Доклад

Былички Кичменгско-Городецкого района Вологодской области

Волкова А.
Целью данного доклада является рассмотрение собранного материала по несказочной прозе (а именно по быличкам) и подведение итогов о современном состоянии этого жанра в устной традиции на территории Кичменгско-Городецкого района Вологодской области. Материал был собран в экспедиции фольклорной кафедры филологического факультета МГУ в Вологодскую область, село Кичменгский Городок в июне-июле 2010 года (научные руководители – С.В.Алпатов, В.А.Ковпик). Свою задачу видим в том, чтобы сначала рассмотреть самые типичные, частотные сюжеты, сгруппировать их по подгруппам, а потом проследить состояние одного, важного и, на наш взгляд, показательного сюжета, на одной быличке в сравнении с «идеальным», реконструированным текстом.

Статистика.
Всего в описях числится 153 былички на разную тематику.

Домовые
В сознании почти всех носителей несказочной прозы присутствует тема домового. В местном варианте были записаны следующие его имена: Соседушка, Суседушка, Дедушка-доброходушка, Домовой, Соседушка-доброседушка . Информанты сообщали, что «раньше родители-то все делали – и кормили его, и просили не шалить. Сейчас же мы ничего этого не делаем.» «В каждом доме сидит... Приговаривали ему... Как ангелочки /дом/ охраняют!» Массив сюжетов, связанным с домовыми, можно разделить на следующие категории :
  • Домовой может душить («давить») ночью: в виде «маленького, черненького» или же в виде маленького мальчика. Так же может предсказывать будущее (необходимо спросить, что будет – определенной формулы вопрошания не сохранилось).
  • При переезде из одного дома другой необходимо «переносить суседушку» Удалось даже записать формулу обращения:

Соседушка-Доброседушка,

Пойдем со мной!

Ты иди боком-стороной

А я пойду дорогой.

Далее, правда, домовой теряет свое значение, а все внимание переносится на кошку, которую пускают в дом и, если она бежит по всему дому, то будет хорошая жизнь в этом доме, нет – плохая.
  • Важна функция Домового и при заботе о скоте (обращения о помощи). Есть примеры быличек, когда Домовой «обижался на хозяев» и в результате скот заболевал. Записан даже единичный случай, когда информант сообщил, что на Егорьев день просят Суседушку о защите скота от болезни.
  • Иногда Домовой может что-то предсказывать: смерть близких, внезапный отъезд (быличка о том, как женщина слышала ночью голос домового).

Банник
Менее представлены сюжеты с Банником.* Удалось лишь записать быличку, в которой фигурирует баня, как особо значимое место. Проклятие матерью дочери («Черт тебя понеси!») – дочери нет определенное время – потом ее находят на крыше бани, в изодранной одежде, не в своем уме, после чего она заболевает и умирает. Также очень важным нам видится тот факт, что по распространенной версии в Кичгородецком районе самые «страшные и сильные» гадания – те, которые проводятся в бане. Например, записаны гадания с блюдцем, на котором написаны буквы, проводимое и дома, и в бане. Но в бане, отмечено особо, оно «точное». Также есть часть информантов, рассказывающих о женском гадании на Ивана купалу, когда венок бросали в сторону бани (из-за спины), и в зависимости от того, куда покажет часть соединения двух концов венка, зависит судьба человека (например, если на церковь, то для старой – смерть, для молодой – свадьба).


*Собирателям очень хотелось найти следы этих сюжетов, но иногда информанты даже и не слышали о существовании таких представителей фольклора.
С.:А в бане у Вас кто-то живет?
И.:Никто не живет!
С.:Неужели и Банника нет?
И.:Нет, Банника нет, зато есть ве[нн]ик!
Водная сфера.
Данный тип быличек не встречается в собранном материале. Есть единичная быличка о мужчине, видевшем, как русалка расчесывает волосы (она ему улыбается, спрыгивает с камня, уплывает, мужчина через недолгое время умирает). Можно выделить две достаточно интересные былички о том, что после Ильи Пророка нельзя купаться из-за того, что «какие-то водоросли тянут под воду. Человек-то так и тонет!», или, по-другой версии: «из-за того, что есть какие-то водовороты». Записана и одна антибыличка: «Вода-то стынет, цвести начинает. Вот родители и придумывали «сказки». А мы все равно бегали купаться!»

