Кафедра русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов

филологического факультета

Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Материалы для студентов

 

Преподаватель Гусева Елизавета Викторовна

elviguseva@mail.ru

 

 

Главная

Грамматика

Темы и тексты

Песни

4 курс (2017 г/п)

2 семестр

Понедельник, 14:15—16:30

 

Русский разговорный язык 4 курс (2017 г/п)

Подключиться к конференции Zoom
https://zoom.us/j/98478092513?pwd=R3Nsc0R5MnZWVEU5bmJPcUx3a1hrUT09

Идентификатор конференции: 984 7809 2513
Код доступа: c62dmq

Первое занятие 22 февраля 2021 г. PP

Драгунский "Волшебная сила искусства", текст, фильм.


Задание на 1 марта 2021 г.:

1. Прочитать водевиль М. Зощенко "Преступление и наказание".

2. Посмотреть фильмы по этому произведению: 1, 2.
Сравнить версии фильмов. Какая больше понравилась и почему?

3. Сравнить экранизации произведения с самим произведением. Что было понятнее? Что вы предпочли бы: сначала прочитать рассказ, а потом посмотреть фильмы, или наоборот? Перечислите то, что, по вашему мнению, лучше воспринимается в тексте, а что в фильмах.

4. Подумать над темой научного исследования. Сформулировать возможные варианты. В разговорном стиле объяснить, чем именно и почему привлекает именно данная тематика.
Вспомогательный материал по формулировкам тем.

PP

 

Задание на 8 марта 2021 г.:

1. Прочитать рассказы М. Зощенко "Забавное приключение" и "Свадебное происшествие".
2. Посмотреть постановки Гайдая по этим произведениям (https://www.youtube.com/watch?v=DZHXRy-FTuM или https://www.culture.ru/movies/2636/ne-mozhet-byt с 35:50).
3. Аргументированно ответить на вопрос: чем выигрывает текст по сравнению с фильмом и, наоборот, чем выигрывает фильм по сравнению с текстом, приведя конкретные примеры. Не обязательно говорить обо всех моментах, но ответ должен быть конкретизированным.
4. На основании всех пройденных произведений сформулировать основные различия между произведением художественной литературы и художественным фильмом, перечислить основные преимущества каждого из них. Этот ответ должен быть обобщённым.

PP

 

Задание на 15 марта 2021 г.:

1. Написать техническое Введение к научной работе (части А и Б). Текст должен быть представлен в виде готовой к печати страницы. Написанное объяснить (повторить) в разговорном стиле.

Составляющие Введения:

А. Тема работы.

Б.
1) объект (что исследуется),
2) предмет (уточнение конкретного аспекта исследования, т. е. на что именно в объекте смотрим),
3) цель (общий конечный итог исследования),
4) задачи (промежуточные "шаги", ведущие к главной цели),
5) гипотеза (по возможности, не обязательно — предположение о результате исследования, его выводах),
6) материал ("физический" носитель информации, который исследуется, — тексты, ответы респондентов, записи...),
7) методы (анализ, аналогия, дедукция, индукция, классификация; подробнее см. здесь: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7),
8) научная новизна (что сделано/найдено/замечено нового именно вами),
9) научная ценность (не с практической, а с научной точки зрения, речь о "копилке знаний", куда вы добавляете что-то, что завершает недоописанную картину или позволяет сделать следующий шаг в научных изысканиях, отвечая на какой-то научный вопрос, ставя новый или предоставляя материал для исследования),
10) практическое применение (где, кто, как и для чего может использовать результаты работы).

В. Структура работы, информация о "жизни" работы (если это диссертация или автореферат диссертации, то где и когда была проведена апробация результатов работы, публикации по теме работы и под.)

PP

 

Задание на 22 марта 2021 г.:

1. Посмотреть короткометражки и ответить на вопросы по ним.

1. "Спасибо" (7 минут)

1. За что главный герой благодарит толкнувшего его прохожего?
2. Какова роль диалога кирпичей в понимании всего фильма?
3. Для чего нужны последние фразы главного героя (разговор по телефону)?
4. Дайте альтернативное название этому фильму.

