ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУР

(32 ч.)

 

Составители: Л.В.Чернец, А.Я.Эсалнек

                                            

 

                             Вступление (Л.В.Чернец)

 

       Предмет сравнительного изучения литератур – взаимосвязи  национальных литератур, общее и особенное в их историческом развитии.Ограничение тематики сравнительных исследований межлитературными связями в некоторых научных школах (П.Азар, Ф.Бальдансперже, М.П.Гюйяр и др.). Синонимы, обозначающие данное (или сходное) направление литературоведения: сравнительно-историческое изучение литератур, сравнительное литературоведение, литературоведческая компаративистика (от лат. comparativus – сравнительный); соответствующие иноязычные термины: littérature comparée (фр.); vergleichende Literaturwissenschaft, vergleichende Literaturgeschichte (нем.); comparative literature (англ.); letteratura comparata (ит.); literatura comparada (исп.) и др.Актуальность сравнительного литературоведения в условиях тесного взаимодействия национальных литератур, глобализации  культуры  в современном мире. Место компаративистики в системе литературоведения, близость («пересечения») ее проблематики с исторической  и теоретической поэтиками, общим литературоведением. Необходимость широкого общественно-исторического, культурологического контекста сравнительного изучения литератур.Важнейшие научные центры компаративистики (отечественные и зарубежные), традиции отечественной науки  в данной области знания (труды А.Н.Веселовского, В.М.Жирмунского, М.П.Алексеева, Н.И.Конрада и др.).

     Данный  лекционный курс в системе курсов по сравнительному изучению литератур. Трехчастная структура курса: основные понятия и термины; из истории эстетической мысли и литературоведения; типологические категории  и литературный процесс.

 

           I. Основные проблемы, понятия и термины (Л.В.Чернец)

 

     Понятия национальная литература, региональная литература, мировая(всемирная) литература, их соотношение.

     Национальная литература как выражение самосознания народа, ее связь с родным языком, роль в его развитии. Множественность критериев при определении понятия «национальная литература».Различные литературы на одном языке (английская, американская, австралийская); многоязычная литература одной страны (Швейцария, Канада, Бельгия); национальная литература на неродном языке (латынь как литературный язык западноевропейского средневековья; русский язык, используемый  в младописьменных литературах Советского Союза, России); писатели-билингвы (В.В.Набоков,С.Беккет, Ч.Айтматов).Заимствованные слова, иноязычная речь в литературных произведениях(«Война и мир»Л.Н.Толстого, «Evgenia Ivanovna» Л.М.Леонова). 

             Региональная литература (европейская, латиноамериканская),    цементирующие ее  культурные традиции (для европейской литературы – греко-римская античность, христианство).Принципы выделения региональных литератур (языковая, географическая, геополитическая, культурная близость). Спорные вопросы.

          Мировая литература как совокупность национальных литератур;  как их интенсивное взаимодействие, осознаваемое участниками литературного процесса. Формирование последнего понятия в эпоху романтизма.И.-В.Гете о мировой литературе – «расширенном отечестве», о связях между народами, способствующих самопознанию каждой национальной литературы. Образы иностранцев в литературных произведениях, воссоздание инонационального менталитета (роман Ж.де Сталь «Коринна, или Италия», «Фрегат «Паллада» И.А.Гончарова, «Хаджи Мурат»Л.Н.Толстого, «Огненный ангел» В.Я.Брюсова, русская тема в «Волшебной горе» Т.Манна ).

        Уникальность национальных литератур, необходимость преодоления европоцентризма в компаративистике.Вклад национальных литератур в развитие  мировой литературы.

       Роль переводов в интернациональных связях литератур, типология переводов. Понятие языковая картина мира.Перевод как интерпретация произведения, языки-посредники в переводческой деятельности.

     Межлитературные связи и технический прогресс, разнообразие каналов художественной коммуникации. Изобретение книгопечатания, резко ускорившее темпы распространения книги. Расширение и одновременно усиливающееся расслоение аудитории, возрастающая роль посредников (издатели, журналисты, редакторы, профессиональные критики, книгопродавцы и пр.), роль цензуры на пути произведений зарубежных авторов к читателям, «самиздат». Появление на исходе 20 в. электронной книги.

       Сравнительное изучение литератур в свете концепции диалогичности  искусства (в отечественном литературоведении она последовательно развита в трудах М.М.Бахтина, с их сквозной темой: «Я» и «Другой»). Диалог национальных (региональных) литератур, высвечивающий общее и особенное в них. «Компаративизм бодрствует у языковых или национальных рубежей…» (М.П.Гюйяр).