Лес.
Еще одна сфера, представленная большим количеством материала, является сфера, связанная с лесом. Примерно 40% собранных быличек – именно о лесе. Это объясняется географическими факторами: много лесов, большая часть населения работает именно на лесозаготовках. Интересно заметить, что большая часть собранных антибыличек относится именно к этой сфере: собиратели сообщают, что казалось от усталости и/или по другим причинам. Часта и формула, что «раньше-то все время манило, в лесу-то, а сейчас – нет.» Обильно и количество имен у «хозяина леса» : Леший, Лешак, Лесной царь, Хозяин леса, Нечистый, Нечистая сила. В связи с обилием материала, его тоже можно расклассифицировать по сюжетной составляющей:
  • В лесу «манит», «кажется что-то». Иногда информанты и сообщают, что видят: это может быть что-то черное, непонятное, мохнатое. В других же случаях внешность не конкретизируется, зато дается описание величины: «то выше деревьев, то ниже травы»
  • Если кто-то заругался в лесу, то его Леший заблудит.
Если человек заблуждается в лесу, то нужно вещи свои «повывернуть на левую сторону: тогда-то тропинка и покажется». Часто рассказчики особо выделяют тот момент, как человек отбивается от группы людей (зачастую идущих в лес за ягодами/грибами) : «только был человек рядом, а через мгновение – и нет его!». Записана быличка, в которой потерялись два человека, причем они слышали друг друга, даже пытались переговариваться, но никак не могли увидеть.
  • Леший угоняет скот. Или же скот прогоняют сами хозяева (с формулировкой «Нечистый/Леший/Лешак тебя понеси!»). Чтобы ввернуть скот – надо или прочитать молитву, или прийти в лес и «задобрить» Лешего (чем – не уточняют), произнеся особую формулу, которую, к сожалению, информант не сумел вспомнить.
  • Леший забирает ребенка, когда мать проклинает свое дитя или говорит формулировку «Понеси тебя Леший». После этого вся деревня бросается на поиски, но все безрезультатно. Обычно находят «знающего человека», который знает слова, и ребенок возвращается (в порванной одежде, грязный, голодный). Потом ребенок рассказывает, что видел, что вокруг него ходили, звали его, но он ничего не мог ответить («Не велели!»), вывела же корова, или(по другой версии) «белая собачка», которые потом (по выходе из леса) исчезали.
  • Как модификацию обычного образа Лесного человека можно добавить и описание Снежного человека (представленного в одной, уникальной быличке). Информант сообщает, что иногда видит Снежного человека: огромного, лохматого. Интересно заметить, что мифологическое сознание впускает и «новые образования» наряду со старыми образами.
Возвращение умерших.
Достаточно большая часть быличек включает в себя рассказы об умерших, о повериях, связанных с ними, о предвестниках смерти. Например, распространено поверие, что если увидеть много галок, то это предвещает ближайшую смерть кого-то из знакомых. Или уже умершие могут привидеться во сне и предсказать точную дату смерти ( «У Алины свекор во сне сказал: ты в 2000 году умрешь. И точно!» «Во сне видела: с женщиной работали, которая уже умерла. Они мне что-то велят делать, а я:«Я не буду делать!» И не делаю. «Я не знаю, сколько мне еще и жить-то осталося!» А одна стоит и говорит: «73 года!» Я и пробудилася»). Интересна и быличка, в которой сообщается, что если «человек какой снится - так болезнь! 3 дня после сна я осторожно всегда.»
Интересно отметить, что «герои» предыдущих рубрик (Леший, Домовой) могут быть не только «доброй» силой, но и причиной смерти.
В этом подразделе доклада мы попробуем проанализировать два самых интересных (на наш взгляд) сюжета:
  • «Папа во сне привиделся. Мы тогда худо жили… Я вижу, как спускаюсь под землю. И проход , и палаты каменные в дверях. Нет никого. Заглянула - ой, папа! Он с койки соскочил. «Нельзя-нельзя, рано тебе!» С ним к выходу пошли. Он спрашивает: «Как живете-то?» «Живем: пшеницы, ячмени - столь дали.» « Да ладно, сейчас заживете: я всю худобу-то с собой унес. Заживете сейчас хорошо!» Отец проводил и вернулся.»
В этой быличке покойник(отец) обретает следующие функции: предсказателем нескорой смерти («Рано тебе!»), защитник живых родственников, путем унесения «худобы» в потустороннее царство. Интересно и то, что в этом тексте представлено видение этого царства: множество каменных палат, в которых находятся умершие. Причем, все палаты пусты, кроме отцовской. Таким образом, в данной быличке умершие родственники помогают живущим
  • «Парень побежал к подружке. До бугорка дошел, а в это время заяц обогнал его. Тогда у него еще отец умер… Опередил его заяц. А парень все равно пошел!.. Не стоило бы ходить! «Не женись на ней,» - заяц сказал. Но парень добежал до Плоского и все равно женился. А зря - проболела все жена, да и детей не было. Это мертвый так предостерегает живого»
В данной быличке умерший отец выступает в роли зайца, пытается оберегать, остеречь живого родственника. Но отцовский запрет нарушается – и все выходит плохо.
  • В другой же мы встречаем иную функцию мифологемы: покойник причиняет зло живым:
«С Алексеева, Анной звали. Петром отца звали. Анна Петровна, значит. Домой пришла. Взялася за кольцо у двери - подошел мужчина знакомый. Подошел и увел. Долго ходила. Вышла, где Михайло. А ее ведь искали! Говорили(искавшие), что видели - но никак! Она сама вышла к деревню. Ей показалось, что за белыми коровами вышла. Вся оборванная - ни одну неделю ходила по лесу. Переволокли. Хозяин за ней приезжал. Хотели накидать крестик, а она отвечает, что «не велят мне креста кидать.» Потом рассказывала, как ее увели: «Пришла к дому, а на крыльце - Колька Мельниченок. Мельница(водяная) на Худыне была. Пришел - забрал и увел. Я видела, что вы ходили. Видала своих-то знакомых. Но не могла подойти. Срок пришла – и вышла» Молебен бы надо было сослужить: Бог-то подает… А может, и старые люди может что поделали. Коровы куда-нить и выведут. А мельник-то тогда мертвый был…»
Покойник в данном случае не является родственником, но зато он принадлежит к особому классу людей, обычно маркированному в фольклоре - он мельник. Часты случаи быличек (где имеется прослойка истории про водяного), когда мельник заключает договор с водяным и начинает совершать странные магические действия(например, на лодке рассекать озеро – его носит водяной, водяной же может помогать, чтобы мельница не простаивала). К сожалению, информант не знал никаких историй про этого мельника. Но все равно можно(и нужно) подчеркнуть факт перенесение сферы деятельности: на одно маркированное в традиции лицо переносится чуждая ему функция(уведения живого). Интересно, что действие происходит в лесу (связь с быличками о лесе), но та сила, которая держит женщину, никак не персонифицируется. Интересно подчеркнуть и символику цвета: обычно из леса выводит собака белого цвета, тут же корова (тоже домашнее и важно животное) опять же белая. Интерпретация информантом причины окончания срока скитаний героини столь же важна: появляется предположение, что «старые люди» могли что-то сделать. Это связывает эту быличку со следующим подразделом нашего доклада.