2. "Вдох" (10 минут) 1. В какой момент происходит перелом в сознании главной героини?
2. Что символизирует оставленный на скамейке телефон?
3. Какова связь судьбы главной героини с тем, что рассказала ей девочка?
4. Как вы объяните, почему фильм назван "Вход"?
3. "Одна любовь" (14 минут) 1. Сравните диалоги Андрея с другом и Анастасии с дедушкой.
2. Какие чувства возникли у вас, когда вы прочитали об аварии? (7:26—7:36)
3. Зачем автор вставил в фильм кадры посещения дедушкой Насти кладбища?
4. Как вы думаете, почему автор не стал делать так, чтобы Андрей узнал об аварии?
4. "Пять минут" (11 минут) 1. В какой момент вам стало понятно, что на самом деле происходит?
2. Зачем главные герои врут друг другу?
3. Как вы думаете, что на самом деле они испытывают?
4. Почему автор оставил героев в неведении о реальной ситуации?
5. "Свободные деньги" (13 минут) 1. Почему посетитель магазина положил 5 тысяч в ящик для пожертвований?
2. Как вы думаете, какие чувства испытывала продавщица, вытаскивая купюру из этого ящика?
3. Кто, с вашей точки зрения, запустил цепочку перемещения купюры?
4. Сформулируйте главную идею фильма.

На каждый вопрос должен быть дать ответ в виде одной-двух фраз. Длинные ответы будут считаться ошибкой.
Присылайте ответы на почту elviguseva@mail.ru. Не забудьте правильно оформить тему письма: 4_Фамилия_ДЗ_Короткометражки.

PP

 

Задание на 19, 26 апреля и 10 мая 2021 г.:

1. Подготовить текст по научной работе: описание работы = вступление (краткая история вопроса, в рамках каких филологических наук и дисциплин проводится исследование, основная терминология, новизна, ценность и практическая польза) в 3 стилях: научном (письменный текст с презентацией на экране), художественном (устно — «поэтическое» рассуждение обо всём написанном) и разговорном (устно — описание-объяснение для неспециалистов).

2. Выбрать российский полнометражный художественный фильм для презентации. Можно многосерийный фильм, сериал, серию полнометражных мультипликационных фильмов.

3. Распределиться на три группы для презентаций: 19 и 26 апреля, 10 мая. В каждой группе должно быть 7 человек. Список прислать мне.

4. К своей дате подготовить презентацию по фильму. 10-20 минут. Если кто-то не сможет сделать доклад в выбранное время, необходимо найти себе замену (то есть поменяться с кем-то из списков на другой день), иначе оценка будет меньше на штрафной балл. Помните, что оценка за данную презентацию — это оценка в графе "Экзамен".

К 19 апреля задание 1 могут не готовить только те, кто делает в этот день презентацию. У остальных это задание должно быть готово.

РР_19.04, РР_26.04, РР_10.05.

 

 

Доклад-презентация по фильму. Как делать.


1. Смотрите фильм, понимаете, отмечаете места, которые больше всего впечатлили, самые красивые и под.

2. Читаете мнения зрителей (вы же, как правило, смотрите через интернет, а там почти всегда есть комментарии зрителей), отмечаете те, которые вам интересны, те, с которыми вы не согласны --- думаете, почему вы не согласны, анализируете реакцию на фильм и на реакцию одних зрителей на высказывания других. Делаете выводы. 

3. Находите поиском информацию о фильме (кто, когда, как...). Выписываете кратко то, что считаете главным и интересным. Как правило, в подобных описаниях бывает и "правильная" аннотация, которую полностью передирать нельзя, так как она рассчитана на другую целевую аудиторию и другие задачи, но которая поможе понять, как рассказать о фильме, не пересказав его и сохранив интригу.