      Формы соотношений между национальными литературами, творчеством  писателей, их представляющих: контактные связи и  типологические схождения. Контакты внешние (знакомство, беседы, переписка писателей: А.С.Пушкин и А.Мицкевич; И.С.Тургенев и Г.Джеймс) и внутренние, творческие (пушкинские вольные переводы из Мицкевича: «Будрыс и его сыновья», «Воевода»; влияние романа Тургенева «Новь» на «Женский портрет» Г.Джеймса). Формы внутренних контактов: перевод, подражание, трансформация произведения-источника и др.Внутренние контакты между писателями-современниками, незнакомыми друг с другом (повествование и в  особенности диалог у Э.Хэмингуэя, увлекшие Ю.Казакова и других советских прозаиков).Воздействие на писателя инонациональных произведений прошлых эпох, роль иностранной литературы в идейном, стилевом самоопределении ( Ж.Ж.Руссо и  Л.Стерн в творческой биографии Л.Толстого; Г.Э.Лессинг и Н.Г.Чернышевский).Продолжение и обновление жанрово-стилевой  традиции в целом («восточные» поэмы Дж.Г.Байрона и «южные» поэмы Пушкина).

      Типологические схождения (аналогии, соответствия) между национальными литературами  как результат  сходных стадий общественно-исторического, культурного развития народов. Особенно наглядное их проявление на ранних стадиях  общественно-исторического развития (при крайней сомнительности каких-либо контактов): напр.,  рыцарский («куртуазный») роман на Западе  в 12-13 вв.(«Ивэйн, или Рыцарь со львом» Кретьена де Труа, «Роман о Тристане и Изольде», «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха) и  поэмы ираноязычных писателей 11-13 вв.(«Лейли и Меджнун» Низами, «Шах-наме» Фирдоуси).

         Проблемы литературной периодизации, ее зависимость от  общественной истории и относительная автономность.Типы художественного сознания: мифопоэтический, традиционалистский, индивидуально-авторский, выделяемые в современном литературоведении (С.С.Аверинцев и др.), как важнейшие вехи собственно литературного развития.Понятия стадии (стадиальности) литературного развития, ускоренного развития национальной литературы (повесть «Джамиля» Ч.Айтматова). Основные стадии развития, литературные направления, устойчивые  стили, сближающие европейские литературы; их хронологический «разброс» в разных литературах (классицизм в Италии, Франции и России; символизм во французской и русской литературах). Типологические категории (роды  и жанровые группы произведений, виды идейно-эмоциональной оценки и др.), их роль в обеспечении преемственности литературного развития и взаимодействии литератур.Типология в сравнительном стиховедении.Типологические схождения литератур как объективная предпосылка для внутренних, творческих контактных связей (Ш.Бодлер и А.А.Блок; Т.Готье и Н.С.Гумилев).

       Вопрос о границах типологических параллелей.Опасность растворения  параллелей,основанных на принципе историзма, стадиальности в развитии литератур, в универсальных структурах человеческого поведения, отражаемых в литературе (напр., мотив «любовь как страдание» сам по себе не может служить  основанием для компаративистского исследования). Современное состояние сравнительного литературоведения, возможности и перспективы этого научного направления – в соотнесении со структурализмом, психоанализом (теория архетипов К.Юнга) и другими методами, принципиально отвлекающимися от общественно-исторической конкретики.                     

      Генезис, структура и функционирование произведения: сравнительно-литературные аспекты. Инонациональные влияния, их роль в творческой истории произведения, подчеркиваемая автором  традиционность жанра, темы («Сонет» А.С.Пушкина). Соотношение понятий и терминов: влияние  и заимствование; творческое усвоение (переработка,трансформация) произведения-источника; подражательность, эпигонство (в частности, массовая повествовательная литература 20 в., где господствуют жанрово-тематические каноны: криминальный, «розовый» романы, фэнтези и др.).Ценностная шкала литературных произведений (классика, беллетристика, массовая литература; градация внутри каждого из этих рядов), влияние литературной моды, нередко идущей из-за рубежа. 