О колдунах.
Часто от информантов можно услышать рассказы о «старых людях», которые и лечат, и предсказывают какие-то события(например, именно от них информанты чаще всего узнают легенду о конце света). Эти люди в народе очень часто именуются святыми – за то, что знают много «молитв»(в научной терминологии – заговоров). Разберем интересные сюжеты, связанные с колдунами.
  • Быличка о Зверянах
«Жили Зверяне, когда я еще маленькая была. Вращали (т.е.превращали) свадьбы. Была такая Праня Зенчиха. Превратит невесту, жениха, свата, сваху, кучера - и они окошко выбивают и убегают.
Пойдут волками по деревням. Пойдут /люди/ искать волков. «Видели, шли волки! А последний - хромой» А старичок, сват-то, хромой же был! И волки пришли во дугу - и превратил в людей.
(о неудавшемся превращении) Прокопий стал шерстью обрастать, а она его еще совсем-то не превратила, ее тоже прижали. и превратился опять в одежде.»
Колдуны здесь выполняют одну-единственную функцию (информант даже предполагает, что это была их профессия): превращение главных действующих лиц на свадьбе в волков. Показана и совершившееся превращение, и неудавшееся из-за того, что кто-то колдунье помешал.
  • «Мужик так сделает - не запрячь лошадей! никак! знали, везде знали много. Шептуны их звали…»
Т.е. колдуны могли и «напакостить»
  • Но за силу, которой колдуны обладали, нужно было и расплачиваться. Например, была записана быличка, в которой рассказывается, что у женщины был Нечистый: он ей давал силу, с помощью которой она могла лечить, «пакостить», но перед смертью она очень сильно заболела, просила взять у нее Нечистого, но никто на это не согласился. Как-то ее оставили одну, а потом нашли между печкой и стеной – да в таком положении, что сама она туда не могла залезть. Ее отвезли в больницу, где она вскоре и умерла. Эта быличка включается в ряд быличек о трудной смерти колдунов, когда их находят в странных, «переходных» состояниях, например, как в этой: между стеной и печью.
  • Быличка о снопе.
Парень шел с гулянки, с пляски. Вдруг засветило, поднялось - за ним летит ржаной сноп. И парень думает: "Что я за собой сноп в деревню-то поведу? Неладно будет" Развернулся. Обратно повел сноп. Сноп: «А, догадался!» Сноп и остался. А потом их дом сгорел.»
В данном случае заколдованный сноп принимает на себя функцию колдуна, который преследует человека, а потом «проказничает» - поджигает его дом.