4. Теперь начинаете "собирать текст". " Я хочу рассказать о фильме [режиссёра] [название]. Это полнометражный [исторический / музыкальный....]   фильм / многосерийный фильм / сериал ... [по произведению / по мотивам произведения / основанный на реальных фактах.... / ... детектив, триллер, комедия, научная фантастика, фэнтези....] Этот фильм был снят в ... году (сериал выходил(-ит) с ... года (по...), было снято ... сезонов). В нем снимались известные/неизвестные актеры [имена]. Фильм рассказывает о взаимоотношениях.... / сложном периоде в жизни/истории.... / создании... / разрушении ... ..... Главная тема/идея фильма --- ..... У фильма сложная/интересная судьба / Фильм был принят зрителями, но не прият критиками / снят с проката / завоевал ... премии... / продержался в прокате.... месяцев/лет.... / имел огромный успех (не имел успеха) / .... Действие разворачивается в ... (где и когда)... Главные герои фильма - это.... / героиня фильма попала в ... ситуацию... / в фильме показан один день/неделя/год из жизни... / сложный период в жизни..., когда ему/ей пришлось решать... он/она столкнулся(-ась) с ... Для зрителей того времени было понятно... современному зрителю может быть не совсем понятно... / в фильме показаны реалии/ценности/события ... годов, непонятные.../понятные... / фильм основан на реалиях / объясняет реалии... / режиссер пытается объяснить события/реалии/ценности... / оправдать... / раскрыть тайну... / показывает свой взгляд на...  / фильм понятен современному зрителю / описывает вещи, понятные людям всех времен / любых национальностей / вневременные/общечеловеческие ценности / Фильм заставляет задуматься о .... / дает возможность понять.../узнать..../представить... / получить удовольствие от... / отдохнуть от... / .... Хочу показать вам один момент / несколько кадров/ ... , который(-ые) демонстрируют... [качество главного героя, основую идею...] ... / ... самый яркий/красивый/интригующий момент/кадры.... момент, объясняющий... / музыкальный момент, песню.... [если необходимо, то рассказать предысторию]. Мне очень понравился этот фильм, потому что.... Меня очень впечатлил(-а/-о)... Советую посмотреть его.... 

5. Основные названия, имена и даты должны быть на экране (в презентации), фото режиссера, актеров, стоп-кадры из фильма, интересные моменты съемок и проч. --- тоже могут быть. НЕ должно быть на экране текста доклада. Кусок фильма надо попытаться записать на компьютер или иметь уже открытым, готовым к запуску, чтобы не возиться с поиском в интеренете.

Оценивать буду по следующим параметрам: самостоятельность текста, устная речь (правильность грамматическая, фонетическая, интонационная..., отличие от текста на экране), полнота и презентативность информации о фильме, наличие дополнительных сведений и интересных фактов, выражение собственного мнения, адекватное объяснение выбора, рекомендации к просмотру. Презентация должна содержать фотографии, основные даты, текст на экране не должен быть сплошным. Обязательно представить какой-то кусок фильма. Видео не должно быть иноязычным трейлером. Продолжительность докладов --- не более 20 минут.

 

Распределение по группам для презентаций

19 апреля 26 апреля 10 мая

Калинич Милица
Крмпот Луна
Кошутич Лана
Перич Славица
Ползович Никола
Попович Милана
Релич Нина

Велянович Ольга
Дивнич Сашка
Йоксович Йована
Кличкович Тодор
Пантелич Марияна
Рудич Синиша
Стоядинович Велько

Дунджер Даяна
Лойпур Зорана
Мичич Катарина
Мрджа Александра
Мучалович Невена
Соларевич Владимир
Чирич Йована

 

17 мая 2021 г.

Итоговый лексико-грамматический тест

Время доступа к тесту ограничено временем занятия по расписанию.
На выполнение теста дается полтора часа и только одна попытка.
Тест большой (62 вопроса на 321 балл), но цена ошибки, соответственно ниже единицы. Однако не расслабляйтесь.

Тест содержит различные вопросы как по тематике, так и по типу. Многие из них были в тесте за 3 курс.

