Язык Человека - лист рассылки по общему языкознанию

лист рассылки



В.П. Григорьев, Л.И. Колодяжная, Л.Л. Шестакова1

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МАТЕРИАЛА СТАТЕЙ НАЧАЛО и КОНЕЦ

В "СЛОВАРЕ ЯЗЫКА РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА"2

 

1. Введение

В работе рассматриваются статьи НАЧАЛО и КОНЕЦ, подготовленные в рамках "Словаря языка русской поэзии XX века". Предлагается общая характеристика статей и интерпретация наиболее интересных с семантической точки зрения примеров.

"Словарь языка русской поэзии XX века" - это сводный поэтический справочник, создаваемый на материале творчества 10 поэтов - Анненского (Анн), Ахматовой (Ахм), Блока (АБ), Есенина (Ес), Кузмина (Куз), Мандельштама (ОМ), Маяковского (М), Пастернака (П), Хлебникова (Хл), Цветаевой (Цв). В основе словаря - идеи экспрессемы и "самовитого слова" [Григорьев 1979, 1994], главная же его цель - представить в словарной форме поэтико-языковой процесс XX в. и отдельное поэтическое слово на фоне этого процесса. Принципы составления Словаря были описаны в Пробном выпуске [Самовитое слово 1998, 3-27]. В работе мы кратко коснемся только структуры словарной статьи, чтобы было понятно, каким образом построены статьи НАЧАЛО и КОНЕЦ.

В структуре словарной статьи выделяется пять зон: заголовочное слово, зона значения, зона контекстов, зона комментариев, зона шифров.

Зона контекстов - основная в Словаре. Она составлятся из всех встретившихся в источнике контекстов, которые располагаются в хронологическом порядке дат написания произведений, а внутри одной даты - по алфавиту фамилий авторов.

Контексты делятся на два основных типа:

а) Фрагмент стихотворения - наиболее частотный тип контекста; границы фрагмента колеблются от словосочетаний до, порой, целых стихотворений. Внутри контекста или сразу после него могут даваться краткие комментарии. Кроме того, составители используют послепометы (типа Ирон., Шутл., РП, НАР и т. д.), характеризующие контекст в целом.

б) Контекст, выделенный по занимаемой им особой позиции в произведении; это контекст-заглавие (сопровождается пометой Загл.), подзаголовок ( Подзаг.), посвящение (Посв.) и эпиграф (Эпгрф.).

 

2. Словарные статьи НАЧАЛО и КОНЕЦ

НАЧАЛО [н. и Н.] В ней [в моей душе] нет напева, звук ее нестройный Не может смертный голос передать, Она полна печали беспокойной... Её н. трудно рассказать... АБ898 (I,383.2); К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы. Лермонтов Эпгрф. АБ899 (I,18); Уходят годы в бесконечность, - Дарует новые творец. Всегда, везде - живая вечность, - Одно н. и конец. АБ899 (I,428.2); Весь-то жизненный путь мы прошли до конца, - И концом оказалось н.... [рфм.: украшало] АБ899 (I,434.1); Иль над обманом бытия Творца веленье не звучало, И нет конца и нет начала Тебе, тоскующее я? Анн900-е (58.1); БЕЗ КОНЦА И БЕЗ НАЧАЛА Загл. Анн900-е (191); Душа боролась, погибала, <...> И, дна достигнув, поднимала Свой нежный цвет над черной мглой - Так - без конца, так - без начала... АБ900 (I,344); Здесь на земле единоцельны И дух и плоть путем одним Бегут, в стремленьи нераздельны, И бог - одно н. им. АБ900 (I,461.2);

Таков он был тогда - Мой сумрачный рассвет, Н. всех блаженств, Всех небывалых бед. АБ901 (I,482.2); Моей ли жалкой, слабой речи Бороться с пламенем твоим На рубеже безвестной встречи С началом близким и чужим! АБ903 (I,80); Кто не проснулся при первом сияньи - Сумрачно помнит, что гимн отзвучал, Чует сквозь сон, что утратил познанье Ранних и светлых и мудрых начал... АБ904 (II,56); Но будем вместе. Лебедь сонный И я - поверженный за ним - Как дым кадильный, благовонный, К началам взнесшийся своим. АБ905 (II,318.2); Вместе целые дни, близкие гости редкие, Шум, смех, пенье, остроты меткие; // Вдвоем по переулкам снежным блуждания, Долгим поцелуем ночи н. и окончание. Куз907 (31); В груди нет жала и нету жалобы, Уж спало скорби покрывало. И где причало, от начала Что удержало бы? Куз907 (48); И повернут к нам спиной король червонный, <...> Вот болезнь для сердца, скука да печали, И в конце лежит пиковка и в начале. Куз907 (118); Сколько ни говорите о печальном, Сколько ни размышляйте о концах / и началах, Всё же, я смею думать, Что вам только пятнадцать лет. АБ908 (II,288); Но узнаю тебя, н. Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей. АБ908 (III,252); И речь [девицы] текла без риторских начал: "Браманта - я! самцов я ненавижу, Но миру дать вождя мне дух вещал. <...>" Куз908 (140); "ПО ТЕМным вышкам..." Вон! "По темпу пиччикато..." КИдаю мутный взор, как прèпертый жених... // НУ что же, что в окно? Свобода краше злата. НАчало есть... Ура!.. Курнуть бы... Чирк - и пых! [стих. является слоговым акростихом, обращ. к Петру Потемкину] Анн909 (209.1); Зимы студеной сладко мне н., Нас сочетала строгая пора. Яснеет небо, блекнет покрывало. Каким весельем рог трубит: "Пора!" Куз909 (87); Спасенья нашего н. Ей [Деве Марии] возвещает Гавриил; Она смиренно промолчала, Покорна воле вышних сил, Куз909 (156); Пришли и уйдем с переклички Столетий: "Такое-то сердце" - "В начале" "Отметим". П909-20-е (I,626); Вмешать тебя в случайности творенья, Зарифмовать с начала до конца С растерянностью тени и растенья Растущую растерянность творца. [обращ. к Л. Рейснер] П909-20-е (I,629); Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня! Цв909 (I,32); В начале лета, юностью одета, Земля не ждет весеннего привета, <...> И ей не страшно, что далеко где-то Конец таится радостных лучей, И что недаром плакал соловей В начале лета. Куз910 (96); Не так осенней нежности примета: Как набожный скупец, улыбки света Она [земля] сбирает жадно, перед ней Недолог путь до комнатных огней. И не найти вернейшего обета В начале лета. ib.;

Как радостна весна в апреле, Как нам пленительна она! В начале будущей недели Пойдем сниматься к Буасона. Куз911 (97); О радость! в горестном начале Меня сковала немота, И ни сомнений, ни печали Не предали мои уста. Куз911 (100); День жестокий, день железный Вкруг меня неумолимо Очертил замкнóтый круг. // Нет конца и нет начала, Нет исхода - сталь и сталь. И пустыней бесполезной Душу бедную обстала Прежде милая мне даль. АБ912 (III,83); Сил синих снём, Когда копьем мужья встречали, Тебе [Перуну] не пел ли: "Мы не уснем В иных времен начале"? РП Хл[913] (85); Отверженное слово "мир" В начале оскорбленной эры; Светильник в глубине пещеры И воздух горных стран - эфир; ОМ915,35 (108); Легкомыслие! - Милый грех, Милый спутник и враг мой милый! <...> // Научил не хранить кольца, - С кем бы жизнь меня ни венчала! Начинать наугад с конца, И кончать еще до начала. Цв915 (I,235.1); Буран не месяц будет месть, Концы, начала заметет. П917 (I,110.1); Пусть степь нас рассудит и ночь разрешит. Когда, когда не: - В Начале Плыл Плач Комариный, Ползли Мураши, Волчцы по Чулкам Торчали? [о начале мирозданья?] П917 (I,146.1); Я знаю, что был Гомер, Елена и павшая Троя. <...> Муза, музища Плоской ступней шагала, Говоря во все горло... Милая Музенька Пальчиком стерла Допотопные начала. Куз918 (214); Жизнь - без начала и конца. Нас всех подстерегает случай. Над нами - сумрак неминучий, Иль ясность божьего лица. Но ты, художник, твердо веруй В начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. АБ919 (III,301); Да, ура! - За царя! - Ура! Восхитительные утра Всех, с начала вселенной, въездов! Цв920 (I,539.2);

