информационное письмо
решение Конгресса
лирика Конгресса
труды Конгресса
программный комитет
участники
обратная связь
сайт I-ого Конгресса
сайт II-ого Конгресса

РЕШЕНИЯ
III Международного конгресса исследователей русского языка
«Русский язык: исторические судьбы и современность»
(Москва, МГУ, 20-23 марта 2007 года)

20–23 марта 2007 года в МГУ им. М. В. Ломоносова состоялся III Международный конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность». Как и два предыдущих, этот конгресс стал широким и представительным международным форумом по актуальным проблемам русской филологии.

Программа Конгресса состояла из двух дней пленарных заседаний, на которых было прочитано 25 докладов, представлявших основные направления исследования русского языка в его синхронии и диахронии, и двух дней работы секций, круглых столов и семинаров. Работали 29 секций, 6 семинаров и 5 круглых столов, на которых было заслушано и обсуждено 458 докладов. Всего в Конгрессе вместе с докладчиками (и другими лингвистами, обсуждавшими прозвучавшие доклады) приняли участие более 600 ученых из университетов и других научных центров 34 стран мира и более 80 городов России.

Тематика секций и пленарных заседаний концентрировалась вокруг проблем теории и методологии русского языкознания, истории и предыстории русского языка, актуальных системных процессов в его современном состоянии, условий, результатов функционирования и статусных характеристик русского языка как средства международного, межнационального общения и межкультурной коммуникации, вопросов преподавания русского языка в средней и высшей школе, а также в иноязычной аудитории. Кроме того, в рамках работы секций, семинаров и круглых столов обсуждались проблемы языковой политики, социолингвистики, юридической лингвистики, риторики и др.

Участники Конгресса отмечают актуальность и высокий теоретический уровень состоявшегося Конгресса, а также большой вклад, который внес в его проведение МГУ во главе с председателем Оргкомитета Конгресса ректором МГУ академиком В. А. Садовничим и заместителем председателя деканом филологического факультета профессором М. Л. Ремневой.

Необходимо отметить конструктивную работу руководителей секций, круглых столов и семинаров, а также творческую активность всех участников Конгресса.

Участники Конгресса констатируют следующее:

— проблема сохранения и развития русскоязычного социокультурного и информационного пространства в современном мире далека от своего полноценного разрешения, в частности, не делается всего, что необходимо для поддержания статуса русского языка в ближнем и дальнем зарубежье;

— наблюдается тенденция снижения уровня знания и владения русским языком учащимися средней школы и студентами высшей школы, что связано, в первую очередь, с понижением уровня преподавания русского языка и литературы в средней школе (в частности, с уменьшением числа часов, выделяемых в школе на эти дисциплины, а также с невниманием в высшей школе к воспитанию речевой культуры ее выпускников);

— особую тревогу вызывает ориентация Министерства образования и науки РФ на неправомерную редукцию программ и объема проверяемых познаний и навыков учеников средней школы по русскому языку и литературе, а также неоправданную формализацию способов проверки этих знаний. В совокупности это ведет к резкому снижению мотивации учеников к чтению, снижение уровня понимания художественного своеобразия и этических основ русской литературы, что, естественно, мешает воспитанию культурной личности, мешает воспитанию гражданина.

В связи с этим участники Конгресса считают необходимым заявить следующее:

1. Поддержка русского языка должна стать национальным проектом, цель которого состоит в сохранении и развитии национальной культуры, а также развитии русскоязычного социокультурного и информационного пространства в современном мире.

К числу приоритетных задач в рамках данного национального проекта следует отнести:

— формирование принципиально новых подходов к содержанию и оценке качества русскоязычного образования;

— обеспечение функциональной гибкости программ обучения русскому языку на всех уровнях с учетом изменения мотивации в изучении русского языка;

— оптимизацию структуры среднего и высшего русскоязычного образования для повышения его роли в процессах социализации личности в глобализующемся мире;

— внедрение в российских вузах комплексных инновационных образовательных программ с целью снабжения всех специалистов нефилологического профиля востребованными на современном рынке образовательных услуг теоретическими знаниями, технологиями и практическими навыками, основанными на языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции в области государственного (русского) языка;

— совершенствование форм непрерывного образования в области русского языка как механизма обеспечения стратегии присутствия и влияния русскоязычного фактора в современном глобализующемся мире;

— проведение широкой независимой экспертизы результатов экспериментов Министерства образования и науки по переводу контроля знаний выпускников средней школы как по естественным, так и, в особенности, по гуманитарным дисциплинам в средней школе в форме ЕГЭ; при этом обратить особое внимание на изменение в худшую сторону познавательной мотивации учеников при использовании этой формы контроля их знаний.

2. Считать целесообразным повышение координирующей роли МАПРЯЛ в реализации поставленных задач, связанных с распространением русского языка, литературы и культуры за пределами России (особенно в странах СНГ и Балтии).

3. Ходатайствовать перед Президентом Российской Федерации о создании Совета по вопросам языковой политики при Президенте Российской Федерации.

4. Обратиться в государственные органы с просьбой о содействии в создании льготных условий для обучения, подготовки и переподготовки (в том числе в аспирантуре и докторантуре) научно-педагогических кадров из государств-участников СНГ в ведущих центрах по изучению и распространению русского языка.

5. По результатам работы Конгресса после обобщения решений и предложений всех секций и участников выработать документ, содержащий конкретные предложения в области языковой политики и совершенствования филологического образования на всех уровнях и довести его до сведения лингвистической общественности.

Следующий, IV Конгресс предлагается провести на базе МГУ в 2009 году.

Принято 23 марта 2007 года на пленарном заседании III Международного конгресса исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность».

© филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007