Особое
На наш взгляд, очень интересно будет проследить сохранность устной традиции и констатировать состояние устной памяти по следующей записанной быличке.

Текст из Великорусских сказок архива РГО (Пг., 1917. № 135).
«Однажды вышел водяной на берег драться с лешим. Он одолел “дядюшку” и повесил его на дерево. Дядюшка висит на березе, висит, качается. А тут крестьянин один шел. Кузьмой звать его. Дядюшка как взмолится ему: “Освободи, говорит, голубь, из петли; что хошь сделаю для тебя”. Кузьме пожалелось, вынул его из петли. Черт: “Я, говорит, не дам тебе денег топерича; потому, куда тебе их? Сыт, обут, работаешь хорошо. Я лучше за тебя в солдаты пойду”. А тогда охотники еще были; за другого можно было служить. Ну, Кузьма говорит: “Ладно, да только ты обманешь меня, пожалуй”. — “Нет, почто обманывать? Ты мне удружил, и я тебе тоже удружу”. Хлопнули по рукам, зипунами обменялись. Кузьма домой пошел.
Вот, слышно, царь набор собирает, на войну хочет идти. Дядюшка за Кузьму в ратники пошел, а ему наказывает: “Сходи, говорит, ты, Кузьма, в деревню ко мне, проведай родников моих; тоже у меня там отец, мать осталась. Ты им поклон скажи да скажи еще, что я на царской службе теперь, через 12 лет домой буду”. Кузьма пошел.
Только он прямо-то в деревню не пошел, а зашел перво в кабак. Деньги у него были он и запировал там. Пьет день, другой, шесть дён прошло. “Нет, говорит, теперь будет; нужно идти к свату в гости”. Пошел в чертову деревню. А черт ему допрежь все рассказал, как идти. “Ты поди, говорит, все на выход, все на выход. Дойдешь до перекрестка, влево сверни и ступай тут задом наперед. Увидишь деревню, девять домов, каменно строенье. Ну. спроси там, где мой отец; так и спроси: “Где, мол, тут найти Иван Ваныча?” Тебе сечас укажут; ты и ступай в тот дом. Там увидишь и мать, и отца”.
Пошел Кузьма в лес; шел, шел, видит - перхресток. Налево взял повернулся и задом пошел. Тут дервню увидал, девять домов — все каменно строенье. Спросил: “Где, говорит, тут Иван Ваныч живет?” Ну, ему вестимо указали: “Вот, говорит, где он живет”. Кузьма в дом взошел, видит, Иван Ваныч сидит за столом, впереди. А образов нет никаких, одни шишки еловые торчат.
“Вот, говорит, так и так; сын ваш, черт лесной, за меня охотой в солдаты пошел, а я вам от него поклон принес. Все ли подобру-поздорову живете?” — “Ничего, говорит, здорово; садись с нами, гость будешь”. Кузьма сел, обедать зачали. Пряниками его конфетами угощают; водки тоже поднесли. Что хошь пей и ешь. Старик и говорит Кузьме: “Больно мне скушно здесь без сына-то; гости, Кузьма у меня”. Кузьма рад, остался. Прожил шесть дён, стал было домой собираться. “Пора, говорит, и честь знать, не все в гостях сидеть”.
А тут леший и приходит... это сын-от, значит. Он уж всю службу прошел, теперь от царя отпущен, домой идет. А Кузьма и не ведает, что 12 лет прошло, все ему кажется, что двенадцать ден. Леший ему и говорит: “Собирайся, Кузьма, домой пойдем. Жена у тебя там загулялась, за другого замуж хочет выходить. Завтра и девишник будет”. Кузьма закручинился; “Как, говорит, это так жена моя за другого выходит. До чего Господь меня грешного довел!” Леший и говорит ему: “Ты, говорит, не кручинься, я тому делу помогу. Жена ни за кого не выйдет, у тебя останется. Поедем со мной”. — “Поедем”, — говорит. Черт как свистнет - сейчас их подняло и понесло ветром по воздуху, выше леса стоячего, ниже облака ходячего. Ехали, ехали; вдруг Кузьма шапку обронил. “Постой, говорит, дядюшка, я шапку обронил, надыть поднять”. “Нет уж, говорит, теперь некогда подымать; шапка-то твоя далеко осталась: за пятьсот верст позадь нас. Да нишни, заедем в Казань, новую купим”. Ну, и вправду заехали, новую купили.
Только приезжают в деревню к Кузьме. Черт и посылает его в избу. “Поди, говорит, один, а мне нельзя: суседко, пожалуй рассердится!” Кузьма пошел. А в избе сидит впереди жена, с женихом целуется, а девки песни поют. Только Кузьма и говорит: “Дайте, говорит, напиться, люди добрые”. Дали ему пива, в туес налили. “Нет, говорит, пусть молодка-сударушка, сама поднесет мне”. Пошла к нему невеста сама: честь требует, каже. Только подходит ближе к нему, видит, на руке-то у него перстень обручальной. “Это, говорит, мой перстень”. И мужа узнала сейчас; взяла его за рученьку, подвела к столу: “Вот, говорит, гости дорогие, муж мой, а я ему жена”. Тут и стали вместе жить. А черт подарил Кузьме сто рублей денег да полведра водки.
АРГО, №135»