И я вхожу в стеклянный лес вокзала, Скрипичный строй в смятеньи и слезах. Ночного хора дикое н. И запах роз в гниющих парниках - ОМ921 (139); И было это будто до войны, В начале Июня, жарко и безлюдно. Куз922 (274); Стояла надписью Саяна В хребтах воздушной синевы, Лилось из кос н. пьяное - Земной, веселый, грешный хмель. Хл922 (363); Книгу вечности на людских устах Не вотще листав - У последней, последней из всех застав, Где н. трав И н. правды... Цв922 (II,151); Последняя самая эта секунда, / секунда эта / стала началом, / началом / невероятного гуда. / Весь север гудел. / Гудения мало. / По дрожи воздушной, / по колебанью / догадываюсь - / оно над Любанью. М923 (439); На дворе был кол, На колу - мочало. Это только, ребята, Н.. Шутл. Ес924 (III,145); И в город - н. конца - лазутчики тихо вползали. Куз925 (303); Коль небожители в царстве тел - Ни лоскутка на дыры Вам, ибо правильный был раздел Благ при начале мира: Нам - только видимый, вам же весь Прочий (где несть болезни!). Цв925 (III,92); А позади размерно бьющим веяньем Какого-то подземного начала Военный год взвивался за жокеями И лошадьми и спицами качалок. П926-27 (I,306.1); О буря брошюр и листовок! О слякоть! О темень! О зовы Сирен, и замки и засовы В начале шестого. П926-27 (I,309); " <...> Офицерам - / Суворова, / Голенищева-Кутузова / <...> быть / под началом / Бронштейна бескартузого, / какого-то / бесштанного / Лёвки?! <...>" РП М927 (534); Он [Вилли] правды не искал, И правда оказалась, Как будто приближалось Н. всех начал. // Н. всех начал друзей согнало К Эммануилу за перегородку. Куз928 (324); От шуток с этой подоплекой Я б отказался наотрез. Н. было так далеко, Так робок первый интерес. П930-31 (I,412);

И страусовы перья арматуры В начале стройки ленинских домов. ОМ931 (178); Незванная, она [жизнь] внесла, во-первых, Во все, что сталось, вкус больших начал. Я их не выбирал и суть не в нервах, Что я не жаждал, а предвосхищал. П931 (I,413); Н. славных дней Петра Мрачили мятежи и казни. П931 (I,421); Бузина зелена, зелена, Зеленее, чем плесень на чане! Зелена, значит, лето в начале! Синева - до скончания дней! Цв931 (II,296); Я люблю ее [зимы] сначала Неуверенный размах. // Хороша она испугом, Как н. грозных дел. Перед всем безлесным кругом Даже ворон оробел. ОМ936 (227.2);

совсем неинтересны Герой и героиня, и прошло Так много лет, что никого не жалко, И, кажется, сам автор Уже н. повести забыл, Ахм943 (194.2); Он [Блок] прав - опять фонарь, аптека, Нева, безмолвие, гранит... Как памятник началу века, Там этот человек стоит - Ахм944-60 (241.3); Мне ведомы начала и концы, И жизнь после конца, и что-то, О чем теперь не надо вспоминать. Ахм945 (256.2); Простор вселенной был необитаем, И только сад был местом для житья.// И, глядя в эти черные провалы, Пустые, без начала и конца, Чтоб эта чаша смерти миновала В поту кровавом Он [Иисус Христос] молил Отца. П949 (III,538);

У женщины в ладони, У девушки в горсти Рождений и агоний Начала и пути. П953 (II,164); Себе самой я с самого начала То чьим-то сном казалась или бредом. Иль отраженьем в зеркале чужом, Ахм955 (254); Я вывел бы ее [страсти] закон, Ее н., И повторял ее имен Инициалы. П956 (II,72.1); Тротуар, мостовую, подвалы, Церковь слева, ее купола Тень двойных тополей покрывала От начала стены до угла. П958 (II,124); У входа в лес, в березняке, В начале чащи, Выводит птичка на сучке Свой клич манящий, П958 (II,592); Не смеялась и не пела, Целый день молчала, А всего с тобой хотела С самого начала: Ахм959 (238.2);

И эта нежность не была такой. Как та, которую поэт какой-то Назвал в начале века настоящей И тихой почему-то. Ахм963 (378.2); Все было очень чинно и достойно: Двадцатый век, Москва, весны н.. Ахм963 (378.3)

_____

КОНЕЦ Всю ночь хочу я плакать без конца С тобой вдвоем, от всех украдкой. [рфм. к сердца] АБ898 (I,328.1); Если же ты, человек, не видишь конца этой ночи, Если без якоря ты в море блуждаешь глухом, Ну, без мысли тогда бросайся в холодное море! АБ898 (I,386.1); Позвольте ж мне, богиня света, Сказать Вам то, что без конца Таилось в сердце без ответа, В душе сгорающей певца. АБ898 (I,394.1); Не ты ли в дальнюю страну, <...> Введёшь меня - я вдаль взгляну И вскрикну: "Бог! К. пустыне!" АБ899 (I,28); Когда мы любим безотчетно Черты нам милого лица, Все недостатки мимолетны, Его красотам нет конца. АБ899 (I,402.2); Мое сердце больное тебе передам, Где кипит без конца молодая струя, Где порывы любви посвящались богам! АБ899 (I,411.1); Хотел в блаженстве без конца Позволить счастьем насладиться Душе сгорающей певца... АБ899 (I,412.3); Природа мощно наслаждалась Лучами солнца - без конца, [рфм. к творца] АБ899 (I,422.1); Настал желанный час. Природа, Из рук Властителя Творца, Зажгла ночные неба своды Сверканьем звездным - без конца. АБ899 (I,423); Моим страстям, моим забвеньям, Быть может, близится к., [рфм.: венец] АБ899 (I,426.1); Всегда, везде - живая вечность, - Одно начало и к.. АБ899 (I,428.2); Без конца на пустой и безмолвной стене Эти полные скорби и ужаса очи Всё мерещатся мне в тишине Леденеющей ночи. АБ899 (I,432.1); Весь-то жизненный путь мы прошли до конца, - И концом оказалось начало... АБ899 (I,434.1); Иль над обманом бытия Творца веленье не звучало, И нет конца и нет начала Тебе, тоскующее я? Анн900-е (58.1); КОНЕЦ ОСЕННЕЙ СКАЗКИ Загл. Анн900-е (70.1); И не знал я, придет ли рассвет Или это уж полный к.... [рфм. к птенец] Анн900-е (70.2); До конца всё видеть, цепенея... Анн900-е (91.2); Жадным крылом цикады Нетерпеливо бьют: Счастью ль, что близко, рады, Муки ль к. зовут?... Анн900-е (97.1); Нас сторожит ночами тень недуга, И лишь концы мучительного круга Не сведены в последнее звено, - Анн900-е (97.2); Ты помнишь лик светила, но иного, В тебя не те гляделися цветы, И твой к. на сердце у больного, Коль под землей не задохнешься ты. Анн900-е (114.1); Поела вместе с листвием Та гусень белый цвет... ........................ Хоть нам и всё единственно, Конца японцу нет. РП Анн900-е (190); БЕЗ КОНЦА И БЕЗ НАЧАЛА Загл. Анн900-е (191); Мои ли без счета и меры По снегу не тяжки концы? Мне ль дали пустые не серы? Не тускло звенят бубенцы? Анн900-е (197); Разверзлось утреннее око, Сиянье льется без конца. [рфм.: творца] АБ900 (I,39); Я любовался без конца, Как будто молодость былую Узнал в чертах ее лица. АБ900 (I,40); Немая грань внедрилась до конца. Из мрака вышел разум мудреца, АБ900 (I,56); Душа боролась, погибала <...> И, дна достигнув, поднимала Свой нежный цвет над черной мглой - Так - без конца, так - без начала... АБ900 (I,344); У безнадежности - надежды, У бесконечности - к.. [рфм. к певец] АБ900 (I,346.2); Вознесясь стезею бледной В золотое без конца Стану, сын покорно-бедный, В осиянности творца. АБ900 (I,456.1); Я шел в толпе, бесстрашный гений, Миры познавший до конца. [рфм.: мудреца] АБ900 (I,458.2); И вновь рожденный смертным - ныне Я смутно помню блеск венца В моей тюрьме, в моей пустыне, В моем бессильи - до конца. АБ900 (I,458.2);

Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. АБ901 (I,94); Ты мне знаком, наперсник мой двуликий, Мой милый друг, враждебный до конца. АБ901 (I,104); Ты песнью без конца растаяла в снегах АБ901 (I,109); Вы все, рабы свободы невозможной, Смутитесь здесь пред тайной без конца. АБ901 (I,111); Нет, хоть в конце тревожного скитанья Найду пути, и не вздохну о дне! АБ901 (I,115); Нет конца лесным тропинкам. АБ901 (I,124); Ныне скорбный, ныне бедный, В лоне Вечного Отца, Близ Тебя в лазури бледной Жаждет нового конца... АБ901 (I,475.1); И путник шел, закатом озарен. Там не было конца свободной дали, АБ902 (I,157); Иль, застывши в снежном храме, Не открыв лица, Встретить брачными дарами Вестников конца? АБ902 (I,164); Мои мечты - Орлы, кричащие в лазури. <...>// Стрела пронзает их сердца, Они летят в паденьи диком... Но и в паденьи - нет конца Хвалам, и клёкоту, и крикам! АБ902 (I,173); Он [призрак] ждет еще. Редеют тени, Яснее, ближе сон конца. АБ902 (I,211); Владыки, полные заботы, Послали весть во все концы, И на губах Искариота Улыбку видели гонцы. АБ902 (I,222); Мой к. предначертанный близок, АБ902 (I,236); К. всеведущей гордыне. - АБ902 (I,244); Последние слова, изнемогая, Ты шепчешь без конца, в неизреченном сне. АБ902 (I,357.2); А люди, не зная святыни, Искали на бледном лице Тоски об утраченном сыне, Печали о раннем конце... АБ902 (I,359.1); Я всё в пыли, но вижу свой к.. АБ902 (I,485.2); Она была - Заря Востока, Я был - незыблемый гранит. <...> // Ее глубокие пожары Точили сердце мертвеца. Казалось - мощные удары Разрушат камень до конца. АБ902 (I,494.2); [В т о р о й г о л о с:] <...> До конца сочтены и измерены Эти стоны недужной земли. РП АБ902 (I,502); Так - белых птиц над океаном Неразлученные сердца Звучат призывом за туманом, Понятным им лишь до конца. АБ903 (I,78); Там в чуждых странах безнадежно угасает Мое скитанье - без конца... АБ903 (I,87); Я здесь в конце, исполненный прозренья, АБ903 (I,88); Но во мне - потаенное знанье О любви к Тебе без конца. АБ903 (I,260); Там - в конце галереи дальней Кто-то вторил, закрыв лицо. АБ903 (I,263); Мне захотелось отодвинуть К., сужденный старикам. АБ903 (I,281); В комнатах вечерних прятали сердца, Усталые от нежной тоски без конца. АБ903 (I,284); Облака небывалой услады - Без конца их лазурная лень. АБ903 (I,300); Без конца - безначальная сказка, Рождество голубого ручья... ib.; Я думал - ночи нет конца: Таких порывов не терпели [рфм.: месяца] Анн904 (166.2); Никому не известен к.. АБ904 (II,38); Одинок - в конце вереницы - Я - последний мускул земли. АБ904 (II,40); Вервий ночи вьем концы, АБ904 (II,44); Поверь, к. всегда однозвучен, Никому не понятен и торжественно прост. АБ905 (II,65); Кто придет к тебе, будь он, как ангел, светел, Ты прими его просто, будто видел во сне, И молчи без конца, чтоб никто не заметил, Кто сидел на скамье, промелькнул в окне. ib.; Был светел круг лица, Был тихий ангел пролетавший, И радость - без конца. АБ905 (II,172); Мимо грезы этой, <...> До конца не спетой, Анн906 (94.2); И на амвоне женский голос Поет о Мэри без конца. АБ906 (II,119); Что-то ползет, надвигается тучею, Что-то наводит испуг... <...> // Все на холеных конях. // Нет им конца. ОМ906 (261); Вы не поймете, как пылает Отвагой бранной грудь бойца, Как свято отрок умирает, Девизу верный до конца! Цв906 (I,9.1); Мы, как ты [как мама], приветствуем закаты, Упиваясь близостью конца. Цв906-08 (I,9.2); На конце ботинки узкой Дремлет тихая змея.. АБ907 (II,239); О, весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! АБ907 (II,272); Она [ранняя весна] сера и неумыта, Она развратна до конца. АБ907 (II,331.1); В романах строгих ясны все слова, В конце - большая точка; Куз907 (33); Судьбой не точка ставится в конце, А только клякса. [рфм. к лице] ib.; Ты - читатель своей жизни, не писец, Неизвестен тебе повести к.. Куз907 (47); Вот болезнь для сердца, скука да печали, И в конце лежит пиковка и в начале. Куз907 (118); Сколько ни говорите о печальном, Сколько ни размышляйте о концах Всё же, я смею думать, Что вам только пятнадцать лет. АБ908 (II,288); Был он только литератор модный, Только слов кощунственных творец... Но мертвец - родной душе народной: Всякий свято чтит она к.. АБ908 (III,123); И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! АБ908 (III,249); Минуты длились без конца. [рфм.: кольца] Куз908 (55); Пусть идем мы разными путями - Непреложен наш к. и прост. Куз908 (58); Вечерний сумрак над теплым морем, / огни маяков на потемневшем небе, / запах вербены при конце пира, Куз908 (62); Концы чалмы спустились вниз; пролей слезу, любивший! Куз908 (138); Мне все равно: твой лик, иль лик медузы Предстал бы мне, как странствия к.. Служить тебе - вот сладостный венец! Куз908 (145); К. преданьям и туманам! АБ909 (III,116); Здесь в сумерки в конце зимы Она да я - лишь две души. АБ909 (III,181); К. закату и к. отливу, К. и смерти, - кто вступил в долину. Ах, тот, кто любит, не увидит убыль! Куз909 (88); Отдал вольной жизни дань я, Но пред радостным концом В дверь таинственного зданья Робким я стучусь жильцом. Куз909 (128); Претерпевый до конца Удостоится венца. [аллюз. на евангельский текст: "Претерпевший же до конца спасется." (Мф, 10, 22)] Куз909 (154); Какую книгу Ты [Дева Мария] читала И дочитала ль до конца, Когда в калитку постучала Рука небесного гонца? Куз909 (156); Умолкли ангельские звуки, И нет небесного гонца. Взяла Ты снова книгу в руки, Но дочитала ль до конца? ib.; Границы нет вечернему свинцу, Не ново ль то, как вечер опечален, Что век стиха пришел сейчас к концу. П909-20-е (I,610); Вмешать тебя в случайности творенья, Зарифмовать с начала до конца С растерянностью тени и растенья Растущую растерянность творца. [обращ. к Л. М. Рейснер] П909-20-е (I,629); [Сад] Где обезьяны разнообразно злятся и выказывают разнообразные концы туловища Хл909,11 (185); Одни [матери] от счастия лицо и концы уст зыбят, Другие, упав на руки, рыдали. Хл909 (189); На дворе без надежд, без конца Заунывно играет шарманка. [рфм. к леденца] Цв909 (I,35.2); Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо, Как будто мира наступил к.. Как навсегда исчерпанная тема, В смертельном сне покоится дворец. [о Царском Селе] Ахм910 (22.3); Протянула руку. Мои губы дотронулись До холодных гладких колец. О будущей встрече мы не условились. Я знал, что это к.. Ахм910 (306.1); И ей [земле] не страшно, что далеко где-то К. таится радостных лучей, Куз910 (96); Растет прилив славословий - И вновь, в ожиданьи конца, Вином божественной крови Его [Христа] - тяжелеют сердца; ОМ910 (277.2); Сидел на гаде, черный вран, Усаженный в концах с шипами и сотнями жучек. Хл910 (65); Но, предан прадедовским устоям, Заветов страж отцов, Он [полководец] ходит по покоям И теребит концы усов. Хл[910] (70); Будь той ему, кем быть я не сумела: Люби без мер и до конца люби! Цв910 (I,59); "Мой дружок! Ведь мне нельзя иначе, - До конца лишь сердце нам закон!" РП Цв910 (I,62); Тесные келейки - наши сердца. В них заключенный один до могилы. В келью мою заточен до конца Ты без товарища, милый! Цв910 (I,93.1); "<...>Блещут крылышки их [ангелочков], а на самых концах Шелестят серебристые блестки.<...>" РП Цв910 (I,105.1); Без конца к утомленным губам возвращалась улыбка. Цв910 (I,132.2);

