Экскурсы в историю русской литературы XVIII века (семинар), ведёт Емелин Илья Анатольевич

Вводная часть
Влияние петровских преобразований на литературный процесс в России. Строительство новой столицы – Петербурга. Вопросы просвещения и дворянского воспитания. «Табель о рангах», его социально-идеологическая значимость. Принцип «служения государству» как поведенческий концепт формирующегося дворянского сословия. Рост национального самосознания в России.

Основная часть
Жизнь и творчество Феофана Прокоповича. Жанр панегирика, его своеобразие и взаимодействие с другими жанрами. «Слово похвальное о баталии Полтавской», «Слово на погребение Петра Великого». Восхваляющая победу под Полтавой ода «Епиникион».
Формирование и расцвет русского классицизма как ведущего литературного направления в русской литературе 1730-1770-х гг. Литературная доктрина классицизма. Учение о «высоких», «средних» и «низких» жанрах. Трактат Ломоносова «О пользе книг церковных в российском языке».
Жизнь и творчество А. Кантемира. Первая, вторая, четвёртая сатиры. Поэма «Петрида, или Описание стихотворное смерти Петра Великого, императора всероссийского». Рецепция античной литературной традиции: переводы из Анакреона. Силлабический стих и его использование Кантемиром (тринадцатисложники).
Жизнь и творчество В. Тредиаковского. Переводной роман «Езда в остров любви». Употребление «дактило-хореического гексаметра» в поэме «Тилемахида». «Новый и краткий способ к сложению стихов российских». Первый этап реформы русского стихосложения. Лирические произведения.
Жизнь и творчество М. Ломоносова. Второй этап реформы русского стихосложения. «Письмо о правилах российского стихотворства». Жанр торжественной оды. «Ода…на взятие Хотина 1739 года», «Ода на день восшествия…императрицы Елизаветы Петровны…1747 года». Жанр духовной оды. «Ода, выбранная из Иова…». «Разговор с Анакреоном». Сатирический «Гимн бороде».
Жизнь и творчество А. Сумарокова. «Две эпистолы. В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве», «Ода государыне императрице Елизавете Петровне… в 25 день ноября 1743». Драматические произведения: «Хорев», «Синав и Трувор», «Тресотиниус». 1744 – «Три оды парафрастические псалма 143…» Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова. Соперничество ямбической и хореической поэзии. Жизнь и творчество М. Хераскова. Героическая эпопея «Россиада».
Жизнь и творчество Я. Княжнина. Трагедия «Вадим Новгородский».
Жизнь и творчество Г. Державина. «На рождение в севере порфирородного отрока», «Фелица», «Властителям и судиям», «Видение Мурзы», «Водопад», «Вельможа», «Памятник».
Жизнь и творчество Д. Фонвизина. «Бригадир», «Недоросль».
Литературное направление сентиментализма в русской литературе 18-ого столетия.
Жизнь и творчество И. Богдановича. «Древняя повесть» в вольных стихах «Душенька».
Жизнь и творчество Н. Карамзина. «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена», «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», «Мелодор к Филалету», «Филалет к Мелодору», «Послание к Дмитриеву», «Что нужно автору?».
Жизнь и творчество А. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность», «Осмнадцатое столетие».

Заключительная часть
Русская литература в XVIII столетии впитывала опыт античной и западной литературы нового времени. Кантемир, Ломоносов, переводившие Анакреонта; Тредиаковский, переводивший французских писателей Тальмана и Фенелона; Радищев, переводивший немецкого поэта Э. Клейста - не единичные примеры подобной рецепции. С другой стороны, творчество русских авторов (особенно Кантемира, Фонвизина и Радищева) затронуло глубокие социальные проблемы, многие из которых остаются актуальными и для современной России. Своеобразие содержания произведений отразилось на их композиции, сюжете, системе персонажей (если это прозаические произведения) или же на их строфике, рифмике, метрике (если это стихотворные произведения). Своеобразие русской литературы XVIII века и проявляется в подобной динамике. Таким образом, обновлённая русская литература не стала заурядным явлением, а, напротив, выработала свои подходы к описанию действительности и оказала существенное влияние на русскую литературу XIX века.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
"В течение многих лет по вечерам в аудитории Первого гуманитарного корпуса МГУ приходят юные любители словесности - те, кто через два-три года снова войдёт в эти аудитории уже в качестве студентов..." Подробнее...