Филологии все возрасты покорны

В течение многих лет по вечерам в аудитории Первого гуманитарного корпуса МГУ приходят юные любители словесности - те, кто через два-три года снова войдёт в эти аудитории уже в качестве студентов. Школа Юного Филолога - это не подготовительные курсы, рассчитана она не на абитуриентов, а на школьников 8-10-х классов, которые только выбирают, где бы им хотелось учиться. Обучение в ШЮФ поможет им сделать этот выбор осознанно, решить для себя, интересна ли им филология вообще и филологический факультет в частности.
По традиции, на закрытии учебного года все поют «Gaudeamus». 2005 годЧто может быть полезнее погружения в атмосферу факультета! Соблюдены все условия: занятия строятся по вузовскому принципу (лекции и семинары, в учебном году 2 семестра), проводятся строго по расписанию преподавателями, аспирантами и студентами и даже в тех самых аудиториях, где днём занимаются студенты. Юные филологи в буквальном смысле слова привыкают к стенам факультета. Они становятся полноправными участниками всех факультетских мероприятий - например, Дня науки, Дня Филолога. Желающие даже могут получить читательский билет и доступ в читальный зал библиотеки Первого гуманитарного корпуса. Из студенческих реалий не хватает только сессий, ведь в ШЮФ нет никаких экзаменов - ни вступительных, ни выпускных. Зато есть экскурсии, обычно в рамках семинаров как их органическое продолжение - в Бородино, в Пушкинский музей, музей Л.Н. Толстого в Хамовниках, музей редкой книг в Российской государственной библиотеке.
Чтобы считаться полноправным учеником ШЮФ, необходимо посещать один-два семинара по выбору. В Школу принимаются все желающие, обучение бесплатное. Каждый год в среднем приходит около двухсот пятидесяти человек - на первых лекциях и семинарах не хватает мест. Но уже к середине ноября остаются те, кто действительно хочет заниматься - примерно половина. В конце года они получают свидетельства об окончании одно-, двух-, трёх- или даже четырёхгодичного курса ШЮФ по представлению руководителей семинаров. Это свидетельство - большой плюс при наличии полупроходного балла на вступительных экзаменах и при зачислении на подготовительные курсы при филологическом факультете (но, как говорится, "при прочих равных условиях").
Доклад Веры Столяровой на Дне науки 2003 года Лекции традиционно читаются по основополагающим проблемам филологии в целом, без деления собственно на лингвистику и литературоведение. Ведь задача школы - привить любовь к слову, потому что слово "филология" переводится с греческого именно так. На лекциях юные филологи впервые слышат обращении "коллеги" от самых настоящих профессоров и доцентов факультета - может быть, от тех, у кого они будут заниматься в студенческие годы.
Семинарские занятия ведут исключительно студенты и аспиранты. Для них это возможность приобрести опыт преподавания, пообщаться с единомышленниками, глубже изучить любимый предмет ("уча, учимся" - этот принцип педагогики сформулирован ещё в античности) и даже получить пусть и небольшие, но деньги. Молодые преподаватели ШЮФ делают первые шаги на научном поприще - их статьи будут напечатаны в сборнике "Опыты-98", который должен выйти этой осенью.
Что касается тематики лекций и семинаров, то здесь полная свобода выбора. Славянская филология, арабистика, античная и русская литература, актуальные проблемы современной русистики, философская мысль Древней Руси, легенды о короле Артуре, быт и верования индейцев дакота - всего и не перечесть. Что-то в расписании каждый год меняется, а что-то остаётся неизменным. Например, уже традиционно в течение нескольких лет лекционный курс начинается лекцией по древнерусской литературе (А.А. Пауткин), в течение года обязательно читается лекция по славянской филологии (С.С. Скорвид), по русской диалектологии (Е.А. Нефёдова), по германской филологии (Т.Л. Шенявская), по античной литературе (В.П. Завьялова), "Литература в современном мире" (Л.Г.Андреев). Кроме лекций и семинаров ведутся практические языковые занятия - представлены основные европейские языки, а также экзотические: польский, ирландский, латынь.
День Науки, 2004 годДалеко не все выпускники ШЮФ потом стремятся поступить на филфак МГУ. Кто-то идёт на другой факультет, кто-то - в другой ВУЗ. Случается и так, что, став студентом, бывший выпускник идёт в ШЮФ преподавать. Или так, что на семинары в ШЮФ приходят не только школьники, но даже и студенты. Но все считают знания, полученные в ШЮФ, очень ценными, полезными для духовного развития, время, проведённое здесь - интересным, ни для кого не прошло зря. Вот что говорят сами школьники.

