Долгина Екатерина Андреевна

Доктор филологических наук, доцент кафедры английского языкознания филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Сфера научных интересов: грамматика, стилистика, фразеология, когнитивистика.

Окончила с отличием романо-германское отделение филологического факультета МГУ. Работает на кафедре английского языкознания с 1990 г. Ведет практические занятия по грамматике и стилистике английского языка.

Тема дипломной работы: «Глагольно-наречные сочетания в современном английском языке» (научный руководитель — доцент Л.А.Чиненова)

Тема кандидатской диссертации: «Фразовые глаголы в языке и речи» (1991г., научный руководитель — доцент Л.А.Чиненова)

Тема докторской диссертации: «Артиклевые формы имени существительного в когнитивно-грамматической категоризации современного английского языка» (2010 г.)

Имеет более 40 публикаций, в том числе научные статьи, учебные пособия и монографию.

В настоящее время руководит спецсеминаром «Полифункциональность артиклевых форм существительных в английском языке». (Предыдущий спецсеминар — «Фразовые глаголы в современном английском языке)

Полифункциональность артиклевых форм существительных в английском языке

Раскрыть назначение артиклей в английском языке значит пролить свет на один из величайших парадоксов английской грамматики: внешне артикли — элементы незначительные и по сути вспомогательные, а проблемы создают колоссальные, написано о них много, а ясности, по-прежнему, мало. Между тем артикль или его отсутствие перед существительным, называющим людей, предметы, явления, понятия и т.д., дает ключ к пониманию того, как именно англоговорящий человек видит и воспринимает окружающий его видимый и воображаемый мир.

Цель спецсеминара — сформировать и развить у изучающих английский язык системный взгляд на функционирование структуры «артикль + существительное». Системность подхода заключается в понимания того, что каждая из 3-х имеющихся в системе форм (нулевая форма имени, или значащее отсутствие артикля, форма имени с неопределенным артиклем и форма имени с определенным артиклем) выполняет свою основную и постоянную грамматическую функцию, состоящую в передаче присущего ей грамматического (категориального) значения. Эти функции соответствуют цели высказывания и подтверждаются его содержанием. Таким образом, совокупность артиклевых форм существительного в английском языке рассматривается как способ выражения определенной грамматической категории наравне с категориями числа и падежа.

Помимо определения основной и постоянной функции артиклевой формы имени в задачи семинара входит умение распознавать и устанавливать ее возможные дополнительные стилистические функции, также обусловленные целью высказывания.

Практической целью спецсеминара является исследование особенностей использования артиклевых форм имени существительного на материале произведений речи, относящихся к различным функциональным стилям.

Теоретической основой спецсеминара является спецкурс «Артиклевые формы имени в английском языке: когнитивный подход», целью которого является установление связи между функционирующими в речи артиклевыми формами имени и обусловливающими их существование мыслительными процессами.

Публикации за 1999-2012 гг.

Монография:

Полифункциональность английских артиклей в языке и речи. М.: URSS, 2009. 12 п. л.

Учебно-методические пособия:

1) Concise English Grammar (Краткая грамматика английского языка (с упражнениями)). Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Московский Лицей, 2000. 17 п. л.

2) English Articles for Students of Philology (Английские артикли для филологов-англистов). М.: МАКС Пресс, 2006. 3 п. л.

3) Глава «How to Study Words» в учебнике «Филологический подход к чтению, письму и устной речи. Английский язык для студентов». М.: МАБиУ, 2010. 1.6/12 п. л.

Статьи:

  1. К вопросу об идиоматичности речи // Язык. Сознание. Коммуникация. 1999. Вып. № 10. 0,6 п. л.
  2. Обучение идиоматичности речи. Понятия идиоматичности и вариативности // Дискуссионный клуб FLT. Современные тенденции и опыт профессионалов. Сборник статей. Вып. 2. Межкультурная коммуникация. Теория и практика. М.:ВШК,2000. 1п.л.
  3. Headway: Teaching Idiomaticity// LATEUM 2002 Conference Proceedings. М., 2002. 0,25 п. л.
  4. Article for Advanced Students of English// Language Learning. Materials and Methods. М.: МАКСПресс, 2002. № 3. 0,6 п. л.
  5. Teaching Grammar at the Advanced Level// LATEUM 2003 Conference Proceedings. 2003. 0,5 п. л.
  6. Идиоматичность английской речи: теория и практика// LanguageLearning. Materials and Methods. М.: МАКС Пресс, 2004. № 7. 0,2 п. л.
  7. Система английских артиклей: теория и практика// LanguageLearning. Materials and Methods. М.: МАКСПресс, 2004. № 9. 0,2 п. л.
  8. Articles in ELT: Tradition and Novelty // LATEUM 2005 Conference Proceedings, 2005. 0,1 п. л.
  9. Артикли в английском языке как отражение мыслительных процессов// Вестник МГУ Серия 9 Филология. М., 2006. № 3. 0, 5 п. л.
  10. Артикли в английском языке: когнитивный анализ// Культура народов Причерноморья. Крымский научный центр Национальной Академии Наук, 2006. № 82. Т. 1. 0,5 п. л.
  11. Английские артикли в когнитивном и стилистическом освещении// Язык. Сознание. Коммуникация. М., 2007. Вып. 35. 1,4. п. л.
  12. Системный статус английских артиклей в когнитивном освещении// Филологические науки. М., 2008. № 3. 0,5 п. л.
  13. О роли когнитивного направления в современных исследованиях английского артикля// Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов, 2008. № 4. 0,8 п. л.
  14. Комплекс «артикль + существительное в составе «связанных» словосочетаний: когнитивный анализ// Вестник МГУ Серия № 9 Филология. — М., 2008. № 5. 0,6 п. л.
  15. Нулевой артикль и стилистическое опущение артикля в английском языке: принципы разграничения// Вестник РУДН Серия Вопросы образования. М., 2008. № 2. 0,4 п. л.
  16. Стилистическое функционирование категории артикля в английском языке// Вестник ЧГПУ Серия Филология. Челябинск, 2008. № 10. 0,5. п.л.
  17. Категория артикля в английском языке: методы исследования// Вестник ЧелГУ. Филология и искусствоведение. Вып. 27. Челябинск, 2008. № 36. 0,5 п. л.
  18. Articles in ELT: a Cognitive Approach// LATEUM 2008 Conference Proceedings. М, 2008. 0.2 п. л.
  19. English Articles and their Role in the Cognitive Process of Categorization// Исследование категоризации и концептуализации в языке для специальных целей и профессиональном дискурсе. Рязань, 2009. 0,5 п. л.
  20. Стилистическое функционирование категории артикля в английском языке (на материале литературно-критических произведений// Язык. Сознание. Коммуникация. М., 2010. Вып. 41. 1.4 п. л.
  21. Английский артикль в лингводидактическом освещении// Язык. Сознание. Коммуникация. М., 2010. Вып. 41. 2.2 п. л.
  22. Опущение артикля в английском языке как литературный прием// Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2010. № 4. 0.7. п.л.
  23. Teaching English Articles: Norm and Variation// LATEUM 2011 Conference Proceedings. М., 2011. 0.3 п.л.
  24. Grammar and Idiomaticity of English Speech// LATEUM 2011 Conference Proceedings. М., 2011. 0.7 п. л.
  25. Когнитивный поход к изучению артиклевых форм имени существительного в современном английском языке и понятие когнитивно-грамматической категоризации// Актуальные проблемы английского языкознания. М.: МАКСПресс, 2012. 0.7 п. л.