История русской письменности (устав, скоропись, тайнопись) (семинар), ведёт Плотникова Анастасия Ильинична

Курс посвящен рукописным книгам, их изготовлению и оформлению, а также рукописным источникам в целом: деловым документам, берестяным грамотам, частной переписке.

Особое внимание будет уделятся внешнему виду рукописи: шрифту, орнаменту, миниатюрам, припискам на полях, зашифрованным текстам.

В качестве иллюстративного материала будут демонстрироваться копии особо интересных или роскошных изданий, примеры различных шрифтов и почерков.

Тексты, читаемые на занятиях, будут при необходимости в переводе на русский язык, при наличии "на столе" оригиналов.


Программа занятий курса


1. Вводное занятие. Цель занятий и особенности их проведения. Отношение к книге в современном мире и в древней Руси. Разграничение литературного и живого языка. Кириллица и глаголица.
2. Рукописная книга. Процесс изготовления, материалы, форматы. Писчие принадлежности.
3. Типы письма и сферы их применения. Устав, полуустав, скоропись. Грецизированные шрифты.
4. Разновидности церковных книг. Евангелие, псалтыри, триоди, требники, служебники, кондакари, нотные книги, минеи. Особенности их оформления.
5. Обзор глаголических и кириллических памятников.
6. Изборник Святослава. Описание памятника. Прочтение фрагмента текста в переводе на русский язык.
7. Новгородские грамоты. Географическое расположение Великого Новгорода: условия сохранности грамот. Социально-политические особенности "города-государства" и уровень образования. Общие характеристики находок.
8. Новгородские грамоты: продолжение. Чтение грамот в переводе на русский язык при наличии копий оригиналов. Обсуждение культурных и бытовых особенностей жизни в древнем Новгороде по данным прочитынных текстов.
9. Акцентуированные грамоты. Способы определения древнерусского ударения. Чудовский новый завет и Мерило праведное. Чтение отрывка из Мерила праведного в переводе на русский язык, попытка чтения того же отрывка из оригинала.
10. Роскошные рукописи. Орнаменты, вязь, миниатюра. Разновидности орнамента.
11. Тайнопись. Применение глаголических начертаний в тайнописи. Системы тайнописи: чужое письмо, измененные знаки, замена знаков. Счетная система. Задание: зашифровать какую-либо информацию любым изученным способом.
12. Частная переписка. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским и Стефаном Баторием с краткой политической характеристикой периода. Чтение отрывков из писем в переводе на русский язык при наличии оригинала.
13. Скоропись. Особенности почерка и сфера его применения. Разновидности деловых документов. Книги отказные, посевные, ужинные, расходные книги хлебу, досмотренные книги животов, приходно-расходные книги, купчие и крепости, таможенные книги, челобитные. Прочтение коротких документов из некоторых книг по изданию Н.М.Каткова.
14. Скоропись. Древнерусские "следственные документы": обыскные и сыскные, допросные и расспросные речи. Задание: раскрыть преступление 17 века, прочитав показания участников и свидетелей дела (документы в издании Н.М.Каткова).
15. Скоропись. Дипломатические и политические документы. Договоры Великого Новгорода. Попытка прочесть договор Великого Новгорода с князем Михаилом в оригинале (разборчивая скоропись) при наличии перевода. Обсуждение политических отношений Новгорода и князей (на основании полученных из договора сведений).
16. Экскурс в историю европейской книжности. Сравнение ее с историей книжности на Руси.
17. Подделки. Обсуждение необходимых условий для создания правдоподобной подделки. Вопрос о "Слове о полку Игореве". Соборное деянии 1157г. и Требник 1329г.
18. Приписки на полях. Обращение к внутреннему миру писца, его проблемам и отношению к своему труду по данным оставленных приписок.
19. Эпиграфика. Надписи в соборе св.Софии Новгородской: чтение и обсуждение.
20. Появление книгопечатания на Руси. Первые типографии, печатники и их судьба.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
"В течение многих лет по вечерам в аудитории Первого гуманитарного корпуса МГУ приходят юные любители словесности - те, кто через два-три года снова войдёт в эти аудитории уже в качестве студентов..." Подробнее...