    Творческая активность «принимающей стороны» (если это подлинное искусство), создание писателем нового художественного единства -  не только в эпоху индивидуально-авторских стилей, но и  в традиционалистском  искусстве. Заимствование элементов образного мира: персонажей, сюжетов, деталей (трагедия Ж.Расина «Федра», комедия Г.Филдинга «Дон Кихот в Англии», «Каменный гость» Пушкина, «Тень» Е. Шварца, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова). Применение композиционных  приемов, введенных в литературу иностранным писателем (русское «стернианство», напр. повесть А.А.Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин»). Цитаты и  реминисценции  из произведений иностранных авторов в основном и в рамочном тексте (аллюзийные заглавия, эпиграфы и пр.).Иноязычная речь в русских художественных текстах («Война и мир» Толстого).Стилизации и пародии (Козьма Прутков, рассказ Чехова «Ненужная победа» - стилизация романов венгерского писателя Мора Иокая). Стилистические эквиваленты в вольных переводах. Мистификации (сборник  песен «Гузла» П.Мериме, приписанный        вымышленному сербскому сказителю И.Маглановичу). Современное широкое понимание «интертекста».

      Функционирование произведения в инонациональной среде, его восприятие (рецепция) иностранными читателями и критиками, по сравнению с оценкой  сочинения на родине  писателя. Общественно-исторические, культурные предпосылки популярности творчества  иностранного писателя в тот или иной период, интерпретации его произведений как национальное самовыражение («Гамлет – это Германия» - слова  Ф.Фрейлиграта о немецкой критике Шекспира в 1840-е гг.; особая  актуальность этой трагедии и для русских писателей – Тургенева, Ап. Григорьева и др.- в  1840-1850-е гг.).Как правило, более объективная оценка иностранными критиками злободневных произведений (Ю.Шмидт и другие немецкие критики  1860-х гг. об «Отцах и детях», «Дыме» Тургенева).«Иностранный критик – это для писателя первый представитель потомства» (П.Л.Лавров).Богатство потенциала восприятия классических произведений различных национальных литератур, в совокупности составляющих сокровищницу мировой литературы.

 

        II. Из истории эстетической мысли

        и  литературоведения(Л.В.Чернец)              

                       

     Постепенное формирование в эстетике Нового времени принципов историзма и  народности (национального своеобразия) в подходе к литературным произведениям как предпосылка сравнительного литературоведения. Преодоление традиционализма в художественном сознании: спор «о древних и новых» во французской  эстетике  второй половины 17 в. (Ш.Перро,Н.Буало и др.); сопоставление различных национальных литературных традиций и вкусов («Эссе о драматической поэзии» Дж.Драйдена); творческие  эксперименты, обоснование видов произведений, свободных от предписаний «поэтик» (Д.Дидро, Г.Э.Лессинг о жанре драмы; беседы с читателем в романах Г.Филдинга, Л.Стерна).

      И.Г.Гердер как основоположник исторического изучения литературы, его полемика с «Лаокооном…» Лессинга («Критические леса…»), его глубокий интерес к  фольклору разных народов (сб. «Голоса народов в песнях» 1807 г.).Поиски Гердером законов развития человеческого общества в целом – от низших ступеней к высшим, исследование культуры различных народов мира, включая народы Азии и славянство («Идеи к философии истории человечества»). Трактовка понятий «культура», «традиция»; гуманность как «цель человеческой природы». Гердер о зависимости культуры  народа от климата, формы правления, религии и др. Противоречия концепции Гердера, ее воздействие на романтический историзм.

      Специфика  историзма в эстетике Г.В.Ф.Гегеля, на основе диалектического метода и в рамках  его идеалистической системы. Стадиальность  развития искусств  по Гегелю, исторический принцип рассмотрения поэзии (ее тем, характеров, конфликтов, ведущего пафоса, жанров).Сходные построения Жан-Поля, Ф.Шеллинга и других немецких эстетиков (деление литературы на роды, антитеза героического эпоса и романа и др.). Европоцентризм Гегеля  и критика его А.Н.Веселовским.

        Романтическая революция в искусстве, утверждение индивидуально-авторского художественного сознания. Свобода творчества, стимулирующая обращение писателей к иностранным произведениям, созданным не по «правилам» классицизма, их творческое усвоение (значение Шекспира для Гете, В.Гюго, Пушкина). Романтическая концепция личности, акцентирование  стихии чувств (в противовес просветительскому рационализму) - и реабилитация Средневековья.Рост национального самосознания: интерес к истории своего народа (появление  исторического романа: В.Скотт; популярность баллад на сюжеты из национальной истории), собирание фольклора (гейдельбергские романтики), требование передать в произведении «местный колорит», а также «колорит эпохи»(«Предисловие к драме «Кромвель» Гюго). Осознание тесной взаимосвязи европейских литератур, понятие «мировая литература» (Гете). Сопоставления литератур: «наивной» и «сентиментальной» поэзии (Ф.Шиллер), новых европейских литератур «юга» и «севера» (Ж.де Сталь).

