[ отклики ]

 

СЕМИНАРЫ И КРУГЛЫЕ СТОЛЫ

 

 

Вопросы к дискуссии на семинаре

«Актуальные теоретические и прикладные задачи грамматики русского языка»

на Международном конгрессе исследователей русского языка

“Русский язык: исторические судьбы и современность”

(Москва, МГУ, 13-16 марта 2001-ого года)  

Руководитель семинара -

профессор Галина Алексндровна Золотова

 

Уважаемые коллеги!

Будучи заинтересованы в сопоставлении различных точек зрения, в результативном обсуждении грамматических проблем на предстоящем Конгрессе, кафедра русского языка филологического факультета имени М.В. Ломоносова и Программный комитет Конгресса предлагают Вам принять участие в дискуссии, цель которой – подготовить программу работы семинара «Актуальные теоретические и прикладные задачи грамматики русского языка»  в рамках Конгресса.

Просим Вас ответить (и по возможности подробно обосновать свой ответ) на следующие вопросы:

 

1.  Последние 20-25 лет грамматическая наука заново открыла для себя семантику и прагматику, стала искать пути взаимодействия с логикой, психологией, философией, культурологией, литературоведением, переосмыслила старые проблемы и увидела новые. Какие из этих проблем, на Ваш взгляд, требуют наибольшего внимания лингвистов в ближайшие 10-15 лет? Какие из них Вы собираетесь разрабатывать (или разрабатываете уже) сами? 

2.  Какие из следующих подходов к описанию русской грамматики (для грамматической системы в целом или для  подсистем) Вы считаете имеющими наибольшую объяснительную силу:

3.  Какие из идей Московской семантической школы (под руководством Ю.Д. Апресяна), группы “Логический анализ естественного языка” (под руководством Н.Д. Арутюновой), семантико-синтаксических идей Ю.С. Степанова, а также различных направлений когнитивной лингвистики Вы считаете наиболее актуальными для современной русской грамматической науки? 

4.  Какие из идей и теорий  лингвистов XIX-ого - нач. XX-ого веков Вы считаете современными и актуальными для русистики 21 века (по возможности обоснуйте свое мнение)?  

5.  Представление каких тем и вопросов в университетском курсе грамматики современного русского языка Вы находите наименее разработанными или дискуссионными? Решение каких из них Вам кажется наиболее важным? Какие из работ по русской грамматики Вы преимущественно используете в своих лекциях и рекомендуете студентам, аспирантам? Какие критические и конструктивные замечания к названным работам Вы хотели бы высказать? 

6.  Какими Вы видите отношения между теорией (концепцией) и наблюдением над языковым материалом  в вузовском курсе русской грамматики?  Какой языковой материал Вы используете для иллюстраций  и для анализа?

7.  Включаете ли Вы в курс русской грамматики сведения из истории русской грамматической мысли (например, от Ломоносова до конца XX века)? И если включаете, то в каком виде (как часть лекционного курса по грамматике, как особый спецкурс по истории грамматических учений, как особый курс по истории русистики)?

 

 

Ответы Вы можете посылать электронной почтой на лист рассылки «Язык Человека/Human Language» (HumLang)  после подписки на него. Условия подписки см. по адресу http://www.humlang.newmail.ru/subscr_r.htm. Или послать по адресу lists@rssh.net письмо с ящика электронной почты, на который Вы хотите получать сообшения. В тексте сообшения Вы должны написать одну строку:

subscribe humlang <имя подписчика> <название организации>

в фигурных скобках укажите свое имя и место работы или учебы, сохранив при этом скобки (< >).

Просьба посылать свои сообщения с темой «Grammar discussion».

Анкету подготовили Г.А. Золотова, О.В. Кукушкина, Н.К. Онипенко, М.Л. Ремнёва

Участие в семинаре (круглом столе) конкурсное. Максимальное число участников ограничено. Просьба подавать заявки на участие в семинаре (круглом столе) его руководителю по электронной почте.

За справками по семинару обращаться к Надежде Константиновне Онипенко - onipenko_n@mail.ru

[ отклики ]