(для
студентов третьего курса вечернего
отделения)
1.
Принципы рассмотрения литературного произведения:
анализ и интерпретация.
2.
Литературоведческая интерпретация: споры по поводу
смысловой многозначности художественного произведения и возможностей его
адекватного истолкования.
3.
Функционирование литературных произведений и инстанции
ценностного отбора.
4.
Ценностные иерархии художественной литературы. Критерии
ценностного отбора.
5.
Критика как инстанция ценностного отбора и составная
часть литературного процесса.
6.
Критика и литературоведение: различия и точки
соприкосновения. Вспомогательные дисциплины литературоведения (текстология,
библиография).
7.
Значения термина "читатель": реальный
читатель, адресат (воображаемый читатель), образ читателя/слушателя.
8.
Автор и его присутствие в произведении. Основные
значения термина "автор".
9.
Формы выражения
авторского сознания в лирике. Лирический герой, лирический субъект, герой
ролевой лирики; внесубъектные формы выражения авторского "я".
10. Композиция
литературного произведения, её многоуровневость. Основные композиционные
приемы.
11. Сюжет
и фабула в эпических и драматических произведениях.
12. Точки
зрения в эпическом произведении. Особенности взаимодействия автора и героев в плане
фразеологии. Способы изображения в пространственно-временном плане
художественного произведения.
13. Рамочные
компоненты текста и их роль в организации художественного восприятия.
14. Типы
повествования в художественной прозе.
15. Персонаж
как характер (тип, стереотип, "сюжетная пружина"). Система персонажей
в эпических и драматических произведениях.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
А) [обязательная литература]Введение в литературоведение / Под ред.
Л.В. Чернец. М., 1999 (статьи: Автор, Адресат, Заглавие, Лирика, Массовая
литература, Персонаж, Персонажей система, Портрет, Психологизм, Сюжет,
Творческая история произведения, Функционирование произведения).
Введение в литературоведение /
Под ред. П.А. Николаева. М., 1988 (С.172-178, 189-192, 436-442, 444-448, 453-462).
Хализев В.Е. Теория литературы.
М., 1999. (гл.I, 4; гл.III; гл.IV, 5-7).
Литературный энциклопедический
словарь. / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., 1987 (статьи:
Анализ, Автора образ, Герменевтика, Интерпретация, Критика литературная,
Композиция, Лирический герой, Несобственно-прямая речь, Характер
художественный).
Жирмунский В.М. Введение в
литературоведение. СПб., 1996 (лекции 2, 6-7, 9).
Томашевский Б.В. Теория
литературы. Поэтика. М., 1996 (С.176-191).
Успенский Б.А. Поэтика композиции.
М., 1970 (гл.1-4).
Б) [дополнительная литература]
Атарова К. Н., Лесскис Г.А.
Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Известия
АН СССР, серия литературы и языка. 1976. Т. 35. №4.
Атарова К. Н., Лесскис Г.А.
Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе // Известия
АН СССР, серия литературы и языка. 1980. Т. 39. №1.
Виала А. Рождение писателя:
социология литературы классического века // Новое литературное обозрение. №25.
1997.
Гинзбург Л.Я. О лирике. М.,
1974(С.153-171).
Корман Б.О. Изучение текста
художественного произведения. М., 1972. (С.50-86).
Корман Б.О. Лирика Некрасова.
Ижевск, 1978 (гл.2).
Элиот Т.С. Границы критики. В
кн.: Элиот Т.С. Назначение поэзии. Киев. 1997.
Кожевникова Н.А. Типы
повествования в русской литературе XIX–XX
вв. М., 1994.
Словарь-справочник по литературе. / Под ред. С.И. Кормилова М.,
1999.
Яусс Х. История литературы как провокация
литературоведения // Новое литературное обозрение. №12. 1995. (С.55-84).