Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Филологический факультет
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

VI Международная научная конференция

«Русская литература XX–XXI веков как единый литературный процесс (проблемы теории и методологии изучения)»

18–19 декабря 2018 года

Программа

Кафедра истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова 1819 декабря 2018 года проводит VI Международную научную конференцию

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX–XXI ВЕКОВ КАК ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС (ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ)»

Планируется работа следующих секций:

1. Теоретические аспекты изучения русской литературы ХХ — начала ХХI веков

2. Национальные и региональные аспекты литератур народов России

3. Литературный процесс ХIХ — начала ХХ вв.

4. Русская литература первой половины ХХ века

5. Русская литература второй половины ХХ века

6. Современный литературный процесс

7. М. Горький, А.И. Солженицын: два юбилея 2018 года

8. Проблемы литературы для детей и подростков

Желающим выступить с научным докладом необходимо сообщить его тему и прислать аннотацию до 31 января 2018 года.

Также планируется к началу конференции издать сборник развернутых тезисов докладов в форме кратких статей (до четырех страниц через 1,5 интервала, кегль 12, шрифт Times New Roman) на электронном носителе.

Темы докладов должны соответствовать теме конференции .

Не соответствующие теме конференции и оформленные не по правилам тезисы не принимаются.

Предлагаем присылать Ваши материалы по электронной почте ruslitxx@philol.msu.ru. Просьба не забывать сообщать свой почтовый адрес, электронный адрес и (в случае наличия) факс.

Срок представления тезисов — до 20 августа 2018 года.

Телефон кафедры: +7 (495) 939-26-42. Ответственные за приглашения от оргкомитета — доценты Ольга Святославовна Октябрьская и Наталья Александровна Нерезенко.

С уважением, Оргкомитет




ПРОГРАММА

Информационное письмо

Пленарное заседание

Ведущий — М.М. Голубков

Вступительное слово декана филологического факультета проф. М.Л. Ремневой

  1. Ковтун Н.В. (Красноярск) Тема мастера и его судьбы в прозе А. Солженицына, В. Шукшина и В. Распутина (к постановке проблемы)
  2. Доманский Ю.В. (Москва) Художественный мир и мир реальный
  3. Солнцева Н.М. (Москва) Борис Григорьев и Николай Клюев (история отношений и творческих связей)
  4. Султанов К.К. (Москва). Историческая память и национальный нарратив: к вопросу об идентичности

Секция 1: «Теоретические аспекты изучения русской литературы ХХ — начала ХХI веков»

  1. Закуренко А.Ю. (Москва) Романное сознание как типологическая основа литературного процесса
  2. Автухович Т. Е. (Гродно, Беларусь) Экфрасис в русской и белорусской поэзии начала ХХI века
  3. Лоскутникова М. Б. (Москва) Исследовательские векторы XX-XXI веков в изучении стилевой парадигматики русской прозы
  4. Житенев А. А. (Воронеж) Категория «актуальности» в литературных дискуссиях 2000-х гг. и ее оценочные значения
  5. Астрахан Н. И. (Житомир, Украина) Интерпретационные стратегии современного литературоведения
  6. Иерей Георгий Белькинд (Москва) Пневматология культуры и эстетическая категория «возвышенного»
  7. Ван Лидань (Тяньцзинь, Китай) К вопросу об элементах мениппеи в драматургии И. Вырыпаева
  8. Кучина Т. Г. (Ярославль) Семиотика молчания: о метапоэтических аспектах лирики современных авторов
  9. Блищ Н.Л.(Минск, Беларусь) Писатель как персонаж в русской литературе ХХ века
  10. Именных А.И.(Москва) История trauma studies в современном российском литературоведении
  11. Арсенова Т. А. (Екатеринбург) Биспациальность как инвариант поэтического мира Бориса Рыжего. К вопросу о семиотическом потенциале «инициального рубежа» в судьбе художника
  12. Быстров Н.Л. (Екатеринбург) Безобразное и прекрасное в творчестве Бориса Рыжего: к вопросу об источнике одной поэтической формулы.
  13. Минеева И.Н. (Петрозаводск) Литературоведческий дискурс в романе М.В.Тлостановой «Залумма Агра»
  14. Дубровская С.А.(Саранск) Проблема серьезности в книге М.М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»
  15. Ли Чжэнчжун (Пекин, КНР) Из глубины речевых жанров советского литературоведения — очерк о превосходстве теории «карнавализации»
  16. Зотов С.Н. (Таганрог) Русский модернизм и литературный процесс
  17. Абишева С.Д. (Алматы, Казахстан) Поэтическая повторяемость как знак неповторимости «Московского времени»
  18. Кротова Д.В.(Москва) Неомодернизм как тенденция современной русской литературы
  19. Кислова Л.С. (Тюмень) Травелог как «жанр десятилетия» в русской литературе ХХIвека
  20. Хлебус М.А. (Москва) Концепт «язык» в современной русской литературе
  21. Лю Мяовэнь (КНР) Термин «метапроза» в англоязычных исследованиях
  22. Арпентьева М. Р. (Калуга) Проблемы современной нонфикшн-литературы
  23. Обласова Т.В.(Тюмень) Достраивание «сверхсюжета» о поэте-пророке в поэзии ХХ века.