И текст, записанный в нашей экспедиции:
«Пошел мужик по грибы. Увидел, что Леший привязан к сосне. Леший: «Отвяжи меня!» Мужик: «Нет, я боюсь!» Леший: «Будет война, тебя возьмут на фронт, а баба твоя будет выходить замуж. Я тебя привезу домой!» Так мужик его отвязал, домой привез. Посадил за стол. А только ветер свистит. Пива нацедил ему, а тот выпил - да и снова в лес.»

Отметим следующие различия:
-в записанной быличке отсутствует важный персонаж: Водяной, привязавший Лешего. Возможно, это связано с тем, что вообще нет материала про водяных на этой территории.
-Опущена очень большая сюжетная составляющая:
Во-первых, мужика не призывают на фронт, Леший не идет за него служить(хотя остается очень важная составляющая: Леший предлагает мужику меняться ролями).
Во-вторых, полностью опущен момент, когда жена выходит замуж повторно(но опять же остается формула, ничем не поддерживаемая в текста: «А баба твоя будет выходить замуж…»)
В-третьих, полностью опущено путешествие мужика в дом к Лешему. Тут интересно отметить ту особенность «трансформации» героя в тексте из архива: сначала это леший, потм «дядюшка», а потом выясняется, что деревня «дядюшки» - «чертова деревня».
В-четвертых, очень важный мотив, когда Кузьма (мужик) пьет пиво в доме Лешего (его угощают родители) полностью опущен и заменен на диаметрально противоположный: мужик приводит Лешего к себе домой и угощает пивом.
В-пятых, мужик в «нашей» быличке так ничего и не получает(когда в другой – и возвращает жену, и получает 100 рублей от Лешего)

Таким образом, упущена большая часть сюжета, но ее отголоски можно видеть в оставшихся устойчивых формулах, уже не поддерживаемых сюжетом в современном состоянии.
Вывод.
Сфера быличек в Кичгородецком районе представлена очень широко: практически от каждого информанта было записано какое-то количество материала. Очень широко представлена тема леса. Это вызвано, по нашим соображением, географическими причинами: очень много лесных массивов. Однако, при наличии рек в большом количестве, былички про водяных практически отсутствуют(возможно, это вызвано тем, что реки исследованы, нет такой боязни перед водной преградой, как перед лесной). Так же отсутствуют и былички про банника, хотя сохраняются некоторые его функции, перенесенные на других персонажей и в другие ситуации(например, гадания). Рассказы о домовых, напротив, очень распространены и представлены большим количеством материала.
Традиционные сюжеты присутствут в большом количестве, но, к сожалению, и они постепенно утрачиватся: выпадают элементы сюжета, оставляя словесные формулы, которые уже не поддерживаются системой былички, почему и вызывают недосказанность и нарушение логичности рассказа.

Филологический факультет МГУ 2010