Спецкурс «Анализ и интерпретация литературного произведения»

(для студентов третьего курса вечернего  отделения)

 

1.        Принципы рассмотрения литературного произведения: анализ и интерпретация.

2.        Литературоведческая интерпретация: споры по поводу смысловой многозначности художественного произведения и возможностей его адекватного истолкования.

3.        Функционирование литературных произведений и инстанции ценностного отбора.

4.        Ценностные иерархии художественной литературы. Критерии ценностного отбора.

5.        Критика как инстанция ценностного отбора и составная часть литературного процесса.

6.        Критика и литературоведение: различия и точки соприкосновения. Вспомогательные дисциплины литературоведения (текстология, библиография).

7.        Значения термина "читатель": реальный читатель, адресат (воображаемый читатель), образ читателя/слушателя.

8.        Автор и его присутствие в произведении. Основные значения термина "автор".

9.         Формы выражения авторского сознания в лирике. Лирический герой, лирический субъект, герой ролевой лирики; внесубъектные формы выражения авторского "я".

10.     Композиция литературного произведения, её многоуровневость. Основные композиционные приемы.

11.     Сюжет и фабула в эпических и драматических произведениях.

12.     Точки зрения в эпическом произведении. Особенности взаимодействия автора и героев в плане фразеологии. Способы изображения в пространственно-временном плане художественного произведения.

13.     Рамочные компоненты текста и их роль в организации художественного восприятия.

14.     Типы повествования в художественной прозе.

15.     Персонаж как характер (тип, стереотип, "сюжетная пружина"). Система персонажей в эпических и драматических произведениях.

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

А) [обязательная литература]Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М., 1999 (статьи: Автор, Адресат, Заглавие, Лирика, Массовая литература, Персонаж, Персонажей система, Портрет, Психологизм, Сюжет, Творческая история произведения, Функционирование произведения).

Введение в литературоведение / Под ред. П.А. Николаева. М., 1988 (С.172-178, 189-192, 436-442, 444-448, 453-462).

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. (гл.I, 4; гл.III; гл.IV, 5-7).

Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., 1987 (статьи: Анализ, Автора образ, Герменевтика, Интерпретация, Критика литературная, Композиция, Лирический герой, Несобственно-прямая речь, Характер художественный).

Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996 (лекции 2, 6-7, 9).

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996 (С.176-191).

Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970  (гл.1-4).

 

Б) [дополнительная литература]

Атарова К. Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Известия АН СССР, серия литературы и языка. 1976. Т. 35. №4.

Атарова К. Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе // Известия АН СССР, серия литературы и языка. 1980. Т. 39. №1.

Виала А. Рождение писателя: социология литературы классического века // Новое литературное обозрение. №25. 1997.

Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1974(С.153-171).

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. (С.50-86).

Корман Б.О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978 (гл.2).

Элиот Т.С. Границы критики. В кн.: Элиот Т.С. Назначение поэзии. Киев. 1997.

Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIXXX вв. М., 1994.

Словарь-справочник  по литературе. / Под ред. С.И. Кормилова М., 1999.

Яусс Х.  История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. №12. 1995. (С.55-84).