Спецсеминар

Лингвистические основы создания национально ориентированных курсов русской фонетики

Руководитель — д.ф.н. проф. Бархударова Е.Л.

Спецсеминар посвящен проблемам обучения русскому произношению носителей типологически разных языков. Особенность построения национально ориентированных курсов русской звучащей речи состоит в обязательном многоаспектном учете сходств и расхождений звукового строя родного языка учащихся со звуковым строем русского языка. В связи с этим основное направление работы спецсеминара заключается в описании фонетической системы русского языка на фоне иноязычных систем в целях преподавания русской фонетики в иноязычной аудитории. Большое внимание уделяется исследованию механизмов фонетической интерференции, анализу типологии иностранного акцента в русской речи, изучению содержания существующих курсов фонетики русского языка, адресованных различным контингентам учащихся.

Основные публикации руководителя спецсеминара по заявленной проблематике

  1. Типологические и специфические черты звукового строя родного и изучаемого языков в зеркале фонетической интерференции // Универсально-типологическое и национально-специфическое в языке и культуре: Материалы всероссийской конференции, 23–24 апреля 2002 г.: В 3-х ч. Ч.1. — М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2003.
  2. Лингвистические основы создания национально ориентированных курсов русской фонетики // Русский язык: исторические судьбы и современность: II Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, филологический факультет, 18–21 марта 2004 г.): Труды и материалы / Составители М.Л. Ремнева, О.В. Дедова, А.А. Поликарпов«. — М.: Издательство Московского университета, 2004.
  3. Соотношение характеристик фонетической интерференции с особенностями «контактирующих» языковых систем // Язык и речь: проблемы и решения: Сборник научных трудов к юбилею профессора Л.В. Златоустовой«. — М.: МАКСПресс, 2004.
  4. Редукция гласных в конечных открытых безударных слогах после мягких согласных (лингвистический анализ и лингводидактические проблемы) // Актуальные проблемы фоне-тики: Материалы «круглого стола», посвященного 45-летию Российского университета дружбы народов.— М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2006 (в соавторстве со Златоустовой Л.В., Князевым С.В.).
  5. Проблемы орфоэпической вариативности в контексте обучения иностранных учащихся русскому произношению // Вариативность в литературном произношении. Борьба вокруг нормы. — М.: МГПУ, 2006 (в соавторстве с Щукиной О.В.).
  6. Фонетическая интерференция как показатель особенностей звукового строя родного и изучаемого языков // Проблемы фонетики. V. Сб. статей / Отв. ред. Р.Ф. Касаткина. — М.: Наука, 2007.
  7. Концепция М.В. Панова о двух типах фонетических систем в контексте создания национально ориентированных курсов русской фонетики // Жизнь языка: Памяти Михаила Викторовича. Панова / Отв. ред. Е.А. Земская, М.Л. Каленчук. — М.: Языки славянских культур, 2007 (в соавторстве с Деном Цзе).
  8. Типологический анализ системы русского консонантизма в свете работы над произношением в иноязычной аудитории // Фонетика сегодня: актуальные проблемы и университетское образование. Материалы докладов и сообщений V Международной научной конференции 8–10 октября 2007 г. — М.: ИРЯ РАН, 2007.
  9. К проблеме создания национально ориентированных курсов русской звучащей речи // Фонетика и нефонетика. К 70-летию Сандро В. Кодзасова. / Редкол.: Архипов А.В. и др. — М.: Языки славянских культур, 2008.
  10. Методологические проблемы анализа иностранного акцента в русской речи // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2012. № 6.
  11. Закономерности строения слога в родном языке как фактор появления иностранного акцента // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2014. № 4.
  12. По-русски — с хорошим произношением: Практический курс русской звучащей речи. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Русский язык. Курсы, 2015 (в соавторстве с Панковым Ф.И.).