Но к. отравленного жала [осы] Был острей веретена. Ахм911 (29.1); О, страшен, страшен к. рассказа О том, как умер мой жених. Ахм911 (307); А на печке старик Юность вспоминает. <...> // Полно, дескать, старик, Не дури так много, Твой к. не велик, Жизнь твоя у гроба. Ес911-12 (I,72); [И:] <...> Я помню явление мужа: Он, крыльями голубя пестуя, <...> Концами крыла голубой, В одежде огня золотой, Нарек меня вечной вдовой. РП Хл911-12 (200); [Г а н н н и б а л:] <...> Ей [книге] можно череп проломить, Другим не надо изумить. Хотя порой в ее концах Ничто сокрылось, как в ларцах, РП Хл911-13 (449); КОНЕЦ СКАЗКИ Загл. Цв911 (I,154.2); Вот аллея длинная, А в конце у лесенки Синий водоем. Цв911 (I,160); Пусть крыжовник незрелый, несладкий, - Без конца шелухи под кустом! Цв911 (I,163.1); Он длится без конца - янтарный, тяжкий день! Как невозможна грусть, как тщетно ожиданье! Ахм912 (61.1); Ты письмо мое, милый, не комкай. До конца его, друг, прочти. Ахм912 (67.2); Когда ж к.? Назойливому звуку Не станет сил без отдыха внимать... АБ912 (III,41); День жестокий, день железный Вкруг меня неумолимо Очертил замкну'тый круг. Нет конца и нет начала, АБ912 (III,83); Восторженная буря случая Сулит к., убийство - пусть! АБ912 (III,139); [Леший] Себя обвив концом веревки, Меж тем брюшко сребристо-лысое Ему давало сходство с крысою, Ушел, кряхтя, в места ночевки. Хл912 (222); Помню древние ворота И к. пути - Там со мною шедший кто-то Мне сказал: "Прости..." Ахм913 (88); Всё равно не хватит силы Дотащиться до конца [рфм.: мертвеца] АБ913 (III,45); И к. очарованьям Постепенно наступил. АБ913 (III,48.2); И, когда настал к., Он [приятель] нашел весьма банальной Смерть души своей печальной. ib.; За снегами, лесами, степями Твоего мне не видно лица. Только ль страшный простор пред очами, Непонятная ширь без конца? АБ913 (III,268); Путь степной - без конца, без исхода, ib.; Значит - в жизнь? Значит - в повесть о том, Как нечаян к.? Об уморе, Смехе, сутолоке, беготне? П913,28 (I,57); Под именем новым - Олеги, Вышаты, Добрыни и Глебы Везут к. дышла телеги, Хл[913] (86); Да, я изведала все муки, Мечтала жадно о конце... Но нет! Остановились руки, Живу - с печалью на лице... РП АБ914 (III,149); Чем ближе веянье конца, Тем лучезарнее, тем зримей Сияние Ее лица. АБ914 (III,223); Есть к. мятежным стонам. АБ914 (III,272); Злато, лесть - всему венец - Человеческая глупость, Безысходна, величава, Бесконечна... Что ж, к.? ib.; На войну уходил эшелон. Без конца - взвод за взводом и штык за штыком Наполнял за вагоном вагон. АБ914 (III,275); Громыханье колес и охрипший свисток Заглушило ура без конца. ib.; Хочу концы земли измерить, Доверясь призрачной звезде, Ес914 (I,120); Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Ес914 (I,129); Летают Валкирии, поют смычки - Громоздкая опера к концу идет. ОМ914 (93.1); Уж занавес наглухо упасть готов, Еще рукоплещет в райке глупец, Извозчики пляшут вокруг костров... "Карету такого-то!" - Разъезд. К.. ib.; И когда мое количество лет / выпляшет до конца - / миллионом кровинок устелется след / к дому моего отца. М914-15 (402); У соседнего крыльца Свет погашен. Где-то любят без конца... Очерк Вашего лица Очень страшен. Цв914 (I,229); Было горе, будет горе, Горю нет конца, Да хранит святой Егорий Твоего отца. Ахм915 (168.1); [Г о в о р и т с м е р т ь:] Когда осилила тревога, И он [приятель] в конце обезуме'л, Он разучился славить бога И песни грешные запел. РП АБ915 (III,53); Как день ему [ребенку] будет долог, Ночам - конца словно нет... Куз915 (167); Льнет, как будто к меду осочка, / к миноносцу миноносочка. / И конца б не довелось ему, / благодушью миноносьему. Шутл. М915 (42); И жидкий, и в снега дорог, Как уголь в пальцы кузнеца, С шипеньем впившийся поток Зари без края и конца. П915 (I,80); На конце глухом села, Мы сказали: "Небу слава!" - И сожгли своих тела. Хл[915] (94.1) Повторю в канун разлуки, Под к. любви, Что любила эти руки Властные твои [обращ. к С. Я. Парнок] Цв915 (I,226); Легкомыслие! - Милый грех, <...> // Научил не хранить кольца, - С кем бы жизнь меня ни венчала! Начинать наугад с конца, И кончать еще до начала. Цв915 (I,235.1); И радуга, и мост, и всадник, - Все видится мне без конца: [рфм.: жеребца] Куз916 (203); Зарями ковался к. навигации, П916 (I,223.1); И день сгорал, давно остановив Часы и кровь, в мучительно великом Просторе долго, без конца горев На остриях скворешниц и дерев, П916 (I,223.2); По лугу металась паства С воплями: К. земли! Утром молодого пастора У органа - мертвого нашли. Цв916 (I,314.2); А когда покойник прибыл В мирный дом своих отцов - Рыжая девчонка Библию Запалила с четырех концов. ib.; Я знаю, чем так тяжко болен ты: Ты смерти ищешь и конца боишься. Ахм917 (107.2); Буран не месяц будет месть, Концы, начала заметет. П917 (I,110.1); Вдруг стало видимо далеко во все концы света. Гоголь Эпгрф. П917 (I,145); И остался, как загар [бензин], На тупых концах сигар... П917 (I,156.1); Не свесть концов и не поднять руки... П917 (I,163); Пить с веток, бьющих по лицу, Лазурь с отскоку полосуя: "Так это эхо?" - и к концу С дороги сбиться в поцелуях. П917 (I,171); КОНЕЦ Загл. П917 (I,174); Трясиной [день] влекся. Где Концы свели с концами, Плавучесть звезд в воде И вод в их панораме. П917 (I,482); Сейчас придет к концу Последний день Помпеи. [рфм. к лицу] ib.; И все не может до конца вздохнуть Товарищ младший, и глотает - яро, Расширенными легкими - сигары И города полуночную муть. Цв917 (I,373.2); И набежала рябь с концов. Но неподернуто свинцов Посередине мрак лиловый. П918 (I,185); КРЕМЛЬ В БУРАН КОНЦА 1918 ГОДА Подзаг. П918-19 (I,192); Как пред концом, в упаде сил С тоски взывающий к метелице, Чтоб вихрь души не угасил, К поре, как тьмою все застелется, ib.; Он [Бальзак] встал. В столовой било час. Он знал, - Теперь к/ всему. Он встал и вышел. П918 (I,269); На том конце, где громыхали дрожки, Запел петух. - "Что Ганская - одна, Как говорила подпись Ганской в письмах, Как сон, как смерть". - Светало. В том конце, Где громыхали дрожки, пробуждались. ib.; Концами шали Вяжу печаль твою. Цв918 (I,452.1); Жизнь - без начала и конца. Нас всех подстерегает случай. Над нами - сумрак неминучий, Иль ясность божьего лица. Но ты, художник, твердо веруй В начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. АБ919 (III,301); Ужасный призрак в вышине, Безжалостный к. Мессины АБ919 (III,305); К. тяжелого похода, Незабываемые дни! АБ919 (III,306); Да, сын тогда любил отца Впервой - и, может быть, в последний, Сквозь скуку панихид, обедней, Сквозь пошлость жизни без конца... АБ919 (III,334); Молчат магнатские дворцы... Лишь Пан-Мороз во все концы Свирепо рыщет на раздольи! АБ919 (III,340); Герой мой милый и невинный, <...> Едва похоронив отца, Ты бродишь, бродишь без конца В толпе больной и похотливой... АБ919 (III,341); [Р у с а л к а:] <...> Слезы блещут на глазах. Дрожат невода концы. Холить брось свои усы, Злой мальчишка и пророк. РП Хл919,21 (261); Так скользил к. гребенки На других миров ребенке, Хл919,21 (263); "<...>Но пощади меня! Отважен, Переверни концом копье!" РП ib.; Мешок стянув концом петли. Идет [мировой татарин] в дырявом котелке С престолом праздным на руке. Хл919-20-22 (469); Мне Азия обвила бы колени И дева прошептала бы таинственные пени, И, тихая, счастливая, рыдала, Концами кос глаза суша. ib.; Чтоб сподобиться венца, Удостоиться конца, Золотое брось кольцо. Куз920 (221); Железною ведешься ты [Эней] звездою, Но до конца звезде своей поверь. Куз920 (223); Здесь рода смертного отцы Взошли на купола концы, Хл920 (118); И, прислонясь к весла концу, Стоял ты, очарован, К ночному камню-одинцу Был смутный взор прикован. Хл920-21 (126); И долго медь с распятым Спасом Цепочкой била мертвеца. И, как дубина: "Бей по мордасам!" Летит от белого конца. Хл920 (275); Тень на домах ползет. - Вперед! Вперед! Чтоб по людскому цирковому кругу Дурную память загонять в к., - Чтоб только не очнуться, наконец! Цв920 (I,529.2); Мать думала, солдаты пели. И все, пока не умерла, Подрагивал к. постели: Она танцовщицей была! Цв920 (I,549.1); Ты, Государь-кустарь! Державного однофамильца Кровь на тебе, бунтарь! Но нет! К. твоим затеям! Цв920 (I,564.2); Мы не на двух концах земли - На двух созвездиях! Цв920 (I,569); Пот - градом сквозь пожар ланит. Лишь где на том конце затихнет, Уж на другом конце гремит. Цв920 (III,197); Ай сын с отцом, Поделитесь чарочкой - И всё с концом! Цв920 (III,238); Не будет вольным володеньям Твоим ни краю, ни конца... Испей, сыночек двухнедельный, Испей морского питьеца. РП Цв920 (III,247); [Дева-Царь] Стан преклонив, к ногам Оба конца кладет. ib.; КОНЕЦ Подзаг. Цв920 (III,267);