  • Школа Юного Филолога позволяет мне получить представление о филологическом факультете МГУ. Очень хорошо, что преподавание здесь ведётся на университетском уровне, а не школьном. Хочется пожелать успехов тому, кто создал эту школу! (Янина Е., 10 кл.)
  • Чувствую себя самым настоящим студентом, посещаю библиотеку и за тот год, который я проучилась здесь, прочла столько книг, сколько не прочитала за всю жизнь.(Дарья М., 10 кл.)
  • Здесь совсем другая обстановка. Именно это помогает мне развивать мои гуманитарные способности, которые в школе моментально куда-то исчезают. Я не собираюсь поступать на филологический факультет, буду углубляться в сторону медицины, но что-то тут, в ШЮФ есть магнетическое. (Лена С., 9 кл.)
  • ШЮФ не только даёт много полезной для экзаменов информации, но ещё позволяет углублённо изучить некоторые интересные вопросы. На лекциях и семинарах работают и преподаватели, и ученики. Это мне нравится: гораздо интереснее работать вместе, чем просто слушать. (Попова Катя, 10 кл.)
  • Благодаря ШЮФ я расширила свои познания в литературе и русском языке, у меня появилась возможность изучать французский, латынь, лингвистику. Я окончательно убедилась в том, что хочу быть филологом, и знаю, что на филологическом факультете МГУ смогу получить фундаментальные знания. (Романова Светлана, 10 кл.)
  • ШЮФ я вообще считаю замечательным местом. Но не только из-за престижа МГУ, в ней есть ещё много умных и талантливых преподавателей. (Оксана, 9 кл.)

День Науки, 2005 годСлучается и так, что, став студентом, бывший выпускник идёт в ШЮФ преподавать. Иди так, что на семинары в ШЮФ приходят не только школьники, но даже и студенты (ирландский язык, преподаватель А.А.Коростелёва)
Насколько же тянутся к науке наши школьники, если готовы приезжать по вечерам, издалека (некоторые - даже из Подмосковья), после целого дня в школе, при своей учебной нагрузке! И при этом на занятиях ШЮФ они не просто сидят и слушают, они активно участвуют в работе семинара, иногда поражают преподавателя своими познаниями, иногда ставят его своими вопросами в тупик. Если они поступят на наш факультет, то они буду пытливыми и любознательными студентами - ведь они будут заниматься делом, которое им по душе, то есть учиться. Учиться никогда не поздно - будь то ученик средней школы, студент, аспирант или профессор. А Школа Юного Филолога воплощает этот принцип в жизнь.
Школа Юного Филолога уходит корнями глубоко в историю филологического факультета МГУ. Точная дата её основания доподлинно не известна. Скорее всего, это случилось после войны, после возвращения факультета их эвакуации. Первым директором ШЮФ в 50-х годах был И.А. Мельчук, один из крупнейших и известнейших лингвистов нашего времени.
Закрытие ШЮФ, 2004 годСо времени своего основания ШЮФ служила тем же целям, что и сейчас: познакомить самых юных с факультетом, с наукой, расширить их гуманитарные знания. В разные годы своего существования школа переживала периоды возрождения и застоя. Было время, когда она даже закрывалась. В какое-то мере это зависело от директора, но чаще - от настроений в обществе (взять, к примеру, спад интереса к гуманитарным дисциплинам в 70-е годы, когда "физики" казались важнее "лириков"). Система преподавания тоже менялась с течением времени. Иногда преподавателями были только сотрудники факультета, иногда аспиранты, а случалось - только студенты. Устойчивой формы занятий не было: то ли факультативные курсы, то ли филологический кружок. Такие понятия, как расписание, семинар, лекция, ввела её директор с 1993 года по сегодняшний день Баш Людмила Михайловна (научный сотрудник лаборатории этимологических исследований филологического факультета).
Валерия Чашечникова, филологический факультет МГУ
"Московский университет", №22 (3840), ноябрь 1998 года

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
24 декабря в рамках празднования 250-летия МГУ в ШЮФе состоялась конференция-круглый стол.
Подробнее...

"Школа Юного Филолога работает при филологическом факультете МГУ уже не первый десяток лет. Но творческий семинар для школьников возник при ней совсем недавно (не считая кратковременного опыта несколько лет назад) - минувшей зимой. Семинар был создан по инициативе "снизу" посреди учебного года: идея объединить пишущих школьников родилась у Маши Черных и Даши Трынкиной". Подробнее...

"День науки Школы юного филолога - это одновременно и праздник, и экзамен. Праздник, потому что в этот день каждый может приобщиться не просто к университетским лекциям и семинарам, а к миру науки, показать себя не учеником, но самостоятельным исследователем, встать в один ряд с крупнейшими отечественными и зарубежными учеными-филологами как их младший коллега..."

В начале семестра юным филологам даётся две недели на то, чтобы определиться, куда они будут ходить в течение года.
Основная часть расписания с понедельника по пятницу отведена под семинары по различным научным направлениям. Раз в неделю читается лекция по истории европейской цивилизации; в первом семестре - 1 (АНТИЧНОСТЬ) и 3 (НОВОЕ ВРЕМЯ) циклы, во втором - 2 (СРЕДНЕВЕКОВЬЕ) и 4 (НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ). В субботу проводятся занятия по основным европейским языкам. Чтобы в конце года получить свидетельство об окончании ШЮФ, необходимо получить аттестацию в конце года как минимум по двум семинарам (не считая семинаров по иностранным языкам).