Магидова Ирина Марковна

Магидова Ирина Марковна — филолог-германист, специалист по английскому языкознанию

Филолог-германист, специалист по английскому языкознанию.

12.02.1944 — 27.09.2016

Родилась в г. Москве в семье служащих. (Отец — художник, математик, кандидат технических наук, преподаватель вуза; мать — химик, филолог, преподаватель средней школы). С 1951 по 1960 г. училась в средней школе № 243 г. Москвы, которую окончила с золотой медалью. В 1961 г. поступила на филологический факультет МГУ (романо-германское отделение, английская группа), который окончила с отличием в 1966 г.

Тема дипломной работы «К вопросу о разграничении полисемии и омонимии в современном английском языке».
Специальность: английский язык и литература. Преподает на кафедре английского языкознания филологического факультета МГУ с 1966 г.

Тема кандидатской диссертации: «К вопросу о расширении просодического минимума нетерминальных синтагм лекционного регистра английской речи». Тема докторской диссертации: «Теория и практика прагмалингвистического регистра английской речи».

Кандидат филологических наук (1973). Доцент (1983). Доктор филологических наук (1990). Профессор (1993). Заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (2009).

Должность: профессор кафедры английского языкознания.

В Московском университете читает курс лекций «Введение в английскую филологию», спецкурсы: «Основы прагмалингвистики», «Проблемы моделирования звучащей речи», «Прагмалингвистика чтения английской научной и художественной прозы», «Основы прагмафоностилистики», ведет спецсеминары: «Филологическое чтение как прагмалингвистическая проблема», «Ритм и просодия английского художественного текста: прагмастилистический аспект», ˗ в которых под ее руководством ежегодно выполняются курсовые и дипломные работы.

Награждена почетной грамотой Министерства образования РФ (2001).

Область научных интересов: фонетика английского языка (сегментный и сверхсегментный аспекты); риторика, прагмалингвистика как часть функциональной стилистики; разработка метода прагмафоностилистического сопоставления; вопросы моделирования звучащей речи; проблемы филологического чтения в прагмалингвистическом освещении; ритм и просодия английской научной и художественной прозы в составе прагмастилистики; прагмафоностилистическое изучение филологического вертикального контекста; прагмафоностилистический аспект английской пунктуации и ее функционирования в научном и художественном тексте; чтение протяженных абзацев, ритмических последовательностей и других элементов в текстах словесно-художественного творчества; прагмафоностилистика цветообозначений в произведениях английской и американской художественной литературы; особенности словесного ударения в риторически ориентированной речи (британский и американский варианты). Обосновала необходимость расширения существующей классификации функциональных стилей за счет включения в нее моделирующего (прагмалингвистического) регистра. В ее исследовании разрабатываются способы и методы прагмалингвистического моделирования различных аспектов языка — фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса и стилистики. В центре внимания находятся основные, специфически характерные для английского языка и наиболее существенные для речевого общения языковые явления. Перевод этих явлений в прагмалингвистический регистр позволяет создать новые материалы, наглядно демонстрирующие важнейшие особенности данной языковой системы и показывающие их в действии. Результаты прагмалингвистического изучения английской речи имеют особое значение для языковой практики и входят в программу обучения английскому языку на филологическом факультете МГУ. Принципы и достижения прагмалингвистики легли в основу новой концепции преподавания английского языка, отвечающей современным требованиям российского университетского образования.

Подготовила 18 кандидатов наук: Е.В.Терещенко («Английский артикль в прагмалингвистическом освещении»), Д.У.Руденко («Прагмалингвистика чтения научной прозы в свете соотношения просодии и пунктуации»), Г.П.Завальская («Вторичные тексты в литературной традиции современного английского языка»), Л.Л.Баранова («Единство и взаимодействие устной и письменной форм научного изложения»), С.Н.Павлова («Вариативность устной речи при переводе текстов английской художественной прозы из письменной формы в устную»), М.Ю.Прохорова («Филологический вертикальный контекст в прагмалингвистическом освещении»), О.В.Корецкая («Чтение протяженных абзацев в составе филологической фонетики: Прагмалингвистический аспект (на материале англоязычной художественной прозы)»), И.О.Снегова («Прагмалингвистическое изучение английской идиоматики»), Е.В.Яковлева («Прагмафонетическое изучение английской литературной речи в социолингвистическом освещении»), Е.В.Михайловская («Прагмалингвистические проблемы английской пунктуации (на материале двоеточия)»), Е.К.Караванова («Синтагматика потока сознания в письменном тексте и звучащей речи : (на материале радиопьесы Д. Томаса „Под сенью Молочного леса“)»), Н.Т.Павлова («Прагмалингвистика произносительной нормы в составе научной речи филолога-англиста»), С.В.Тюленев («„Вторичный“ текст как средство прагмастилистического изучения оригинала»), Л.В.Селеменева («Аллюзивный аспект художественного текста как объект прагмалингвистического и лингвопоэтического исследования»), Н.Г.Дечева («Филологическое чтение американской художественной литературы в прагмафонетическом освещении»), Т.О.Лебедева («Прагмафонетическое изучение словесного ударения в американском варианте английского языка»), Е.А.Амочкина («Прагмафоностилистика ритмических последовательностей в английской художественной прозе»), А.С.Шиханцов («Особенности словесного ударения в английской публичной речи»).

Опубликовала около 60 научных работ, среди которых «Введение в английскую филологию» (МГУ, 1985), «Speech modelling as part of functional stylistics» (Folia Anglistica, № 1, 1997), «The ABC of reading» (M., 1999; в соавтор. с Е.В. Михайловской), «Modelling English idiomaticity» (M., 2001; в соавтор. с И. О. Снеговой), «Learning to communicate in English» M., 2005; в соавтор. с С.В.Дечевой), И.М.Магидова"English articles as deictic words" (в соавт. с Е.В.Тымчук). Ведет постоянную активную работу по оказанию научной и научно-методической помощи молодым преподавателям, докторантам и аспирантам кафедры, а также по рецензированию и оппонированию дипломных работ, докторских и кандидатских диссертаций как в МГУ, так и в других ВУЗах России и стран СНГ. Является членом специализированных ученых советов при МГУ им. М.В.Ломоносова.