Лучше бы на площади зеленой На помост некрашеный прилечь И под клики радости и стоны Красной кровью до конца истечь. Ахм921 (157.1); Девочка все бежит, бежит, / глупая. / Пробежала полсотни лет, / а конца нет. Куз921 (248); Радуги к небу концами встали над вертящейся / мельницей - обнять тебя. Куз921 (269); На лук ресниц, в концах печеный, Меня стрелою нате, И я умчусь грозы пернатей. Хл921 (132.2); Ловко ты ловишь мысли чужие, Чтоб довести до конца, до самоубийства. [посв. А. Е. Крученых] Хл921 (165); Всем один к., А двух не бывать. РП Хл921 (317); Из красного угла. Оттуда бы темнело дуло, Чтобы сказать ему [мальчику] - дурак! Перед лицом конца. ib.; И пальцы хрупкие ломать, Согнув за самые концы, Хл921 (342); Гурриэт эль-Айн, Тахирэ, сама Затянула на себе концы веревок, Хл921,22 (351); Умеет рукоять столетий Скользить ночами, точно тать, Или по горлу королей Концом свирепо щекотать, Хл921,22 (359); Волга воет. Волга скачет Без лица и без конца. В буревой волне маячит Ляля буйного донца. Хл921,22 (360); Полночные страны Пройду из конца и в к.. Где рот-его-рана, Очей синеватый свинец? Цв921 (I,297); Знаешь к.? Там, где Дон и Донец - плещут, Пал меж знамен Игорь на сон - вечный. Цв921 (II,7); Пропали! Не вынесут сухожилия! К.! - Сдались! Цв921 (II,46.2); Свинцом налитая, Грозна, тяжела Корабельная стая. И нету конца ей, Цв921 (II,47); Пусть весь свет идет к концу - Достою у всенощной! Чем с другим каким к венцу - Так с тобою к стеночке. Цв921 (II,75); К. и венец погоне! Цв921 (III,16); Невеста во льду - лат! Моя и ничья - до конца лет. Цв921 (III,16); Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых, Их запомнили все мы до конца наших дней. Ахм922 (152.1); Напрасных крыл напрасны трепетанья, Ведь все равно я с вами до конца. Ахм922 (170.2); И над каждой строкой без конца Отражается прежняя удаль Забияки и сорванца. Ес922 (II,109); И этим Самым житейским, Но и самым близким До конца растерзав, Кончить вдруг лирически Обрывками русского быта Куз922 (240); [сердце] По всем законам Боговой анатомии созданное, Каждым ударом свой к. приближающее, Куз922 (244); Кто раз увидал отца [Бога?], Тот радостен до конца. Куз922 (250); КОНЕЦ ВТОРОГО ТОМА Загл. Куз922 (274); На облаке ж увидел я концовку, Гласящую: "К. второго тома". ib.; Мы видим радугу в конце небес, Куз922 (275); Те строки не вели к концу Желанной истины: Хл922 (363); Но не пришло к концу Желанной истины в старинном смысле уравненье, Поклонникам "ура" быть не может не к лицу. ib.; Здесь слишком спутаны Концы ремней... Цв922 (II,101); У фаты завесистой Лишь концы и затканы! Цв922 (II,115); Да здравствует левогрудый ков Немудрствующих концов! Цв922 (II,119); Ушла. / И вздрог / Плеча. / Ничто / Тщета. / К.. / Как нет. Цв922 (II,124.2); Туды-завела, Сюды-завела, Концы залила, Следы замела Цв922 (III,270); - Дождалась! - К.! - Всё стерпишь? Пуще смерти! - Пуще смерти! НАР? Цв922 (III,295); - К. твоим рудам! Гудом, гудом, гудом! - К. твоим алым! Жалом, жалом, жалом! ib.; Хрупкое летоисчисление нашей эры подходит к концу. ОМ923 (146); Станут, чтоб перевесть дух, / и снова свинцом сорят, / К. ему! / В сердце свинец! / Чтоб не было даже дрожи! / В конце концов - / Дрожи к. тоже. М923 (444); Про то, как вдруг в конце недели На слепнущих глазах творца, Родятся стены цитадели Иль крошечная крепостца. П923,28 (I,275); Стихотворенье? - Малыши! Известны ль вам его оттенки, Когда во всех концах души Не спят его корреспондентки? П923 (I,537); Кому печаль мою повем Предвечную (дитя, отца Не знающее и конца Не чающее!) Цв923 (II,181.1); Ливнем! - Вывезет!!! - К.... На нет... Цв923 (II,195.1); Так счастья не ждут, Так ждут - конца: Солдатский салют И в грудь - свинца Три дольки. Цв923 (II,217.1); Любовь: зной до кости! Любовь: зной до бела! Вода - любит концы. Река - любит тела. Цв923 (II,229.2); "Не расстанусь! - Конца нет!" И льнет, и льнет... РП Цв923 (II,230.1); На всех, на все - равнодушьем глаз, Которым к. - исконность. Цв923 (II,230.2); Гляжу и вижу одно: к.. Раскаиваться не стоит. ib.; Я не знаю: мой к. близок ли, далек ли, Ес924 (II,153); "<...>Мы не знаем, твой к. близок ли, далек ли, Синие твои глаза в кабаках промокли". РП ib.; Пока не поздно - / к. положи / этой горланной / и грязной язве [хулиганщине]! М924 (143); Как быть, / чтоб хозяин / поил кипятком. / Но не мелочь / целью в конце: [рфм.: цель] М924 (478); Девятое января. / К. гапонщины. М924 (482); Сюда / с того конца коридорища / бочком / пошел / незаметный Ленин. М924 (495); Эсеры / целят / не очень верно - / другим концом / да себя же / в бровь. М924 (500); Ветер / всей земле / бессонницею выл, / и никак / восставшей / не додумать до конца, / что вот гроб / в морозной / комнатеночке Москвы / революции / и сына [Ленина] и отца. / К., / к., / к.. М924 (510); Он [Ленин] был человек / до конца человечьего - ib.; в том конце слободки, П924 (I,558); ПОЭМА КОНЦА Загл. Цв924 (III,31); Гляжу. Арлекин, за верность, Пьеретте своей - как кость Презреннейшее из первенств Бросающий: честь конца, [рфм.: свинца] Цв924 (III,36); Ска - жи, что бред! Что нет и не будет мосту Кон - ца... Цв924 (III,40); Загород, пригород: Дням к.. Цв924 (III,45); После глаз твоих алмазных, Под ладонью льющихся, - Нет пропажи Мне. К. концу! Цв924 (III,48); Ничего не могу пожелать, Все, как есть, без конца принимая. Ес925 (III,66); Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. Ес925 (III,116); Война "до конца", "до победы". Ес925 (III,182); В апреле прозябнуть трудно, Особенно так в конце. ib.; И в город - начало конца - лазутчики тихо вползали. Куз925 (303); Бумаги / гладь/ облевывая / пером, / концом губы - / поэт, / как блядь рублевая, / живет / с словцом любым. Бран. М925 (149); "Ну, да, - / вмешалось двое саврасов, - / в конце/ семнадцатого года / в Москве / чекой конфискован Некрасов / и весь / Маяковскому отдан. <...>" Ирон. М925 (165); Есть что поглядеть московской братве. / И за день / в к. не дойдут. / Это Нью-Йорк. М925 (206); Я хочу, / чтоб в конце работы / завком / запирал мои губы / замком. М925 (235); К. полугодья. П925-26 (I,286); Говорят о конце обороны. Обыватель устал. П925-26 (I,301); [толчок] Другой и третий, - и к. обоза Влетает в лес, как к рыбаку в сачок. П925-31 (I,344.1); Мы влюбимся, тогда к. работе, П925-31 (I,344.2); К. пришел нечаянней и раньше, Чем думалось. П925-31 (I,362.1); Пойдешь сводить концы за чаепитьем, - П925-31 (I,364); О, как мы молодеем, когда узнаем, Что - горим... (Не хватает конца эпизода). П925 (I,569); Нас рас - ставили, рас - садили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Цв925 (II,258.2); Но в конце хочу - / других желаний нету - / встретить я хочу / мой смертный час / так, / как встретил смерть / товарищ Нетте. М926 (262); Сохнет краска голубая На сырых концах серпа. П926-27 (I,330); Будет чтенье, Чтенье, чтенье без конца и пауз. Версты обвинительного акта. П926-27 (I,332); "Напрасно в годы хаоса Искать конца благого. Одним карать и каяться, Другим - кончать Голгофой. <...>" РП П926-27 (I,333); Едва народ по-новому Сознал к. опеки, РП ib.; Близился к., и не спалось тюремщикам. П926-27 (I,336); - Имени-звания не спросила - Что на корме корабля Россия Весь корабельный крах: Вещь о пяти концах. Цв926 (III,109); Да, здесь мы недотроги, И вправе. Рук - гонцы, Рук - мысли, рук - итоги, Рук - самые концы... Цв926 (III,114); Вещь... Замкнулась и ждет конца Вещь - на адском одре станка. Цв926 (III,125); Стоит в конце проспекта сад, Куз927 (308); Голландия! К. пути. Куз927 (312); А в конце у Лиговки / другие слова / подымались / из подвалов. М927 (534); куда / корабль / ни тычется, / к. / катаниям. / Стоит / морей владычица, / бульдожья / Британия. / Со всех концов / блокады кольцо М927 (557); Им [толпам] не видать конца, и в нужный миг За ними можно прозевать Сережу. П927 (I,572); Всё как не было и всё как будет И со мною за концом предместья. Цв927 (III,132); СТИХ НЕ ПРО ДРЯНЬ, А ПРО ДРЯНЦО. ДРЯНЦО ХЛЕЩИТЕ РИФМ КОНЦОМ Загл. М928 (328); "Желаю, / <...> Чтоб в скважину / в эту / влезши на треть, / слюну / подбирая еле, / смотреть / без конца, / без края смотреть - / в чужие / дела и постели". РП М928 (345); Все вялено, все солоно: Земля, вода, еда. Позевывай... постреливай... К концу - к концу - к концу... [рфм.: камсу] Цв928,29-38 (III,148); В конце, пред отъездом, ступая по кипе Листвы облетелой в жару бредовом, Я с неба, как с губ, перетянутых сыпью, Налет недомолвок сорвал рукавом. П930 (I,388);

