Преподаватели и сотрудники кафедры

 

ЯЦЕНКО
ИРИНА ИОСИФОВНА

http://istina.msu.ru/profile/irinayat/

Фамилия, имя, отчество

Яценко Ирина Иосифовна

Ссылка на страницу в ИСТИНе

https://istina.msu.ru/profile/irinayat

Должность

доцент

Ученая степень, звание

кандидат педагогических наук
доцент

Сфера научных интересов

Теория и методика работы с художественным текстом в иностранной аудитории.
Научно-методическое сопровождение Российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному

Участие в работе различных советов и комиссий, редколлегий журналов и сборников, государственных и общественных организаций и т. д.

Член редакционной коллегии:
1) Язык, литература, культура. Актуальные проблемы изучения и преподавания: сборник научных и научно-методических статей;
2) Профессорский журнал. Серия «Русский язык и литература: изучение и преподавание».

Награды

Грамота Министерства образования и науки Российской Федерации

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ

В 1975 г. окончила филологический факультет Запорожского государственного педагогического института. В 1990 г. в Институте русского языка имени А. С. Пушкина защитила кандидатскую диссертацию «Влияние принципов и приемов проблемного обучения на восприятие художественного текста иностранными студентами-нефилологами».
Работала учителем русского языка и литературы в средней школе (1975—1981), преподавателем русского языка как иностранного в Запорожском государственном медицинском институте (1981—1989), преподавателем кафедры литературы в Сахалинском государственном педагогическом институте (1990—1992), зав. кафедрой литературы, искусства, культуры Сахалинского областного института усовершенствования учителей (1992—1994). С 1994 г. работает на кафедре русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Читает курс лекций «Интерпретация художественного текста в преподавании русского языка как иностранного/неродного»; является одним из авторов коллективного дистанционного курса «Лигводидактическое тестирование: теория и практика».

Наиболее значимые публикации:

  •  Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. I сертификационный уровень. II сертификационный уровень. Профессиональный модуль (в соавторстве). — СПб, 2000.
  • Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Профессиональный модуль «История. Социология. Политология» (в соавторстве). — М.- СПб, 2000.
  • Русская «нетрадиционная» проза конца ХХ века / Пособие для иностранных учащихся. — СПб: Златоуст, 2004, 2006.
  • Русский рассказ конца ХХ века / Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык (в соавторстве). — М.: Флинта, 2005.
  • Лексический минимум по русскому языку как иностранному / Второй сертификационный уровень. Общее владение / Под ред. Н. П. Андрюшиной. — СПб.: Златоуст, 2011, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 (в соавторстве).
  • Интерпретация художественного текста в иноязычной аудитории: аксиологический и методический аспекты // Академическая адаптация образовательных мигрантов в стране обучения / Коллективная монография под ред. Н. И. Ушаковой. — Харьков: Изд-во ХНУ им. В. Н. Каразина (Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина), 2017.
  • Интерпретация художественного текста — границы свободы читателя. — Русистика без границ / Международный научный журнал (Болгария). — №3, 2017/
  • Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Третий сертификационный уровень. Общее владение / Под ред. Н. П. Андрюшиной. — СПб.: Златоуст, 2018.
  • А. А. Вознесенский. Есть русская интеллигенция // В мире русской поэзии: учебное пособие по обучению анализу русского поэтического текста. В 2 ч. Часть 2. — 2-е изд., испр. И доп.- СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 186—200.