Большинство вопросов подразумевает выбор из предложенных вариантов. Если нужно выбрать несколько ответов, это отражено в формулировке вопроса. Есть вопросы, в которых предложено несколько верных вариантов, но выбрать нужно только один --- любой из правильных, в формулировке ничего не сказано о множественном выборе, выбирайте любой правильный.

Внимательно читайте формулировку вопроса! Кроме единичного или множественного выбора правильных вариантов, в тесте есть задания выбрать НЕправильные варианты.

Внимательно следите за ответами, требующими написание текста. В них вы должны впечатать правильные ответы (слова) в поля-прямоугольники. Следите за количеством таких полей, в некоторых случаях в каждое поле нужно впечатать только одно отдельное слово. Все поля должны быть заполнены. Если у вас остается какое-то незаполненное поле, это означает, что вы неправильно разбили сочетание на отдельные слова.
Буквы "е" и "ё" взаимозаменяемы, можете писать любую.
Если вы пользуетесь ноутбуком или обычным компьютером, для переключения между окнами, в которые нужно впечатывать слова, используйте клавишу "Tab", это облегчит и ускорит процесс.

Параллельно с тестом будет открыта конференция в ЗУМе, где желающие могут сдать свои долги.

В связи с появлением в ваших рядах шпиона я вынуждена принять карательные меры.
Если найдется "хозяин" этого шпиона, то он (хозяин) будет пересдавать тест, а всем остальным я поставлю то, что уже получено (признаться можно не публично, а лично мне, всем остальным я ничего не сообщу).
Если никто не признается, то ВСЕ должны будут пройти дополнительные испытания (на студенческой неделе), а также написать письменное объяснение о своем отношении к шпиону.

 

 

1 семестр

Четверг, 14:15—16:30

 

 

24 декабря 2020 г.

Состоится заключительный тест, первая часть которого — ответы на вопросы по зачитанному мной тексту. То есть сначала вы должны подключиться к нашей конференции, запустить сам тест (первый вопрос), я прочитаю два раза текст, вы ответите на первый вопрос, потом отключитесь, чтобы выполнить все задания теста, в том числе и творческие (то есть эссе по произведению). Доступ к тесту закроется с окончанием времени занятия, а читать текст я буду только в начале. Поэтому не опаздывайте!

ВНИМАНИЕ! Этот тест лежит не на факультетском МУДЛе, а на сайте Online Test Pad. Те студенты, которые еще не работали с этим сайтом, должны заранее обеспокоиться доступом к нему.

ВАЖНО! На сайте Online Test Pad обязательно нужно в конце (после прохождения теста) указывать свою фамилию и имя. Если вы это не сделаете, тест ко мне придет безымянным, я его не буду даже проверять.

Доступ к тесту откроется только на 24 декабря с 14:15 до 16:30.

 

 

Задание на 17 декабря 2020 г.:

1. Устное сочинение "Литература в моей жизни". Это экзаменационная работа (то есть оценка за это сочинение будет составлять основу оценки в пункте "Экзамен"). Важно: логически правильно выстроенный текст, наличие адекватного вступления и заключения, обязательные доказательства к аргументам (то есть всё должно быть подкреплено примерами). Содержание более-менее свободное, необходимо рассказать о том, как литература вошла в вашу жизнь, какую роль она играет и тому подобное. Можно говорить и о роли литературы в жизни всего общества. Можно говорить не только о письменных текстах, но и о реализации их в виде фильмов, песен и под. Объём, в принципе, не ограничен, но вы должны понимать, что все должны успеть прочитать свои работы за одно занятие. И старательно пишите текст, ставьте все ударения, паузы, ИК и тому подобное, так как в экзаменационной работе я не буду просить исправить все ошибки, буду останавливать и просить исправить только тогда, когда мне будет не понятен смысл сказанного (то есть в случае коммуникативной ошибки --- а это раз в пять больше весит, чем ошибка просто грамматическая, так что старайтесь не доводить дело до этого), но считать буду все ошибки, в том числе и отсутствие интонационной точки.