Секция 2: «Национальные и региональные аспекты литератур народов России»

  1. Бадуева Г.Ц. (Шанхай, КНР; Улан-Удэ). Мотив связи поколений в прозе Д. Эрдынеева
  2. Булгутова И.В. (Улан-Удэ). Поэтика повествования в романе В. Бараева «Гонец Чингисхана»
  3. Богданов Г.А. (Эрлинген, ФРГ) Чувашская поэзия второй половины ХХ — начала ХХI века (на примере творчества поэта и переводчика Геннадия Айги)
  4. Сорокина В.В. (Москва) Повествовательные формы новейшей русскоязычной азербайджанской литературы
  5. Гилёва Е.Ф. (Москва) Тема депортации в современной ингушской литературе
  6. Монисова И.В. (Москва) Проза кинематографиста и проза художника: к проблеме синтеза искусств в национальных литературах
  7. Шамуратова З.А. (Нукус, Узбекистан) Творчество русских писателей Каракалпакии в контексте диалога культур
  8. Дворцова Н.П. (Тюмень) Реконструкция ненецкой мифологии в литературе рубежа ХХ—XXI веков
  9. Давыдов О.М. (Челябинск) Геопоэтические фронтиры в структуре южноуральского литературного сказа
  10. Ибрагимов М.И. (Казань, Татарстан) Маркеры идентичности в творчестве русскоязычных писателей татар
  11. Еникеев И.А. (Казань, Татарстан) Традиции русской литературы в творчестве русскоязычного писателя Татарстана Равиля Бухараева
  12. Николетич Сандра (Хорватия). Рецепция русских писателей в Хорватии в начале XXI века.

Секция 3: «Литературный процесс рубежа ХIХ—ХХ веков»

  1. Красовский В.Е.(Москва) «Русская и западноевропейская поэзия в критике журнала „Аполлон“ (1911-1917)»
  2. Леденев А.В. (Москва) Поэтика созерцания в стихотворениях М. Кузмина «Фузий в блюдечке» и Г. Иванова «Глядит печаль огромными глазами...»
  3. Крылова Д.П. (Москва) Искусство «крика» и другие черты экспрессионисткой поэтики в творчестве В. Маяковского.
  4. Чиан Чиех Хан (Тайбей, Тайвань)Тело и вещь в драме Л. Андреева «Собачий вальс»
  5. Хайрулина О.И. (Москва) Концепция личности. Образ убийцы в прозе Л.Н. Андреева.
  6. Чжан Юйвэй ( Китай) «От „Голубой звезды“ к „Золотому узору“: цветовая палитра в творчестве Б.К. Зайцева»
  7. Коршунова Е. А. (Москва) Архетип сюжета о Дон Жуане в одноименной поэме С.Н. Дурылина: источники, литературные связи
  8. Казеева Е.А. (Саранск) Виды и функции пейзажа в юношеской прозе А.И. Тинякова (Одинокого)

Секция 4: «Русская литература первой половины ХХ века»

  1. Семина А.А. (Москва) «Розы» Г. Иванова как полемика с поэмой Блока «Двенадцать»: опыт интерпретации
  2. Купченко Т.А. (Москва) Эволюция жанра поэмы В. Маяковского «150 000 000» в процессе создания: от анонимной былины к авторской эпической поэме (на основе текстологического анализа архивных материалов)
  3. Ян Шень (КНР) «Иероглиф» как одно из ключевых понятий эстетики обэриутов
  4. Нижник А. В. (Москва) «Брошюрка кладет личинку. Из личинки же родится мысль». «Исторический материализм» О. Мандельштама
  5. Ливская Е.В. (Калуга) Авторский миф как основа "экспериментальной прозы«1920-1930-х годов: на материале романа «Козлиная песнь» К. Вагинова
  6. Дронова Т.И. (Саратов) «Авторские повествовательные стратегии в историческом романе О. Форш „Современники“: проблема жанрового синтеза».
  7. Хван Л. Б., Оразымбетова Ш. А. (Узбекистан). Художественное мастерство М. Булгакова: приемы создания образа Воланда-«сверхтипа» в романе «Мастер и Маргарита»
  8. Кольцова Н.З. (Москва) Кинопоэма «Мёртвые души» М. А. Булгакова как «черновик» романа «Мастер и Маргарита»
  9. Стефанов Орлин (София, Болгария) Великие комбинаторы? — код Ильфа и Петрова
  10. Новикова Н.В. (Саратов) И. Вольный: «Повесть о днях моей жизни, радостях моих и злоключениях» (на перекрёстке традиций)
  11. Романова К.С. (Москва) Ранняя стадия формирования соцреализма: стилевые поиски в «турецкой прозе» П.А. Павленко
  12. Неклюдова О.А. (Москва) Кинематографическая поэтика двух редакций романа А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».
  13. Васильева Г. М. (Новосибирск) Заглавие как семантико-символическая система: «По ту сторону Тулы» А. Николева
  14. Летаева Н.В.(Москва) Парадигма имени в заголовочном дискурсе женской прозы русского зарубежья
  15. Кочеткова О.С. (Минск, Беларусь) «Автоматические стихи» Бориса Поплавского как явление русского сюрреализма
  16. Янь Куань (КНР) Темпоральная поэтика дебютных романов В.Набокова и Г.Газданова: способы фиксации времени