В конце ж, как женщина, отпрянув И чудом сдерживая прыть Впотьмах приставших горлопанов, Распятьем фортепьян застыть? П931 (I,406); В Москве - к. сезона, П931 (I,422); Одним концом - ночное Поти, Другим, - светающий Батум. П931 (II,138); В родстве со всем, что есть, уверясь И сталкиваясь с ним в быту, Нельзя не впасть к концу, как в ересь, В неслыханную простоту. П931 (II,139); Уж он [Пушкин] бы полтавских не комкал Концов, не тупил бы пера. За что недостойным потомком - Подонком - опенком Петра Был сослан в румынскую область, Цв931 (II,283); Место откуплено до конца Памяти и планеты. Цв932 (II,304); И снова жжет московская истома, Звенит вдали смертельный бубенец... Кто заблудился в двух шагах от дома, Где снег по пояс и всему к.? Ахм936 (178); Когда заулыбается дитя С развилинкой и горечи и сласти, Концы его улыбки, не шутя, Уходят в океанское безвластье. ОМ936,37 (221.3); Улитка выползла, улыбка просияла, Как два конца их радуга связала, ОМ936-37 (411.2); Он [Сталин] улыбается улыбкою жнеца Рукопожатий в разговоре, Который начался и длится без конца На шестиклятвенном просторе. ОМ937 (311); У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. [об аресте сына - Л. Н. Гумилева] Ахм938 (Р,354.2); В Судетах, на лесной чешской границе, офицер с 20-тью солдатами, оставив солдат в лесу, вышел на дорогу и стал стрелять в подходящих немцев. Конец его неизвестен. (Из сентябрьских газет 1938 г.) Эпгрф. Цв938 (II,351); Молчи, богемец! Всему к.! Живите, другие страны! По лестнице из живых сердец Германец входит в Градчаны. Цв939 (II,362.2); Ты так сурово жил и до конца донес Великолепное презренье. [посв. М.А. Булгакову] Ахм940 (244.1); Зима на кухне, пенье петьки, Метели, вымерзшая клеть Нам могут хуже горькой редьки В конце концов осточертеть. П940,42 (II,29); Из чащи к дому нет прохода: Кругом сугробы, смерть и сон. Зима в лесу - не время года, А гибель и к. времен. П940 (II,149);

Порядок творенья обманчив, Как сказка с хорошим концом. [рфм. к сном] П941 (II,27); Но близится к. моей гордыне, Как той, другой - страдалице [М. Цветаевой], - Придется мне напиться пустотой. Ахм942 (324.2); Я вспомню длинный стол и залу, Где в мягких креслах у конца Таланты братьев завершала Усмешка умного отца. П942 (II,155); Раздолье жить на белом свете, И без конца морская гладь. П944 (II,65); В беседах время к ночи клонится, И нет конца им на ночлеге. П944 (II,159); Мне ведомы начала и концы, И жизнь после конца, и что-то, О чем теперь не надо вспоминать. Ахм945 (256.2); Мне праздником всегда казалось окончанье Чего б то ни было, но твой к. Меня оледенил... Ахм945 (355.1); Но продуман распорядок действий, И неотвратим к. пути. Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти. П946 (III,511.1); Что приходит всему свой к.. [рфм. к хитрец] П946 (III,518.3); А дни всё грозней и суровей. Любовью не тронуть сердец. Презрительно сдвинуты брови, И вот послесловье, к.. П949 (III,535); Слишком многим руки для объятья Ты [Христос] раскинешь по концам креста. РП П949 (III,537); В конце был чей-то сад [Гефсиманский], надел земельный. П949 (III,538); И, глядя в эти черные провалы, Пустые, без начала и конца, Чтоб эта чаша смерти миновала В поту кровавом Он [Христос] молил Отца. ib.; Как жаворонка утренняя песня. Он [голос из хора сирот] - всем родной и до конца понятный... Ахм950 (331.2);

Туловище змея, Как концом бича, Поводило шеей У ее [у девы] плеча. П953 (III,522.2); Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. П956 (II,74); И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца. ib.; Где звучит в конце аллей Эхо у крутого спуска П956 (II,91); Снуют пунцовые стрекозы, Летят шмели во все концы. [рфм.: косцы] П957 (II,83); Но к. героини До скончанья времен Будет славой отныне И молвой окружен. П957 (II,113.2); Стою и радуюсь, и плачу, И подходящих слов ищу, Кричу любые наудачу, И без конца рукоплещу. П957 (II,165); Как вдруг на днях, в конце недели, Парк ожил: липы зацвели. П957 (II,572); Вдруг цель пришла в конце недели. Парк ожил. Липы зацвели. [стих. является вариантом предыдущ.] П957 (II,574); А шествию теней не видно конца От вазы гранитной до двери дворца. Ахм959 (235.2); И яростным вином блудодеянья Они уже упились до конца. Им чистой правды не видать лица И слезного не ведать покаянья. Ахм960-е (342.2); И казалось, что после конца Никогда ничего не бывает... Кто же бродит опять у крыльца И по имени нас окликает? Ахм960 (239.2);

Что войны, что чума? - к. им виден скорый, Ахм961 (211.1); КОНЕЦ ДЕМОНА Подзаг. Ахм961 (211.4); В роковую шкатулку, В кипарисный ларец, А тому переулку Наступает к.. Ахм961 (249.2); Бросив цветы на кровать, Так до конца и не знали, Как нам друг друга назвать. Так до конца и не смели Имя произнести, Ахм963 (365.2); Она [музыка] меня нередко уводила К концу существованья моего. Ахм963 (366.2); А сам закат в волнах эфира Такой, что мне не разобрать, К. ли дня, к. ли мира, Иль тайна тайн во мне опять. Ахм964 (259.3); Мы его [преступный брак] скрывали друг от друга, От людей, от бога, от конца, Помня место дантовского круга, Словно лавр победного венца. Ахм964 (374.2)

 

3. Интерпретация

Статьи НАЧАЛО и КОНЕЦ содержат все вышеуказанные типы зон.

Статья НАЧАЛО включает 67 контекстов, статья КОНЕЦ - 358 контекстов (то есть примерно в пять раз больше). Как видно, онтологическая противопоставленность концептов "начала" и "конца" ярко проявляется в контрастности на уровне частоты употребления слов начало и конец поэтами XX в. Это свидетельствует, безусловно, о значимости общей семантики конца в художественном мировидении поэтов (разумеется, у всех в разной степени). Понятно, что различие в частотности слов начало и конец в наших материалах отражает их количественное соотношение в общем языке: частотные словари фиксируют более высокую употребительность слова конец (в частности, по-видимому, за счет его мощного фразеологического потенциала), однако не более чем в два раза. Если взять суммарное употребление слов начало и конец у поэтов XIX в. (по данным имеющихся авторских словарей), то частота второго слова будет лишь в два с небольшим раза больше частоты первого. Таким образом, поэтический язык XX в. дает нам особую картину использования этих лексических единиц.

Статьи НАЧАЛО и КОНЕЦ содержат контексты каждого из 10 поэтов, но в различных объемах: наибольшее число контекстов принадлежит Блоку, Цветаевой, Пастернаку, наименьшее - Есенину, Мандельштаму, Анненскому. Хронологические границы контекстов охватывают период от конца XIX в. до 60-х гг. XX в., причем обе статьи открывают строки из Блока и завершают стихи Ахматовой.

Среди контекстов, образующих данные статьи, представлены, как сказано, все возможные их типы. Основной массив контекстов - это фрагменты стихотворных произведений. Из контекстов других разновидностей отмечаются: заглавия, подзаголовки, эпиграфы. Причем и здесь наблюдается выдвинутость слова конец: именно оно в основном образует такие контексты. К заглавиям стихотворений относятся контексты как однословные: КОНЕЦ П917, так и двусловные: КОНЕЦ СКАЗКИ Цв911, ПОЭМА КОНЦА Цв924 и развернутые: КОНЕЦ ОСЕННЕЙ СКАЗКИ Анн900-е, КОНЕЦ ВТОРОГО ТОМА Куз922, СТИХ НЕ ПРО ДРЯНЬ, А ПРО ДРЯНЦО. ДРЯНЦО ХЛЕЩИТЕ РИФМ КОНЦОМ М928. Один контекст-заглавие входит в обе статьи: это название стихотворения Анненского БЕЗ КОНЦА И БЕЗ НАЧАЛА (1900-е). Слово конец используется также в трех подзаголовках: КРЕМЛЬ В БУРАН КОНЦА 1918 ГОДА П918-19, КОНЕЦ Цв920, КОНЕЦ ДЕМОНА Ахм961. В обе статьи входят фрагменты, являющиеся прецедентными текстами; это три эпиграфа: в статье НАЧАЛО - строки из лермонтовской "Думы": К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы, - предваряющие стихотворение Блока "Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет..." (1899); в статье КОНЕЦ - фраза из повести Гоголя "Страшная месть": Вдруг стало видимо далеко во все концы света, - взятая Пастернаком в качестве эпиграфа к стихотворению "Распад" (1917), а также отрывок из газетного текста, использованный Цветаевой в стихотворении "Один офицер" (1938): В Судетах, на лесной чешской границе, офицер с 20-тью солдатами, оставив солдат в лесу, вышел на дорогу и стал стрелять в подходящих немцев. Конец его неизвестен.