В 18:00 состоится конференция для сдачи долгов 4 курсом.

Тема: Долги РРЯ


https://zoom.us/j/91679413374?pwd=aDZUbWdLenQrQ3RBQzJLSTFRSG1NQT09
Идентификатор конференции: 916 7941 3374
Код доступа: 58rKTG

 

 

Задание на 10 декабря 2020 г.:

1. Прочитать текст, составить описание Ники.

2. Отчет по работе с подопечными в трёх стилях: начало в официально-деловом (конкретные данные: с кем, когда, как, где), середина в разговорном (чем занимались), конец в художественном (результаты работы и выводы о студенте, его способностях и под.). Текст должен быть единым целым, но каждая часть должна быть написана в ярко выраженном указанном стиле.

 

В 18:00 состоится конференция для сдачи долгов 4 курсом.

Тема: Долги РРЯ


https://zoom.us/j/91679413374?pwd=aDZUbWdLenQrQ3RBQzJLSTFRSG1NQT09
Идентификатор конференции: 916 7941 3374
Код доступа: 58rKTG

 

 

Задание на 3 декабря 2020 г.:

1. Прочитать рассказ "Оккультные тайны Востока". Подготовить пересказы текста от лица разных действующих лиц.

Виктор Пелевин. Один вог.

Тест по стилям речи. Доступен до 15:53 22 ноября.


Задание на 28 ноября 2020 г.:

1. Устное сочинение по изученным произведениям (см. список к 19 ноября). В сочинении должно быть 1) общая тема всех произведений; 2) аргументированное разделение на подгруппы; 3) краткое описание каждого произведения (основная идея, особенности, отличия от других произведений и важные для содержания качества персонажей); 4) аргументированный личный выбор (какое произведения произвело наибольшее впечатление -- именно в связи с данной темой); 5) общие выводы по теме.

Помните: КРАТКОСТЬ --- СЕСТРА ТАЛАНТА! Ваша задача написать короткое сочинение, максимально полно выполнив все пункты задания.

 

Задание на 19 ноября 2020 г.:

1. А. Послушать песни и посмотреть мультфильмы и фильм.
Б. Сформулировать общую тему всех произведений и разделить произведения на группы по подтемам (также сформулировать их) на основании сравнения (то есть аргументировано, с цитатами из текстов).
В. По каждому произведению ОДНОЙ фразой сформулировать основное содержание, основную идею.
Г.
Дать краткую характеристику главным персонажам произведений.

"Легенда о Данко" (будем читать на занятии, заранее можно не читать, если не хватит времени и сил);
Левитанский (слова, песня);
Машина времени "Костер";
Никитин "Думайте сами...";
"Адажио";
"Икар и мудрецы";
"Что случилось с крокодилом";

"Чучело" (1 серия, 2 серия)
.

 

 

Задание на 5 ноября 2020 г.:

1. Прослушать три варианта песни "Апостол Андрей" (1, 2, 3). Сделать анализ содержания (объяснить метафорическое значение текста --- не более 5-6 предложеий). Сравнить варианты исполнения, распределить по степени соответствия оформления и содержания, объяснить свой выбор.

 

Задание на 31 октября 2020 г.:

1. Связаться со своим подопечным первокурсником, помочь сделать домашнее задание. Составить короткий отчёт о первой встрече в официально-деловом стиле и разговорном (то есть то же самое, но в другом стиле).

2. Сравнительное сочинение по произведениям:
--- И. А. Бунин "Холодная осень" (вариант для экрана),
--- песня "Лучшая песня о любви" группы "Виокосный год" (текст),
--- песня "Лебединая верность" (текст),
--- рок-опера А. Рыбникова "Юнона и Авось" (видео спектакля с титрами на русском языке, краткое содержание);
--- дополнительно нужно привлечь информацию об историях любви Ф. И. Тютчева, А. А. Фета
--- и найти подобное произведение/историю из сербской культуры.