О спецсеминаре.

Спецсеминар для студентов отделения русского языка и литературы 2-4 курсов  работает на протяжении ряда лет. Его крайне широкая тема предложена для того, чтобы студенты имели возможность выбора темы курсовой работы в соответствии с их интересами и склонностями. Студенческие работы последних лет были посвящены произведениям Бунина, Сологуба, Набокова, Блока, Есенина, раннего Маяковского, Мандельштама, Ходасевича, Ахматовой, Г. Иванова.

На первых занятиях, не формируя предлагаемых студентам тем, рассказываю им о круге собственных читательских и литературоведческих интересов в области серебряного века, о том, какого рода темы и какие литературоведческие проблемы  предлагаются для осуждения участникам семинара (и о том, в каких «зонах» я смогу им активно помочь в написании курсовой работы); называю научную литературу, с которой желательно познакомиться; рассказываю о жанре курсовой работы и принципах ее построения.

Формулировка темы, как правило, определяется в беседе (иногда – в ряде бесед) со студентом на протяжении первых двух-четырех недель первого семестра. На тех же первых занятиях рассказываю об установках своего спецсеминара и значении этой формы вузовского филологического обучения: основные соображения таковы:

а) Работа в спецсеминарах и написание курсовых работ – это основная и абсолютно необходимая форма становления и упрочения профессиональных навыков. Курсовая работа называется так именно потому, что создается студентом (обсуждается и пишется) на протяжении двух семестров.

б) Участники семинара решают сами, когда и какие желательны для них мои комментарии. В первом семестре (ближе к его концу) подается в письменном виде и/или зачитывается на занятии семинара предварительный вариант курсовой работы; во втором, начиная с середины марта или в апреле – обсуждение участниками семинара завершенных курсовых работ.

 Если в начале учебного года мне задается вопрос, как будут проходить наши занятия, то отвечаю примерно так: «Да как вы захотите, так и будут проходить». И предлагаю ряд вариантов заполнения времени еженедельных занятий спецсеминара: 1)  Опыты анализа и интерпретации отдельных произведений (например, «Сны Ганга» Бунина, «Обезьяна» Ходасевича, «Соглядатай» Набокова, «Черный человек» Есенина, сравнительный анализ стихотворений «Гамлет» Пастернака и «Лондонцам» Ахматовой); 2) обсуждение какой-нибудь литературоведческой работы (например, «От структурализму к постструктурализму» Г.К. Косикова, статья Д. Е. Максимова о стихотворении Блока «Двойник») или философско-культурологических текстов (например, сопоставление трактата Барта «Мифологии» и статьи Гадамера «Миф и разум»). На занятиях подобного рода говорят в основном студенты. Руководитель лишь эпизодически вмешивается в их монологи отдельными репликами, а развернуто высказывается лишь «под занавес»; 3) реферирование (устное) студентами литературоведческих работ с целью ознакомления с ним других участников семинара и одновременно с установкой на овладение ими этим жанром; 4) доклады студентов по каким-либо теоретико-литературным темам находящимися в русле их курсовых работ; 5) обсуждение разделов учебника «Теория литературы», впрямую связанных с общей темой семинара («Герменевтика», «Основные понятия и термины теоретической поэтики», «Принципы рассмотрения литературного произведения»).

При завершении очередной темы семинарских занятий обычно спрашиваю у студентов, чему бы они хотели посвятить следующую нашу встречу и, как правило, действую в соответствии с их пожеланиями.

На занятии семинара эпизодически, а порой и регулярно приходят его прежние участники – нынешние дипломники и аспиранты, порой выступают с докладами. Иногда появляются студенты из других институтов. Приглашаются на занятия семинара литературоведы, не работающие на филологическом факультете МГУ: приходили и пространно высказывались А.В. Михайлов, В.С. Непомнящий, В.И. Тюпа. Бывали также просмотры и обсуждение спектаклей и фильмов (по понятным причинам ныне это свелось на нет).

На занятиях семинара рассказываю о вновь появившихся работах и изданиях, могущих представлять интерес для студентов; о путях поиска научной литературы, связанной с темой их курсовой работы. Подчеркиваю при этом, что начинать работу над выбранной темой предпочтительно с «вчитывания» в само произведение (филолог, по словам С.С. Аверинцева, - это человек, согбенный над текстом). Стараюсь убедить студентов, что для них оптимальны темы курсовых работ, являющиеся узкими, локальными, о каком-то определенном ракурсе (аспекте) отдельного произведения или группы. Например: «Прошлое как тема «Северных элегий» Ахматовой, «Природа в драматической поэме Есенина «Пугачев»

Отношения с участниками семинара стараюсь строить на началах равенства, по возможности нивелируя дистанцию между собой, литературоведом-профессионалом с большим стажем работы, и ими, еще начинающими. Подчеркиваю, что все мы имеем равное право (как читатели литературы и ее интерпретаторы) на самостоятельное мнение, что я не притязаю на статус «монопольного владельца истины» и охотно признаю несогласие и спор со мной по любым вопросам.

 

                                                                                                       В.Е.Хализев