.В.;
    2. Ворфоломеева Анна Владимировна (р/о), куратор – доц. Кульгавчук М.В.;
    3. Кныш Кристина Вячеславовна (РКИ), куратор – ст. преп. Алютина И.В.;
    4. Рождественская Ольга Юрьевна (р/о), куратор  –  ст. преп. Палицкая Е.В.;
    5. Сабадаш Надежда Петровна (р/о), куратор – ст. преп. Жабоклицкая И.И.

На кафедре русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов прошла активную педпрактику магистрант 2-го года обучения Григоренко Мария Викторовна, методист – доц. Филатова Елена Алексеевна.

Информацию подготовила Е. А. Филатова,
(495) 939-15-92 (раб.)