Вы сейчас просматриваете устаревшую версию сайта, актуальная версия — https://xxcentury.philol.msu.ru

Сергей Иванович Кормилов

КОРМИЛОВ Сергей Иванович (6.6.1951, Москва). Научные интересы: русская литература XVIII – ХХ вв., теория литературы, стиховедение, история критики ХХ в.

КОРМИЛОВ Сергей Иванович (6.6.1951, Москва). Научные интересы: русская литература XVIII – ХХ вв., теория литературы, стиховедение, история критики ХХ в. Печатается с 1974. Окончил МГУ (1974); преподает на филологическом факультете с 1978. Работал на кафедре мировой литературы и культуры МГИМО (1991 – 1997).
Е-mail: profkormilov@mail.ru


Книги


Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М.: Высшая школа, 1983. 112 с. В соавторстве с В.Е. Хализевым.
Маргинальные системы русского стихосложения. М.: МГУ, 1995. 160 с.
Литературная критика в России ХХ в. (после 1917 г.): Материалы к курсу. М.: Диалог-МГУ, 1996. 64 с. В соавторстве с Е.Б. Скороспеловой.
Поэзия М.Ю. Лермонтова. М.: МГУ, 1997, 1998, 2000; М.: МГУ; Самара: Учебная литература, 2004. 129 с.
Владимир Маяковский. М.: МГУ, 1998, 1999; М.: МГУ; Самара: Учебная литература, 2004. 128 с. В соавторстве с И.Ю. Искржицкой.
Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М.: МГУ, 1998, 2000; М.: МГУ; Самара: Учебная литература, 2004. 128 с.
Основные понятия теории литературы: литературное произведение. Проза и стих. М.: МГУ, 1999; 2002. 112 с.
Поэтика Нажима Давкараева: (Типология и поэтика рассказов Н. Давкараева 20–40-х годов). [Нукус]: Каракалпакстан, 2006. 52 с. В соавторстве с А.А. Амановой.

Составление, редактирование и комментирование книг


Литературные произведения XVIII – ХIХ вв. в историческом и культурном контексте / Отв. ред. М.: МГУ, 1985. 178 с.
История русской литературы ХХ в. (20–90-е годы): Основные имена / Отв. ред. М.: МГУ, 1998. 480 с.
Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. М.: Олимп: ООО «Фирма “Издательство АСТ”», 1999, 2000. 704 с.
Русская литература ХХ в.: Итоги и перспективы / Ред.-сост. М.: МАКС Пресс, 2000. 228 с.
Маяковский В. Стихотворения и поэмы / Сост., вступ. ст., коммент. М.: Детская литература, 2000, 2005. 352 с.
Традиции русской классики ХХ в. и современность / Ред.-сост. М.: МГУ, 2002. 336 с.
Ахматова А. Стихотворения и поэмы / Сост., вступ. ст., коммент. М.: Детская литература, 2003. 352 с.
Русская литература ХХ – ХХI вв.: Проблемы теории и методологии изучения. Материалы Международной научной конференции / Ред.-сост. М.: МГУ, 2004. 472 с.
Фет А. Стихотворения / Сост., предисл., коммент. М.: Эксмо, 2005. 480 с.
Блок А. Стихотворения / Сост., предисл., коммент. М.: Эксмо, 2005, 2006. 480 с.
Русская литература ХХ – ХХI вв.: Проблемы теории и методологии изучения. Материалы Второй международной научной конференции / Ред.-сост. М.: МГУ, 2006. 472 с.
Лермонтов М. Стихотворения / Сост., предисл., коммент. М.: Эксмо, 2005, 2007. 480 с.

Общее число статей и рецензий к 2008 г. – более 600.

Книги С.И. Кормилова


1. Маргинальные системы русского стихосложения. М.: МГУ, 1995 (12 п.л.). Конспективное изложение докторской диссертации по специальности «теория литературы», базирующейся на разнообразном и многочисленном, часто впервые вводимом в научный обиход материале официальной и неофициальной словесности XVIII – ХХ вв. Специально исследованы надписи на памятниках. Плакатах и т.д. («лапидарный слог»), литературные моностихи, метризованная проза, ранний свободный стих.
2. Поэзия М.Ю. Лермонтова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997, 1998, 2000, 2004 (7,5 п.л.). Синтез жанров монографии и учебного пособия. От первого – универсальность проблематики книги и использование всего опыта научного лермонтоведения, от второго – преимущественное внимание к произведениям, включенным в программу для поступающих в вузы.
3. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998, 2000, 2004 (8,5 п.л.). Синтез жанров монографии и учебного пособия. Жизнь и творчество поэта рассматриваются в единстве. Учтена почти вся продукция научного ахматоведения на 1998 год. Проанализированы главные произведения, особенно тщательно – входящие в программу для абитуриентов вузов.
4. Основные понятия теории литературы: Литературное произведение. Проза и стих. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999; 2002 (7,5 п.л.). Учебное пособие для учителей и абитуриентов, основанное на общепризнанных понятиях, но включающее и новые научные положения в случаях, когда они явно превышают статус гипотезы. Особое внимание уделяется проблемам теории прозы и стиха как недооцененным в практике вузовского и школьного преподавания.

Книги в соавторстве


1. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М.: Высшая школа, 1983 (6,3 п.л.). В соавторстве с В.Е. Хализевым. Учебное пособие для вузов. Несоциологическая концепция мировоззрения писателя, исследование его характерологии, художественной изобразительности, философско-исторической концепции и освоения исторических фактов, жанрового своеобразия «Войны и мира».
2. Литературная критика в России ХХ в. (после 1917 г.): Материалы к курсу. М.: «Диалог-МГУ», 1996 (3,5 п.л.). Совместно с Е.Б. Скороспеловой. Расширенная программа курса с определением методологических подходов к изучению данного предмета. Характеристика критики, в том числе «возвращенной» (эмигрантской), по периодам. Обширный список литературы с установкой на возможность выбора наиболее доступных для студента изданий. В целом же материалы адресованы скорее преподавателям вузов, во многих из которых этот предмет не преподается.
3. Владимир Маяковский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998, 1999, 2004 (7,5 п.л.). Совместно с И.Ю. Искржицкой. Учебное пособие, которое может быть полезно как школьникам, абитуриентам, учителям, так и студентам университетов. Полемика с «разоблаченными» публикациями о Маяковском. Использование лучшего из того, что было в советском литературоведении. Биография поэта без умолчаний. Подробный разбор произведений, изучаемых в школе и вузе.
4. Поэтика Нажима Давкараева: (Типология и поэтика рассказов Н. Давкараева 20–40-х годов). Нукус: «Каракалпакстан», 2006 (3,2 п.л.). Совместно с А.А. Амановой. Анализ процесса становления литературной прозы в Каракалпакии (в 1925–1936 годах – в составе РСФСР, ныне автономия Узбекистана) начиная с 1920-х годов под влиянием русской советской литературы. Основное внимание уделяется произведениям Н.Давкараева – характерному явлению становящейся прозы на территории, ранее знавшей лишь поэтический фольклор.