       Возникновение в лоне немецкого романтизма  сравнительно-исторического языкознания (Ф.Бопп, Р.Раск, Я.Гримм, В. Гумбольдт и др.), его быстрое развитие и влияние на литературоведение и фольклористику; многие ученые 19 в. были и лингвистами и литературоведами (Я.Гримм, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня). Позитивизм  в философии (О.Конт, Г.Спенсер) как реакция на умозрительность, метафизичность  систем  Гегеля, Шеллинга и других немецких философов; важнейший принцип  позитивного (т.е., по Конту, научного) исследования -  выведение «законов» из многократно наблюдаемой  последовательности фактов,явлений. Невозможность «чистой» индукции в науке; важность гипотез в создании научных направлений. Идея исторического развития, прогресса, эволюции - в ее разных вариантах – как ведущая в науках о природе и об обществе на протяжении почти всего 19 века.  Сопоставления сходных явлений в фольклоре и литературах разных народов, широта привлекаемого материала, характерные для научных школ 19 в. Генезис произведений, образов, сюжетов  - главный предмет изучения; эвристическая ценность многих гипотез (в целом односторонних), их взаимодополняемость. Методологическая эволюция  ученых (Ф.И.Буслаев, А.Н.Веселовский), условность отнесения их работ к одному направлению (так, Буслаев, А.Н.Пыпин подчеркивали огромное значение заимствований и изучали их  до оформления компаративизма).

           Мифологическая школа  в фольклористике и литературоведении (Я.и В.Гримм, А.Кун, М.Мюллер, Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев, О.Ф.Миллер и др.).* Сближение народной поэзии,

языка и мифа; объяснение сходных образов и сюжетов в поэзии индоевропейских народов их общей древней мифологией (прамифом); солярная, метеорологическая и др.теории.

          Культурно-историческая школа ( И.Тэн, В.Шерер, Г.Лансон, Г.Брандес, Дж.Льюис, А.Н.Пыпин, Н.С.Тихонравов и др.).Литературное произведение – «снимок с окружающих нравов и свидетельство известного состояния умов» (Тэн); уподобление произведения растению, вырастающему на определенной почве; гуманитарных наук – естествознанию. Три различных источника («фактора»), объясняющие особенности произведения: раса, среда, момент («История английской литературы»Тэна); впоследствии – поиски многочисленных дополнительных  «факторов» (В.А.Келтуяла).Сильные стороны метода, его влияние на  социологический, в том числе марксистский, подход к литературе (Г.В.Плеханов).В то же  время – непроясненность связи между «факторами», нивелирование  эстетических достоинств произведений, поскольку последние интересны исследователю  как «памятники» своего времени (сочинения Ф.В.Ростопчина для Н.С.Тихомирова), растворение   художественной литературы в истории  письменности.

        Сравнительно-историческое направление, или компаративизм (Т.Бенфей, Ф.И.Буслаев, А.Н.Веселовский, Алексей Н.Веселовский и др.), его неоднородность. Теория заимствований (миграции) сюжетов, выдвинутая Т.Бенфеем в «Предисловии»  к переводу  «Панчатантры» (1859) -древнеиндийского сборника мифов, сказок, басен. Возведение к этому источнику многих сюжетов европейской повествовательной литературы. По Бенфею, именно заимствования как следствия межнациональных литературных контактов - двигатель литературного развития; задача ученых – выявлять заимствования и контакты. Популярность бенфеевской теории, открытие новых исследовательских перспектив («Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине» А.Н.Веселовского). И односторонность такого  компаративизма, крайности его применения, в частности к русской литературе 18-19 вв.( Алексей Н.Веселовский).

    Несводимость сравнительного литературоведения в целом к  теории заимствований. Для А.Н.Веселовского сравнительный метод  «есть только развитие исторического, тот же исторический метод, только учащенный, повторенный в параллельных рядах, в

видах достижения возможно полного обобщения» («О методе и задачах истории литературы как науки»). Наличие, по  Веселовскому, «встречного течения» в заимствующей литературе.

     Изучение культуры первобытных народов этнографической (антропологической) школой (Э.Тайлор, Дж.Фрэзер и др.), доказательства полигенезиса, самостоятельного зарождения  сходных форм быта, верований, обрядности и пр. в обществах, находящихся на одинаковом уровне цивилизации.«Обитатели озерных жилищ древней Швейцарии могут быть поставлены рядом  со средневековыми ацтеками…» (Тайлор).Значение этих положений для сравнительного литературоведения.

