Кафедра русского языка
Новости и объявленияЗаведующий кафедройСотрудники кафедрыФотоальбомin MemoriamКонтактная информацияin English
Кабинет русской диалектологииЛаборатория этимологических исследованийЛаборатория общей и компьютерной лексикологии и лексикографии
Полезные ссылки по истории русского языка и книжностиСеминар «Русский научный язык»Научно-исследовательская работа магистрантовКонференцииОсновные направления исследованийПубликации Обсуждаем словари, справочники, учебникиРеформа правописания. Обсуждение проекта
ГосэкзаменыУчебные программыФилиалыИнновационные проектыРусский язык и культура речи в МГУ
Расписание занятийСпецкурсы, спецсеминары, КПВГрафик защиты дипломных работГрафик сдачи госэкзаменовВопросы к госэкзамену для бакалавровВопросы к госэкзамену для магистровНСО (студенческие конференции, конкурсы работ, публикации)
Магистратура на кафедреКурсы по выбору
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальностиОбщие курсыСпецкурсыПрограмма кандидатского минимума
Пособия
Полезные ссылки
О кафедре

Учебно-методическая работа

Одним из направлений деятельности кафедры традиционно является учебно-методическая работа. В 1950-е гг. связь кафедры со средней школой осуществлялась через журнал «Русский язык в школе», редактором которого была Е. М. Галкина-Федорук.

С 1959 до начала 1990-х гг. методическую работу кафедры возглавлял доц. Л. А. Чешко (1916–2000). Ему принадлежат многочисленные учебники и учебные пособия по русскому языку, в том числе и два базовых учебника для общеобразовательной школы: «Русский язык: 8 класс», «Русский язык: 9 класс». Многие поколения абитуриентов готовились к поступлению в вузы по пособиям, написанным Л. А. Чешко. Он разработал и на протяжении многих лет читал для студентов филологического факультета курс «Методика преподавания русского языка в средней школе», четыре издания выдержали его методические указания по этому курсу для студентов-заочников (см.: Чешко Л. А. Методика преподавания русского языка. М., 1977). Являясь старшим методистом по русскому языку, Л. А. Чешко руководил производственной (педагогической) практикой студентов-пятикурсников.

С 1984 по 1989 г. на кафедре русского языка функционировал спецсеминар по лингвистическим основам преподавания русского языка в школе; руководили им М. В. Панов и В. В. Борисенко.

В 1990-е гг. методическую работу кафедры продолжили В. А. Багрянцева и Е. И. Литневская, которые значительно обновили в соответствии с изменившимися требованиями школьной программы как сам курс методики преподавания русского языка, так и формы работы со студентами IV года обучения. Предлагаемые студентам лекции, семинарские и практические занятия (в том числе в компьютерных классах) не только позволяют глубоко и полно освоить педагогическую технику и технологию (т. е. собственно методику), но восполнить и закрепить знания по орфографии и пунктуации русского языка. На основе читаемого курса В. А. Багрянцевой и Е. И. Литневской была подготовлена новая программа для государственных университетов (1994; 2-я ред.: 1997).

С 1991 г. старшим методистом по русскому языку и руководителем факультетской педпрактики является В. А. Багрянцева. Утверждаются новые формы данного вида учебной работы, расширяются и углубляются связи факультета со школами Москвы и Московской области. Подшефным школам оказывается учебная и методическая помощь, читаются установочные лекции для учителей-словесников, обеспечивается рецензирование авторских программ и учебников. Признание перспективности избранного направления выразилось в присуждении В. А. Багрянцевой Ломоносовской премии (1994).

С 1989 г. в старших классах средней школы № 1134 г. Москвы ведется углубленное преподавание филологических дисциплин. В 1992 г. В. А. Багрянцевой была начата разработка концепции и структуры довузовского филологического образования. В сформированных в том же году на базе школы № 1134 «лицейских» классах, рассчитанных на трехлетний цикл обучения, прошли апробацию в том числе и специально созданные программы по русскому языку.

Практический опыт работы в системе довузовского образования (в подшефных филологических классах, на подготовительном отделения МГУ, на подготовительных курсах при филологическом факультете) был обобщен в двух коллективных учебных пособиях для посупающих (Багрянцева В. А., Галактионова И. В., Литневская Е. И., Пожарицкая С. К. Русский язык: Справочные материалы для поступающих на филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова / Под ред. В. А. Багрянцевой. М., 1996 (2-е изд.: М., 1998); Багрянцева В. А., Галактионова И. В., Литневская Е. И., Степанова Е. Б. Русский язык: Методические указания и контрольные работы для поступающих на филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова / Под ред. В. А. Багрянцевой. М., 1997 (2-е изд.: М., 2000)), а также в диссертационной работе Е. И. Литневской, ее статьях и пособии «Русский язык: Учебник-хрестоматия для IХ класса гуманитарных школ и гимназий (с комментариями для учителя)» (М., 1995).

Методисты кафедры активно сотрудничают с учительской газетой «Первое сентября», с журналами «Русский язык в школе» и «Русская словесность», принимают участие в общероссийских педагогических конференциях, разработке муниципальных и федеральных программ по русскому языку.

В настоящее время учебно-методическая работа на кафедре ведется в двух перспективных направлениях. Во-первых, создаются пособия для средней общеобразовательной школы. В. А. Багрянцевой, Е. М. Болычевой, И. В. Галактионовой, Л. А. Ждановой и Е. И. Литневской написана книга «Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения русского языка в старших классах» (Ч. 1–2. М., 2000). Во-вторых, В. А. Багрянцева и Е. И. Литневская ведут работу над созданием нового учебного пособия по методике преподавания русского языка для студентов филологических факультетов государственных университетов.

В оглавление.

К следующему фрагменту истории. О кафедре

© Филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2005–2024. Контент сайта — Анастасия Уржа, техподдержка — Александр Варламов