Проблемы интерпретации прозаического текста: звук, запах, цвет (на материале русской литературы XX века) (семинар), преподаватель Малыхина Элеонора Сергеевна

Как правило, основная задача школьника на уроках литературы, - запомнить сюжет, имена героев, понять основную идею произведения и т.д., в то время как из-за недостатка времени и обилия материала чрезвычайно мало внимания уделяется художественным деталям, без понимания которых очень часто ускользает и целостный замысел автора. Итог - неудачное сочинение на выпускном и вступительном экзаменах, так как современные образовательные стандарты требуют от школьника целостного анализа произведения, разносторонней интерпретации с привлечением глубинных структур текста.
Психофизиологические детали (такие, как цвет, звук, запах) часто формируют особую систему значений, символов, авторских "намеков", рассчитанных на внимательного читателя и помогающих точнее и глубже осознать идею произведения, характеристику персонажей, композицию и пр. Далеко не каждый школьник, к примеру, знает, что очень часто, когда в произведениях Чехова появляется отрицательный персонаж, параллельно с ним возникает описание резкого, характерного запаха какой-нибудь еды, символизирующего мещанство, пошлость, замкнутость интересов. В текстах многих других авторов, упоминание какой-то мелодии или цвета становится главной символической характеристикой некоторых героев, поэтому, когда впоследствии автор захочет напомнить читателю об этом персонаже и его идеях, ему стоит лишь упомянуть данный цвет и звук, а читатель уже сам должен догадаться, на кого намекают. Такая техника письма особа актуальна именно для XX века, когда литература подробных психологических описаний уступает место литературе намеков, косвенных характеристик, часто приносящих немало затруднений неподготовленному читателю.
На семинаре "Проблемы интерпретации прозаического текста: звук, запах, цвет", носящем преимущественно практический характер, мы будем непосредственно анализировать и обсуждать прозаические произведения (небольшого объема (7 - 15 стр. на урок), так как учитывалась степень загруженности школьников), обращая внимание на значимые художественные детали, характеризуя цвета, звуки и запахи, передаваемые в тексте, и с их помощью выстраивая целостную систему скрытых значений, заложенных автором в произведение с расчетом на внимательного, пытливого читателя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
"? "В течение многих лет по вечерам в аудитории Первого гуманитарного корпуса МГУ приходят юные любители словесности - те, кто через два-три года снова войдёт в эти аудитории уже в качестве студентов..." Подробнее...