      Обоснование Веселовским типологических параллелей (в терминах современной компаративистики) в «Поэтике сюжетов»: разграничение мотива («простейшей повествовательной единицы») и сюжета – комбинации мотивов; тезис о самозарождении сходных  мотивов  у разных народов «при сходстве или единстве бытовых и психологических условий» и о заимствовании сюжетов, вероятность которого тем больше, чем сложнее комбинация мотивов. «Поэтика сюжетов» как решительное преодоление бенфеизма.

      Веселовский – основоположник исторической поэтики, познавательный центр которой – литературная традиция, «роль и границы предания в процессе личного творчества».Значение его работ по истории поэтического языка, литературных жанров для современной семиотики и одновременно – для  типологии как инструмента изучения литературного процесса. Обширный сопоставительный материал исследований («Три главы из исторической поэтики»). Веселовский о синкретизме искусств в обрядовом хоре, дифференциации поэтических видов, о постепенном становлении литературных родов как содержательных форм в последовательности: эпос – лирика – драма – роман; отражение в этом процессе стадий  развития личности. Плодотворность построений Веселовского прежде всего в применении к традиционалистскому искусству. Противоречия в его концепции,  нерешенность вопроса о специфике  художественной литературы, которую он сравнивал с res nullius, «куда заходят охотиться историк культуры и эстетик, эрудит и исследователь общественных идей» («Из введения в историческую поэтику»).     

   Актуализация в литературоведении конца 19-начала 20 вв. вопросов  о специфике искусства, об устойчивых в потоке времени его свойствах, о структуре произведения; возрождение вкуса к отвлеченному философствованию (над которым иронизировали позитивисты), к эстетике (Б.Кроче, Р.Унгер, А.М.Евлахов).Обоснование теоретической (общей) поэтики  в трудах русских ученых, разных по своей  методологической ориентации (Б.В.Томашевский, П.Н.Сакулин, В.Я.Пропп и др.). Отход от самой идеи историзма во многих  направлениях литературоведения, его философские предпосылки (С.Кьеркегор, Ф.Ницше, Э.Гуссерль, А.Бергсон и др.), возникновение глубинной психологии (З.Фрейд, К.Юнг).

          Упрочение, развитие исторического – и сравнительно-исторического – подхода к литературе в марксистском литературоведении ( «Искусство и общественная жизнь» Г.В.Плеханова, где  прослеживается  возникновение сходных эстетических теорий во Франции и в России 19 - начала 20 в.).  Преодоление теории «факторов» культурно-исторической школы, стремление к монизму в объяснении генезиса произведений, часто  оборачивающееся упрощениями  в проведении типологических параллелей (вульгарная социология: В.М.Фриче, П.С.Коган).

       Восприятие, интерпретация литературных произведений, ставшие предметом  литературоведческого исследования  еще в психологической школе  (А.А.Потебня, А.Г.Горнфельд, Д.Н.Овсянико-Куликовский и др.), подчеркивавшей активную роль читателя в  порождении содержания («идеи»), поскольку  образ – многозначен. Духовно-историческая школа (В.Дильтей и др.) о специфике гуманитарного знания, разграничение наук о природе и наук «о духе», о понимании как их основном методе. «Эстопсихология» Э.Геннекена. Перспективы, открывающиеся перед сравнительным литературоведением, ставящим в центр исследования читательское восприятие. Т.Элиот о новом  «чувстве истории», о видении  всей европейской литературы (начиная с Гомера) как  «единовременного ряда» («Традиция и индивидуальный талант»).

     Важность применения в компаративистике принципа историзма при изучении не только генезиса, но и  функционирования произведений.     

 

                                                                              

      III. Типологические категории и литературный процесс

                                           (А.Я.Эсалнек)

 

             Типологический подход как результат, продолжение и развитие сравнительного изучения литератур. Варианты обозначения данного подхода: историко-типологическмий, типологический. Разработка типологических категорий, сближающих разные национальные (региональные) литературы как одно из магистральных направлений в развитии отечественного литературоведения (начиная с 1960-х гг.).[*]

     Формирование и упрочение понятий  типология и типологический принцип в русской науке 1960-х гг.Обоснование данных понятий и терминов в теоретических и историко-литературных работах В.М.Жирмунского; их сопоставление с терминологией предшествующих ученых, в частности А.Н.Веселовского. Жирмунский  о разграничении  понятий: типологические схождения и аналогии / влияния и заимствования.Опора Жирмунского на марксистские принципы понимания мирового общественно-исторического процесса, в частности на работы Г.В.Плеханова. Идея единства и закономерности этого  процесса и связанная с ней идея стадиальности историко-литературного развития. Зарождение идеи стадиальности в «Эстетике» Гегеля, выделявшего три стадии в развитии искусств: символическую, классическую, романтическую.Трактовка и развитие идеи  стадиальности в развитии литератур в трудах Г.Н.Поспелова.

