АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ПЕСКОВ

На пятьдесят шестом году жизни ушел из жизни Алексей Михайлович Песков (31 декабря 1953 – 22 октября 2009), историк литературы, литературный критик, публицист, писатель, профессор Московского университета.

Его перу принадлежат монографии «Буало в русской литературе XVIII – первой трети XIX века» (1989), «’Русская идея’ и ‘русская душа’» (2007), летопись жизни и творчества Е.А. Боратынского (1998) и его жизнеописание (1990), биография Павла I (2000, неоднократно переиздавалась); им подготовлены многие издания сочинений русских писателей XVIII – XIX вв., в том числе И.И. Дмитриева, М.Н. Загоскина, К.Ф. Рылеева, Н.И. Новикова, Д.И. Фонвизина. Свой последний издательский проект – академическое издание Боратынского – А.М. Песков не успел довести до конца.

С неизменным историческим тактом и изяществом стиля А.М. Песков умел сочетать точность филологического анализа и добросовестность профессионального библиографа, текстолога, знатока исторических источников.

В университете А.М. Песковым читались общие лекционные курсы: «История русской литературы ХVIII в.», «История русской литературы первой половины ХIХ в.», «История русской культуры», ряд спецкурсов. А.М. Песков был университетским профессором, всегда с подлинной серьезностью относившимся к занятиям со студентами и аспирантами. А они шли к нему, каким-то образом сумев понять, что он может научить заниматься настоящей наукой. Ему удалось поддержать научную традицию: многие его ученики стали филологами и историками.

А.М. Песков был человеком доброжелательным и закрытым: одиночество было для него необходимым условием работы. Возможно, у него были некоторые эстетические разногласия с современностью; во всяком случае, каждый год в рамках своего семинария он проводил занятие, посвященное условиям жизни в первобытном обществе, и иногда его слушатели замечали, что нарисованная им картина принципиально не противоречит тому образу современности, который успел сложиться в их сознании.

К жизни и поэзии Е.А. Боратынского А.М. Песков испытывал не только академический интерес: его привлекала история жизни поэта, который предпринял опыт творчества на границе двух миров, своего и чужого, сумев при этом остаться самим собой в меняющихся обстоятельствах жизни. Сейчас кажется, что об этом опыте А.М. Песков и писал, что именно об этом были многие его университетские лекции. И – о жизни и смерти:

«Вечный искус тяготеет над человеком от начала бытия, и <…>, найдя эту точку свою, эту свою бездну и вершину, где наконец разрешены все его цепи, он не может остаться там, – душу его влечет дальше, он уходит – с легкостью, отбросивший тоску и сомнения <…>. Неудивительно – чем далее он удаляется, тем более смещаются пропорции, и вот снова бытие и небытие разошлись во времени и пространстве, пир кончен, душа смущена. Там, там, на пустынном берегу, у маяка, на узкой грани неба и тверди, остался наш взгляд, вобравший на миг красоту и бескрайнюю волю мира, там остался след пяты, поправшей на мгновение прах от следов тех, кто ступал на эту землю прежде и после нас... Но, и предчувствуя утрату, нельзя не ступить дальше, ибо обретение любой истины всегда кажется обманчивым суетному уму.

Туда!

И вот палуба качается под ногами, и пироскаф, бухая колесами, уносится далее и далее от берега».

В книге об императоре Павле он успел попрощаться со своими читателями:

«Вот, собственно, и всё. <…> Прощайте, господа. Бог вам в помощь – в заботах жизни, в царской службе, в краю чужом, в пустынном море и в мрачных пропастях земли. Авось, русский Бог будет добр – погневается, да и помилует нас всех».

Прощайте, Алексей Михайлович.

Д.П. Ивинский.