Секция 5: «Русская литература второй половины ХХ века»

  1. Зыкова Г.В. (Москва) Самиздат Н.И. Глазкова в собрании Вс.Н. Некрасова (по материалам личного архива)
  2. Мельничук Е.П. (Москва) Художник и власть как предмет творческой рефлексии в неофициальной литературе 50-60-х годов
  3. Соколов Б.В. (Москва)Влияние нормативной эстетики на работу автора с источниками литературных образов (На примере повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и романа Петра Проскурина «Судьба»)
  4. Воронина Т.М. (Вологда) Дуэт судьи и жертвы в автобиографическом цикле В.Ф. Тендрякова
  5. Зубарева Е.Ю. (Москва) «Ландшафтная проза» В.П. Некрасова в контексте литературной традиции: Образ Италии
  6. Зубова О.В. (Москва) К вопросу о литературоцентричности художественного мира В.М. Шукшина
  7. Гун Цинцин (КНР) Музыка и текст в повести В.С. Маканина «Где сходилось небо с холмами»
  8. Коржова И.Н. (Орск) Мифологема «смерть — воскресение» и художественное время в поэзии К.М. Симонова
  9. Матвеева Ю.В. (Екатеринбург) Российский/советский хронотоп в поэзии И. Елагина: к проблеме единства русской литературы эмиграции и метрополии
  10. Лалетина О. С. (Санкт-Петербург), Линь Яюнь (Китай) Метрико-строфический репертуар М. Г. Визи: к проблеме описания стиха русской эмигрантской поэзии ХХ века
  11. Чернова А. (Москва) Этнопоэтические константы в лирике поэтов ХХ века: Н.Рубцова, Н.Тряпкина и Ю.Кузнецова
  12. Черникова Н.А. (Москва) Проблематика русской «деревенской прозы»: взгляд из Болгарии(1980-е- 2000-е гг.)
  13. Шинкарук В. Е. (Москва) «Пресса для детей» и «шум времени»: К истории создания журнала «Юность»

Секция 6: «Современный литературный процесс»

  1. Суровцева Е.В. (Москва) К вопросу о функционировании жанра жития святителей: на материале двух вариантов жития Тихона Белавина
  2. Колмакова О.А. (Улан-Удэ) Мифологема «Русский народ-богоносец» в постмодернистской прозе конца XX — начала XXI века
  3. Иордани Н.П. (Москва) Древнерусские аллюзии в роман Владимира Сорокина «День опричника»: типология языковой стилизации
  4. Ничипоров И. Б. (Москва) Молодежная среда на переломе эпох: роман Алексея Иванова «Общага-на Крови»
  5. РуденкоМ.С.(Москва) «Метафизический реализм» А. Иванова
  6. Крупчанов А.Л. (Москва) Поиск «утраченного рая» и столкновение цивилизационных принципов в трилогии А.Иванова «Путешествие Ханумана на Лолланд», «Бизар» и «Исповедь лунатика».
  7. Борисова У.Ю. (Воронеж) Центон как категория литературоведения (на материале пьесы-романса А.И. Чепалова «Святая грешница Евлалия»)
  8. Моисеева В. Г. (Москва) Фантастический реализм Алексея Сальникова
  9. Спиваковский П.Е. (Москва) Метарелятивистская картина мира в романе П.В. Крусанова «Укус ангела»
  10. Лосева Н.В. (Тверь) Духовный реализм в романах Юрия Красавина
  11. Шпилевая Г.А., Толчеева Е.А. (Воронеж) Революция и космос в романе З. Прилепина «Санькя»: к вопросу о «сверхтексте» как категории литературоведения
  12. Го Вэй (КНР) Китайские образы и темы в русской литературе (на примере творчества В. О. Пелевина)
  13. Осьмухина О. Ю. (Саранск) Мифопоэтический контекст романной прозы В. Пелевина 2000-2010-х гг.
  14. Ибадова Нармина Эльшад кызы (Москва) Художественное время в романах Юрия Полякова
  15. Дин Ин (Ding Ying) (Пекин, КНР) Тема Урала в романе О. Славниковой «2017»
  16. Шестакова Ю.Ю. (Москва) «Минералогическая» образность в романе Ольги Славниковой «Прыжок в длину»
  17. Бочкина М.В. (Москва) Время и человек в романе Е.Водолазкина «Авиатор»
  18. Буровцева Н.Ю. (Тайбэй, Тайвань) О верлибрических миниатюрах Андрея Сен-Сенькова
  19. Гудкова С.П.(Саранск) Книга стихов на рубеже XX— XXI столетий: жанровая специфика, типологические разновидности
  20. Нагорная Н.А. (Белгород) Сакральный персонаж в песенной поэзии Бориса Гребенщикова
  21. Бокарев А. С.(Ярославль) Субъектная организация лирики М. Степановой