     Идея единства и закономерности общественно-исторического процесса в обосновании понятия всемирная литература в русской науке 1970-х гг. (М.Б.Храпченко, И.Г.Неупокоева и др.), ее развитие в трудах Н.И.Конрада, посвященных сопоставлению западных и восточных литератур. Особое внимание ученого к эпохе Возрождения как одной из наиболее значимых стадий в развитии мировой общественной мысли; дискуссионность вопроса о Возрождении в России, в странах Востока. Критика теории глобализации мирового общественно-исторического процесса.Необходимость признания неповторимости и уникальности   каждой национальной литературы, ее истории, вариативности таких стадий и направлений в искусстве, как Возрождение, барокко, классицизм, романтизм и др.Уточнение возможностей типологического подхода в изучении указаннвх явлений в той или иной национальной литературе.

      Новый подход к пониманию стадиальности в развитии литератур в работах 1980-90-х гг., посвященных проблемам  исторической поэтики. Выделение трех этапов и соответствующих трех типов художественного сознания: архаического, или мифопоэтического; традиционалистского, или нормативного; индивидуально-авторского  (С.С.Аверинцев, М.Л.Андреев, М.Л.Гаспаров, А.В.Михайлов). Соотношение типологии художественного сознания с программами  литературных направлений (классицизм, романтизм).

       Типологические категории в литературоведении: литературные роды и жанровые группы; творческие методы (принципы отражения действительности) и устойчивые стили; виды идейно-эмоциональной направленности, или виды пафоса (героика, трагизм, драматизм, романтика, сентиментальность, комизм, юмор, сатира и т.д.).Дискуссионные вопросы, связанные с самим выделением названных категорий, с терминологией. Две основные задачи при изучении типологических категорий – уяснение их сущности  и возможностей использования в целях классификации  произведений, необходимой  при рассмотрении и литературного процесса, и творчества писателя. Особая важность типологических категорий в компаративистике.

      Категория литературного рода и ее обоснование (работы Г.Н.Поспелова, Л.Я.Гинзбург, В.Д.Сквозникова, В.Е.Хализева,В.В.Кожинова, В.И.Гусева и др.).Современное осмысление концепций литературного рода в немецкой классической эстетике (Гегель, Жан-Поль, Шеллинг), традиций В.Г.Белинского, А.Н.Веселовского; концепции западных ученых ХХ  в. (Б.Кроче, Э.Штайгер и др.).Споры о критериях деления на роды, о самом их числе .Примеры анализа произведений в аспекте родовых качеств.

     Категория литературного жанра, типологическое изучение жанров.Жанр как содержательная форма, соотношение категорий жанра и рода. Различные точки зрения на принципы выделения жанров (В.М.Жирмунский, А.Н.Соколов, В.Д.Днепров, В.В.Кожинов, Е.М.Мелетинский и др.).Типологии жанров, обоснованные М.М.Бахтиным (жанровые каноны и романизированные жанры), Г.Н.Поспеловым (мифологические, героические, этологические, или нравоописательные, романические, героико-романические жанры), а также другими учеными (М.С.Каган, П.Хернади и др.).Перспективность данных концепций при сравнительном изучении литератур.Ведущее место, занимаемое в жанрологии романом и героическим эпосом. Дихотомический подход к изучению эпических жанров (героический эпос / роман), заявленный Гегелем, продолженный Белинским, Веселовским и др. Разграничение героического эпоса и романа по содержательным признакам, их стилеобразующая роль.Теория романа, развитая в цикле работ М.М.Бахтина («Эпос и роман», «Формы времени и хронотопа в романе» и др.); полемика вокруг нее. Новые аспекты  в  изучении природы жанра, его функций, в теории романа, в построении  внутрижанровых типологий (В.Г.Одиноков, А.Д.Михайлов, В.М.Маркович, Л.В.Чернец, А.Я.Эсалнек, Ю.В.Стенник, Н.Д.Тамарченко и др.).