Один из контекстов в статье КОНЕЦ - строки из стихотворения Кузмина "Рождество Богородицы" (1909): Претерпевый до конца Удостоится венца - представляет собой аллюзию на евангельский текст: "Претерпевший же до конца спасется." (Мф, 10, 22).

Употребление в значимой позиции рифмы также больше характерно для слова конец. Наряду с тривиальными рифмами: конца - лица; конца - сердца; конца - творца; конец - венец - встречаются и оригинальные: конце - цель (М924); концу - камсу (Цв928,29-38) и др.

Еще одна черта, характеризующая большинство контекстов в обеих статьях, - это их преимущественно нейтральное звучание, правда, нередко с оттенком возвышенности, торжественности (в частности в тех случаях, когда реализуются, например, значения начала как первопричины, конца как предела бытия). Контексты с шутливой, иронической окраской единичны, принадлежат они, как правило, Маяковскому.

Рассмотрим далее, как семантически реализованы слова начало и конец в словарных статьях, предваряя анализ некоторыми статистическими выкладками.

Статья НАЧАЛО.

Хронологическое распределение контекстов позволяет увидеть, что наибольшее число употреблений слова (22) относится к первому десятилетию XX в. Три поэта чаще других используют слово начало: Блок, Кузмин, Пастернак (по 14 контекстов); у других поэтов соответственно: Ахматова - 7, Маяковский, Цветаева - 6, Мандельштам - 4, Анненский - 3, Хлебников - 2, Есенин - 1.

Семантическое пространство статьи организовано центральными и периферийными смыслами. Идея бытия человека и мира как протекающего во времени, отчетливо прослеживаемая в творчестве наших поэтов, определила центральное положение в статье общего смысла "начало во времени" - точка отсчета чего-н., а также первый момент, первая стадия существования, развития чего-н. Диапазон его контекстной реализации очень широк - ср.: в начале шестого, ночи начало, в начале дня, начало веселых и мятежных дней, в начале будущей недели, в начале июня, в начале лета, весны начало, началу века и под. Многие из этих контекстов, например: Зимы студеной сладко мне начало Куз, Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня! Цв, Двадцатый век, Москва, весны начало Ахм - могли бы украсить словарные статьи на слово начало в больших толковых словарях, иллюстративный материал в которых часто однообразен и невыразителен. Дополнительные смысловые и стилистические обертоны слово начало приобретает при необычном словесном окружении: Отверженное слово "мир" в начале оскорбленной эры ОМ (стихотворение "Зверинец" (1916, 1935), относящееся к периоду Первой мировой войны), Мы не уснем В иных времен начале Хл, Спасенья нашего начало Ей [Деве Марии] возвещает Гавриил Куз. Интересно, что идея рождения мироздания, начала его существования, присутствующая в цветаевских контекстах: Восхитительные утра Всех, с начала вселенной, въездов! Цв 920 - и правильный был раздел Благ при начале мира Цв 925, у Пастернака в стихотворении "Степь" (1917) передается самим словом начало: В Начале Плыл Плач Комариный, - причем торжественность описываемого момента подчеркивается здесь оформлением слова начало (как и остальных слов) с прописной буквы.

Другие смыслы начала представлены не столь обильным материалом и не столь отчетливо. В одних случаях, даже при определенной сложности поэтического образа, значение слова в контексте понятно (например, в строках: Лилось из кос начало пьяное Хл - и Веяньем какого -то подземного начала П - начало выступает как синоним слов "ипостась, сторона" и "стихия"). В других - способы экспликации смыслов сложны, далеко не всегда поддаются однозначному толкованию, поэтому их интерпретация будет неизбежно сопровождаться модальностью предположительности. Так, значения "источник, причина бытия", "сущность чего-н." обычно выступают в сочетании, скрещении с другими смыслами. Например, в стихах Блока: И дух и плоть путем одним бегут, в стремленьи нераздельны, И бог - одно начало им - начало может быть истолковано не только как абсолютное начало, источник, сила, "рождающая, создающая" (по Далю, который приводит к этому значению фразу, восходящую к Библии: Бог есть начало всяческих), но и, возможно, как единственный закон, единственное указание. В другом блоковском примере: Лебедь сонный И я - поверженный за ним - Как дым кадильный, благовонный, К началам взнесшийся своим - начала можно, по-видимому, интерпретировать как истоки, как синоним небес, Бога. Значение "божественного начала" как активной, творящей силы, источника бытия передается и высокой фразеологией (не находящей пока последовательного отражения в словарях). См., к примеру, фрагмент из поэмы Кузмина "Лазарь" (1928), построенный на повторе фразеологизма начало всех начал, выступающего в подчеркнуто олицетворенном виде: И правда оказалась, Как будто приближалось Начало всех начал. // Начало всех начал друзей согнало К Эммануилу за перегородку.

Завершая рассмотрение статьи НАЧАЛО, коснемся значения, выраженного в форме мн. ч., - "основы, основные принципы, правила" (это значение не имеет аналогии в формах слова конец, за исключением некоторых случаев, когда оно выступает в сочетании со словом начало). Данное значение представлено небольшим числом контекстов: очевидно, что, например, в конце XIX - начале XX вв. идея конца была более актуальной, чем поиск начал. Такое употребление встречается у Блока: познанье Ранних и светлых и мудрых начал, у Кузмина: допотопные начала и др. В строках Пастернака: она [жизнь] внесла, во-первых, Во все, что сталось, вкус больших начал - наблюдается приращение смысла: здесь точнее, видимо, говорить о планах, идеях, идеалах. В развитие темы начал - законов интересной была бы проекция на прозу наших поэтов, в том числе нехудожественную. Так, слово начало как основной принцип в поэзии Хлебникова не нашло отражения, однако в рукописном наследии поэта оно играет очень большую роль.

Статья КОНЕЦ.

Как и в статье НАЧАЛО, здесь наибольшее число контекстов принадлежит Блоку (85), Пастернаку (61), а также Цветаевой (63). У других поэтов: Кузмин - 30, Ахматова - 29, Хлебников - 27, Маяковский - 19, Анненский - 12, Есенин - 10, Мандельштам - 8. Не случайными, как будет показано ниже, представляются данные по периодам: пик в употреблении слова конец приходится на первые три десятилетия XX в. (причем, 1900-1910 - 96, 1920-1930 - 98). Семантическое поле конца в том варианте, который дает нам язык поэзии XX в., организовано идеей "конечности", "предельности" - конца существования: человека, мира как целого, объекта как части этого целого. Наблюдается, таким образом, асимметрия в семантическом устройстве двух полей - начала и конца.

В отношении наших поэтов к идее конца можно строить, с учетом особенностей их мировидения, предпочтений в разных областях, окружения и т. д., своеобразную типологию исторического пессимизма и оптимизма, в которой будет представлена вся амплитуда - от глубокого пессимизма Блока периода раннего символизма до оптимистического "горланства" Маяковского и оптимизма Хлебникова как надежды, веры в то, что решение многих проблем может наступить в начале нового века. В разной степени звучит в стихах поэтов отголосок идей Ницше об утрате своей силы тем, что раньше определяло человеческое бытийствование, апокалиптических представлений о конце человека, конце истории, культуры и т. д., получивших распространение на рубеже веков и продолжение в России первой трети XX в. в связи с ее коренным революционным переустройством. В стихотворении "Все бытие и сущее согласно..." (1901), рукопись которого содержит помету "Нитцшеанское", Блок пишет: Все бытие и сущее застыло В великой неизменной тишине. Я здесь в конце, исполненный прозренья, Я перешел граничную черту. - Идея конца как предела бытия реализуется в поэзии столетия, с одной стороны, как предел земного существования человека (конец-смерть), с другой - как окончание существования мира, природы, прекращения различных видов человеческой деятельности. Конец как смерть встречается практически у каждого из поэтов и на протяжении всего обозначенного периода: Муки ль конец зовут Анн, вижу свой конец АБ, всякий свято чтит она [душа народная] конец АБ, в ожидании конца ОМ, перед лицом конца Хл, мой конец близок Ес и т. п. Поэты подчеркивают предначертанность, непреложность конца, его особую простоту, естественность: Мой конец предначертан АБ, конец всегда однозвучен, Никому не понятен и торжественно прост АБ, непреложен наш конец и прост Куз. Конец может быть неожиданным и ожидаемым, радостным и страшным: нечаян конец П, Так ждут - конца Цв, пред радостным концом Куз, ты конца боишься Ахм. Усиление смысла конец-смерть достигается подключением к слову конец лексем того же семантического поля: Восторженная буря случая Сулит конец, убийство - пусть! АБ. Как и в статье НАЧАЛО, здесь в некоторых примерах проступают семантические коннотации, возникающие в связи с ближайшим контекстным окружением слова конец. Так, в хлебниковских строках из стихотворения, посвященного А.Е.Крученых: Ловко ты ловишь мысли чужие, Чтоб довести до конца, до самоубийства, - эффект выразительности создается путем совмещения в выражении довести до конца двух смыслов: значения "завершить что-н., достичь какого-н. предела в чем-то" и "привести в состояние смерти" (вторая сема усиливается стоящим далее уточнением - до самоубийства). Строки Есенина: Твой [старик] конец не велик, Жизнь твоя у гроба - можно трактовать как "твоя смерть недалеко, до смерти осталось немного"; семантика точечности у слова конец заменяется в контексте семантикой протяженности во времени. Истоки такого употребления слова следует искать, возможно, в диалектной речи. Еще один пример, демонстрирующий обретение нейтральным словом контекстной оценочности. В строках Кузмина: Чтоб сподобиться венца, Удостоиться конца, Золотое брось кольцо - явно актуализовано положительное значение: конец-смерть - здесь достойный, благой конец.