Секция 7: М. Горький, А.И. Солженицын: два юбилея 2018 года

  1. Голубков М.М.(Москва) Два юбилея 2018 года: Горький и Солженицы пространстве русской литературной истории ХХ века
  2. Колобаева Л.А. (Москва) Структура и смысл художественного произведения в понимании А.И. Солженицына
  3. Умеров Ш.Г. (Москва) «До чего не допишешься в этой вторичной литературе...» Очерковая эпопея А.И. Солженицына
  4. Михайлова М.В. (Москва) Горький — символист? (Пьеса «Фальшивая монета»)
  5. Богданова О. В. (Санкт-Петербург) Концептуально-образная структура триптиха М. Горького «Старуха Изергиль»
  6. Крылов В.Н. (Казань) Роль критики в формировании литературной репутации М. Горького
  7. Шаронова Е.А. (Москва) Карнавал смерти в трилогии М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»
  8. Васильева И.В. (Москва) Типология женских образов в творчестве М. Горького 1910-х годов
  9. Назарова А.В. (Москва) Образ интеллигенции в романах М. Горького «Жизнь Клима Самгина» и Е.Н. Чирикова «Отчий дом».
  10. Кознова Н.Н. (Санкт-Петербург) «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Окаянные дни» И. Бунина — диалог со временем: эволюция публицистической риторики и устойчивость стилевых доминант
  11. Жуйкова Е.В. (Москва) Война глазами Воротынцева: к вопросу об авторской позиции в «Красном колесе» А. Солженицына
  12. Ванюков А.И. (Саратов) Пословицы и поговорки в структуре «Апреля Семнадцатого» А. Солженицына как формы выражения авторской концепции
  13. Богданов Г.А. (Эрланген, ФРГ) Лагерная тема в контексте русской литературы на примере рассказа «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
  14. Цзюньжу Би (КНР) Образы жён заключённых в романе А.И.Солженицына «В круге первом»

Секция 8: «Проблемы литературы для детей и подростков»

  1. Октябрьская О.С.(Москва) Принципы формирования списка литературы для детей от 0 до 10 лет
  2. Орлова Г.К.(Москва) Мистификация как художественный прием в структуре волшебной повести Анастасии Строкиной «Кит плывет на север».
  3. Ши Юйцин (КНР) Языковые средства комического в цикле рассказов В.Ю. Драгунского о Денисе Кораблёве
  4. Кириллина О.М. «Мультики» М.Ю. Елизарова как современный роман воспитания: попытка воскрешения Отца
  5. Нерезенко Н.А. (Москва) «Деревенская проза» в круге детского и юношеского чтения
  6. Хворостьянова Е.В. (Санкт-Петербург) Лирика С.Е. Вольфа: к проблеме «поэзия прозаика»
  7. Митев Юлиан Николов (Болгария) Место и роли экфрасиса в поэзии для детей Олега Тарутина
  8. Симановская Н.Н.(Москва) Метрико-ритмическая организация поэзии Бориса Заходера

Заключительное пленарное заседание

Ведущий — М.М. Голубков

  1. Чагин А.И. (Москва) Взаимодействие поэтических систем в 1920 — 1930-е годы: между «петербургской школой» и авангардом
  2. Большакова А.Ю.(Москва) Деревенская проза 2 половины ХХ века в полемическом контексте: идеология и художественность
  3. Шеметова Т.Г. Роль иконографии в конструировании и трансформациях мифа о Пушкине в литературе ХХ века
  4. Фенчук О.Н. (Барановичи, Беларусь) «Странная дружба» И.Бунина и М. Горького: проблемавзаимоотношений
  5. Николаева С. Ю. (Тверь) Традиции Ф.М. Достоевского в творческом сознании И.С. Соколова — Микитова
  6. Редькин В.А. (Тверь) Художественная аксиология Николая Тряпкина