      Категория творческого метода, его модификации. Обоснование данной категории в советском литературоведении 1920-30-х гг.Принципы выделения методов, особая дискуссионность этой  проблемы (дихотомия / политомия методов, их возникновение, повторяемость в литературном процессе, познавательная ценность разных методов и др.), дальнейшие споры о методе (Г.Лукач, М.А.Лифшиц, Л.И.Тимофеев, У.Р.Фохт, Г.Н.Поспелов, П.А.Николаев, И.Ф.Волков, Л.Г.Андреев и др.); западные ученые о реализме и других методах (Р.Уэллек, Р.Гароди и др.). Соотношение творческого метода и литературного направления.Современные трактовки романтизма, реализма, модернизма, постмодернизма, их значение для компаративистики.

      Категория литературного стиля как объект типологического рассмотрения. Интерес к типологии стилей в искусствознании и литературоведении начала ХХ в. (К.Фидлер, А.Гильдебранд, Г.Вельфлин, О.Вальцель, П.Н.Сакулин, В.Ф.Переверзев, В.М.Фриче и др.). Литературоведческий и лингвистический подход к стилю, стиль и стилистика. Теоретические определения стиля  в работах 1960-70-х гг. (А.Н.Соколов, Г.Н.Поспелов, Д.С.Лихачев, А.В.Чичерин, Н.К.Гей и др.). Стилевые доминанты и системность стиля. Понятия  «большой стиль», «великий стиль». Соотношение стиля и  рода, жанра; стиля и метода, направления. Примеры стилевого анализа произведений. Стилевые типологические схождения и  контактные связи (влияния, подражания и пр.) как предмет изучения компаративистики.

      Категория идейно-эмоциональной направленности (пафоса), виды пафоса. Развитие традиций немецкой эстетики ХIХ в. в понимании пафоса. Современные аспекты в изучении пафоса, а также смежного понятия модус художественности ( Ю.Б.Борев, Е.Г.Руднева, В.Е.Хализев, В.И.Тюпа и др.).

       Термины, обоначающие указанные типологические категории в литературоведении разных стран.Важность соотнесения разных подходов и упорядочения терминологии для для достижения взаимопонимания между учеными разной методологической ориентации.Возможности и границы типологических исследований в сранительном литературоведении.

 

 

 

 

                                     Литература*

 

                                     Основная

 

         Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / Отв. ред. П.А.Гринцер..М.,1994.

          Академические школы в русском литературоведении / Отв. ред. П.А.Николаев. М., 1975. [Гл.I-IV.]

         Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) [1941] // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975.

         Взаимрсвязи и взаимодействие национальных литератур. Материалы дискуссии 11 – 15 янв.1960 / Редкол. И.И.Анисимов [и др.]. М.,1961.

        Дима А. Принципы сравнительного литературоведения [1972] / Пер. с рум. М.,1977.

        Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы [1972] / Пер. со словац. М.,1979.

        Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур [1961]; А.Н.Веселовский и сравнительное литературоведение [1939-1940]; Литературные течения как явление международное [1867] // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение.Л.,1979.
        Конрад Н.И. Проблемы современного сравнительного литературоведения [1959] // Избр. труды. Литература и театр. М.,1978.

        Поспелов Г.Н. Стадиальное развитие европейских литератур. М.,1988.

        Реизов Б.Г. Вопросы периодологии в истории литературы [1969]; Сравнительное изучение литературы [1966] // Реизов Б.Г. История и теория литературы. Сб. статей. Л.,1986.

       Топер П.М.  Перевод  в системе сравнительного  литературоведения. М., 2000. 

            .   Хализев В.Е. Теория  литературы. Учебник. М., 2000. [Гл. VI.]
                                                          
                                                           ***

                  Веселовский А.Н. О методе и задачах истории литературы как науки [1870]; Три главы из исторической поэтики [1898]; Поэтика сюжетов  [1913] // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

                  Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. [Лекции прочитаны в 1817-1829 гг.] / Пер. с нем. М.,1969.Т.2.

                 Геннекен Э. Иван Тургенев / Пер. с фр. Одесса, 1892.     

                 Гете И.-В. Общие размышления о мировой литературе [1827-1832]  // Гете И.-В. Об искусстве / Пер с нем. М.,1975

                Гюго В. Предисловие к драме «Кромвель» [1827] / Пер.с фр.// Собр. соч.: В 15 т. М., 1956.Т.14.

                Драйден Дж. Эссе о драматической поэзии [1668] / Пер. с англ.//
Литературные манифесты западноевропейских классицистов / Собр. текстов, вступит. ст. и общая ред. Н.П.Козловой. М.,1980.
               Перро Ш. Век Людовика Великого [1687] // Спор о древних и новых / Пер. с фр. Сост., вступит. ст. В.Я.Бахмутского.М.,1984.

              Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь [1912] // Плеханов Г.В.
Литература и эстетика: В 2 т. М.,1958. Т.1.

              Сталь Ж .де. О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями [1800] / Пер. с фр. М.,1989.

              Тэн И. История английской литературы [1864] / Пер. с фр.// Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе /Сост., общая ред. Г.К.Косикова. М.,1987.

     Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии [1794-1796] . Пер с нем.//

Собр. соч.:В 7 т. М.,1957.Т.6.

             Элиот Т.С.Традиция и индивидуальный талант [1919] ./ Пер. с англ.// Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе.М.,1987.

 

                                 Дополнительная

     Борев Ю.Б. Эстетика. М.,1969. [Раздел: «Эстетика – система категорий».]

     Бройтман С.Н.  Историческая поэтика. Учебное пособие. М., 2001.

              Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Учебное пособие / Под ред.  Л.В.Чернец [1999]. М.,2000.

      Волков И.Ф. Теория литературы. М.,1995.

      Гачев Г.Д.. Ускоренное развитие литература. М.,1964.

      Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.[1972]. М.,1084.

      Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени.Л.,1980.

              Евлахов А.М. Введение в философию художественного творчества.Варшава, 1910-1912. Т.1-2; Ростов-на /Дону,1917. Т.3. [Т.3.]

               Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М.,1998.

              Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму (проблемы методологии). М.,1998.

              Литературоведение на пороге ХХI  века. Материалы  Международной научной  конференции / Редкол.: П.А.Николаев (отв. ред.) [и др.].М.,1998.  

              Мелетинский Е.М  Введение в историческую поэтику эпоса и романа.М.,1986.

               Наследие Александра Веселовского. Исследования и материалы / Редкол.: П.Р.Заборов (отв. ред.) [и др.]. СПб. , 1992.

               Неупокоева И.Г. История всемирной  литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М.,1976.

              Николаев П.А. Типология и компаративистика: современная жизнь понятий // Филологические науки. 1996. № 3.

              Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.,1972.

              Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения (из истории проблемы). М.,1977. 

              Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике.Очерк историографии. Новосибирск,1999.

               Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении.Роды и жанры литературы / Редкол.: Г.Л.Абрамович [и др.]. М.,1964.

    Чернец Л .В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М.,1982. [Ч.I: “Типология жанров и   литературный процесс”.]

   Чернец Л .В. «Иностранный критик – это  для писателя первый представитель потомства» // Русская словесность. 1996. № 5.

    Эсалнек А.Я. Типология романа. М.,1991.

             Guyard M.F. La littérature comparée. Paris, 1965.

             Hernadi P. Beyond Genre. New Directions  in  Literary  Classification. Ithaca and  London, 1972.  

             Krauss W. Probleme der vergleichende Literaturgeschichte. Berlin, 1963.

             Tieghem P.van. La littérature comparée [1931].Paris, 1951.

             Wellek R..  Concepts of Criticism. New HavenLondon, 1963.

 

                            

                   Словари, библиографические указатели

 

             Литературный  энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М.,1987.

             Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США). Клнцепции, школы, термины: Энциклопедический справочник / Науч. ред. и сост. И.П.Ильин, Е.А.Цурганова. М., 1995.

            Художественное восприятие: основные  термины и понятия (Словарь-справочник) / Ред.-сост. М. В.Строганов. Тверь, 1991.

           

                                           ***

            История русской литературы Х1Х века. Библиографический указатель. Общая часть / Под ред. К.С.Муратовой. СПб.,1993.

            Советское литературоведение и критика. Теория литературы. Библиографический указатель.Книги и статьи 1917-1967 годов: В 4 ч. / Сост. Н.В.Гельфанд, И.В.Голенищева-Кутузова, Ю.Д.Рыскин; Отв. ред. Ю.Д.Рыскин. М., 1989.

             Указатель новейшей избранной литературы по поэтике / Сост. С.Балухатый // Томашевский Б.В.Теория литературы. Поэтика [1925]. М.,1996. [В указатель вошли работы, вышедшие до сент.1925 г.]

            Baldensperger F. und Friederich W.P. Bibliography of  Comparative  Literature. N.Y., 1960.


 

* Мифологическая школа более подробно рассматривается в лекционнои курсе «Сравнительно-историческое  изучение фольклора».

[*] Типологические исследования  в западноевропейской и американской компаративистике ХХ века рассматриваются более подробно в лекционном курсе «Взаимодействие литератур Западной Европы, России, Америки».

*  В прямых скобках  указывается  год  первой  публикации  работы.