Другая ипостась конца как предела бытия, окончания существования, прекращения чего-н. связана в поэтических строчках с объектами чрезвычайно разнородными: они относятся к мирозданию в целом, природе, обществу, разным видам деятельности человека (в том числе творческой), его интеллектуальной и эмоциональной сфере и т. д.: Моим страстям, моим забвеньям, Быть может, близится конец АБ, Конец закату и отливу, конец и смерти Куз, Конец преданьям и туманам АБ, век стиха пришел сейчас к концу П, Как будто мира наступил конец Ахм, придет к концу Последний день Помпеи П, Безжалостный конец Мессины АБ, Хрупкое летоисчисление нашей эры подходит к концу ОМ, до конца памяти и планеты Цв, Конец ли дня, конец ли мира Ахм и т. п. Мотив всеобщего конца настойчиво повторяется поэтами в сходных выражениях, причем в произведениях, построенных на очень разных сюжетных линиях: Теперь конец всему П, Пусть весь свет идет к концу Цв, Кто заблудился в двух шагах от дома, Где снег по пояс и всему конец? Ахм, Молчи, богемец! Всему конец! Цв, Зима в лесу - не время года, А гибель и конец времен П.

Понятие предельности, конечности бытия переплетается с идеей бесконечности - существования, осуществления, присущности и т. д. Это явление коррелирует прежде всего с верованиями раннего Блока, которому принадлежат строки оксюморонного характера: У безнадежности - надежды, У бесконечности - конец. Характерное для Блока сочетание без конца (употребляемое им и как устойчивое, и как свободное сочетание) встречается даже в субстантивированном виде, причем автор выделяет его курсивом: Вознесясь стезею бледной В золотое без конца Стану, сын покорно-бледный, В осиянности творца (стихотворение "Новый блеск излило небо..." (1900)).

В статье КОНЕЦ, в отличие от статьи НАЧАЛО, широко представлено значение предела, грани чего-н. - в предметной соотнесенности. Поэты пишут о конце: ботинки узкой, чалмы, веревки, дышла телеги, гребенки, копья, петли, весла, постели, бича ..., о концах: крыльев, Библии, сигар, невода, кос, сабли, ремней, серпа, креста ... Здесь особенно много примеров из произведений Хлебникова, что, несомненно, отражает внимание поэта к предметному миру, его мельчайшим деталям, так называемую "оптику близорукости", существующую у поэта наряду с "оптикой дальнозоркости". Именно это значение слова конец порождает образные контексты, например: Концами шали вяжу печаль твою Цв, Умеет рукоять столетий <...> по горлу королей Концом свирепо щекотать Хл.

В большом пространстве статьи КОНЕЦ наряду с широко представленными значениями выявляются смыслы, которые иллюстрируются единичными контекстами. Так, конец как часть целого, часть пространства (а не последняя грань в пространстве) встречается у Хлебникова в метонимической конструкции: И, как дубина: "Бей по мордасам!" Летит от белого конца, - то есть от позиций, занятых белыми. Конец в значении "путь, дорога" (обычно маркируемом в словарях пометой "разг.") находим в стихотворении Анненского "Тоска миража" (1900-е): Мои ли без счета и меры По снегу не тяжки концы?

В материалах статьи КОНЕЦ также содержатся контексты, в которых семантика слова представляется туманной, неопределенной, не укладывающейся в рамки строго выделяемых конкретных значений. Например, в строках Анненского: Нас сторожит ночами тень недуга, И лишь концы мучительного круга Не сведены в последнее звено - дан, по-видимому, образ жизненного пути, причем лексема в форме мн. ч. концы - равна, по сути, концу и началу, то есть в поэтических строках в своеобразном виде проступает тождественность двух имен, их взаимозаменимость. Семантическая нюансировка характеризует и известные строки Пастернака: Нельзя не впасть к концу, как в ересь, В неслыханную простоту. - Здесь к концу, как нам представляется, это не обязательно "в конце жизни", а, возможно, "рано или поздно", "в конце концов"; в данном случае значение слова сближается со значением фразеологизма.

Общую часть двух словарных статей составляют контексты, включающие оба слова. Как правило, они расположены контактно, образуют сочетания разных типов: по способу связи между компонентами (начало конца, начала и концы), по степени их спаянности (фразеологические - с начала до конца, свободные - без начала и конца) и т. д. Из примеров с дистантным расположением лексем интересно стихотворение Кузмина "В начале лета, юностью одета..." (1910). Здесь фразе: В начале лета, - трижды повторенной (она открывает стихотворение, завершает вторую и третью - заключительную - строфы), противостоит срединное: Конец таится радостных лучей.

Соединение слов начало и конец порождает, как правило, тонкие смысловые коннотации. Например, в стихотворении Блока "Жизнь" (1899): Всегда, везде - живая вечность, - Одно начало и конец - сочетание, восходящее к библейскому "Аз есмь альфа и омега, начало и конец", может быть истолковано как обозначение рождения и смерти, некоей стрелы времени как линии жизненного пути человека. Другие строки Блока: Весь-то жизненный путь мы прошли до конца, - И концом оказалось начало, - содержащие лексический повтор, несут в себе идею обратимости начал и концов, конца как нового начала.

Понятие беспредельности во времени, безграничности существования, осуществления и т. д. чего-н., в котором нейтрализуются различия начала и конца, передается сочетаниями рассматриваемых слов с предлогом без и словом нет. Формульное выражение: без конца, без начала - находим у Даля в виде загадки: Без конца, без начала, а не Бог? (отгадка: кольцо). Из наших поэтов его используют Анненский: как заглавие стихотворения - БЕЗ КОНЦА И БЕЗ НАЧАЛА (1900-е), Блок: - в строках о мытарствах души (стихотворение "Пусть я покину этот град..." (1900): Душа боролась, погибала <...> Так - без конца, так - без начала...- ) и в стихах из Пролога к поэме "Возмездие": Жизнь без начала и конца. Сочетания со словом нет в том же значении также встречаются у Анненского: И нет конца, и нет начала Тебе, тоскующее я? - и Блока: Нет конца и нет начала, Нет исхода - сталь и сталь.

Сочетания, состоящие из форм мн. ч. (начала и концы), используются поэтами в разных вариантах и с разным семантическим наполнением. Например, в строках Блока: Сколько ни размышляйте о концах и началах, Все же я смею думать, Что вам только пятнадцать лет - и Ахматовой: Мне ведомы начала и концы, и жизнь после конца - речь идет, по-видимому, о законах бытия, основах жизни (у Ахматовой также о жизни после смерти), в стихах же Пастернака: Буран не месяц будет месть, Концы, начала заметет - хотя концы и начала - это крайние точки в объектном хронотопе, они берут на себя функции всего.

В поэтических строках находим примеры языковой игры со словами начало и конец. Явное преобразование устойчивых сочетаний начало конца и конец начала в стихотворении Цветаевой о легкомыслии: С кем бы жизнь меня ни венчала! Начинать наугад с конца, И кончать еще до начала.

Асимметричные по объему, по смысловому распределению контекстов статьи НАЧАЛО и КОНЕЦ схожи в том, как они демонстрируют реализацию значений слов начало и конец (и образуемых ими идиом) через семантические нюансы, приращения смысла, возникающие из контекстного окружения, ассоциативных связей и т.д. Представляется, что некоторые из примеров подсказывают направление в уточнении даваемых в словарях семантической структуры слов, толкований отдельных значений, в расширении фразеологии.

Более детальный и широкий анализ концептов начало и конец в поэтическом языке XX в. потребовал бы обращения к производным словам, привлечения лексических единиц, обретающих семантику начала и конца в отдельных своих употреблениях (например, слов два и три у Хлебникова, в которых присутствует образ, соединяющий понятия начала и конца), обращения, для объективности выводов и полноты картины, к творчеству и других поэтов XX в. и т.д. Исследование начал и концов в поэтическом языке представляется нам, таким образом, перспективным и не имеющим конца.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979.

2. Григорьев В.П. Самовитое слово и его словарное представление // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. Т.53. 1994, № 4. С. 69-74.

3. Самовитое слово/ Словарь русской поэзии XX века. Пробный выпуск: А - А-ю-рей // Сост.: В.П.Григорьев, А.В.Гик, Л.И.Колодяжная, Т.Е.Реутт, Н.А.Фатеева, Л.Л.Шестакова. М., 1998.

 

 
1 Участники этой работы В.П.Григорьев и Л.И.Колодяжная, полностью разделяя положения настоящего текста, хотели бы подчеркнуть, что он подготовлен благодаря прежде всего усилиям Л. , взявшей на себя основную долю труда в анализе и интерпретации материала.
2 Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ – N98-04-06054

 

[ главная страница ]