Аннотация:

 

Общий курс: «Теория литературы»  (68 часов)  читается  студентам 3 –4 курса отделения западных языков и литератур (романо-германского), специализирующимся  в области литературоведения. В первой части курса предполагается  ознакомление с основными этапами в развитии науки о литературе, с середины 18-го века именовавшейся «эстетикой», в связи с чем рассматриваются  труды и концепции, имеющие непосредственное отношение  к изучаемой проблематике, созданные в середине 18-го – первой половине 19-го веков, - Канта, Гегеля, Шеллинга,  русских ученых Белинского,  Надеждина, Галича, Одоевского, Чернышевского, Добролюбова, Григорьева, Дружинина и др  Представляются и анализируются  точки зрения и взгляды  ведущих ученых, второй половины 19-го, а затем 20-го веков, обращавшихся к проблемам теоретического плана, - И.Тэна, Пыпина, Тихонравова, Веселовского, Плеханова, Переверзева, Шкловского, Эйхенбаума , Бахтина, Поспелова, Лотмана, Барта, Деррида и др.

Во второй части курса  обсуждаются вопросы, связанные с пониманием и интерпретацией  художественного произведения как системно организованного целого. В связи с этим вводятся и разъясняются понятия: модель, система, структура, текст, план содержания и план выражения, а также  дополняющие и уточняющие их понятия и термины – проблематика и ее  типы (конкретно-историческая и надысторическая, архетипичность, интертекстуальность, реминисценция, цитата и т.п.). При этом различаются  и потому отдельно рассматриваются структура эпического, лирического и  драматического произведений.

В связи с размышлениями  о сущности  эпического  произведения уточняются понятия:  фабула, сюжет,  хронотоп,  типы сюжета,  повествователь и его вариации, нарративная организация,  дискурс, «точка зрения» и другие понятия нарратологии  («повествовательные инстанции»), предметная детализация, «стилистическая  трехмерность» (Бахтин) повествовательного текста, стилистические варианты речи повествователя (нарратора) и т.д. При  анализе лирического произведения  обосновывается понятие «медитативности» и ставится вопрос о типах лирических текстов в зависимости  от принципа сочетания и соотношения медитативного и предметно-изобразительного начал, объясняется, в чем своеобразие  пространственно-временной и композиционной организации лирического текста. Отмечается  многоаспектная роль художественной речи в лирике – изобразительная,  эмоционально-экспрессивная и композиционная, напоминается о способах  придания экспрессивности художественной речи. В ходе разговора о драматическом произведении ставится вопрос об общности и различии драматического и эпического произведений,  уточняются понятия сценичности,  театральности (В.Хализев), драматургии, драматургического конфликта и его типов.

В третьем разделе курса обсуждаются проблемы, связанные с типологическим изучением литературы. В этой связи  поднимается вопрос о сущности сравнительно-исторического подхода в литературоведении, намечаются основные этапы развития и формирования  данного метода ( работы Веселовского,  ряда зарубежных ученых начала и середины 20-го века, в частности Поля ван Тигема, Бальденсперже, а также Жирмунского, Димы, Дюришина и др.). Типологический принцип изучения в сочетании с конкретно-историческим позволяет научно подойти к выделению и  обоснованию родов, жанров, методов, стилей. При  изучении родов  учитываются работы Гегеля, Белинского, Шеллинга, Веселовского, а также русских ученых середины и конца 20-го века – Тынянова, Гинзбург, Поспелова, Сквозникова, В.Гусева и др. Особое внимание привлекается к категории жанра, при изучении которого учитываются труды и суждения по этому вопросу ученых прошлого, девятнадцатого,  и  двадцатого  века, когда  интерес к проблеме жанров активизировался и вызвал к жизни большое количество исследований, особенно в области  изучения  героического эпоса и романа. В их числе труды Бахтина, его последователей и оппонентов.  Часть из них названа в списке литературы. В этом же разделе обсуждаются вопросы о сущности стиля и метода.

В процессе чтения курса  проводятся коллоквиумы по  следующим темам:

Сущность искусства и его трактовка в работах  ученых ХХ века – с чтением и обсуждением работ М.Бахтина («Автор и герой в эстетической деятельности», «Ответы на вопросы редакции «Нового мира») и Г.Поспелова («Эстетическое и художественное»).

Принципы анализа эпического произведения в аспекте сюжетики и нарративности.   Смысловой, композиционный и стилистический анализ  лирического произведения (на конкретном материале).

Проблемы изучения романа в современной науке (с привлечением статей М.Бахтина, Г.Косикова, А.Эсалнек)..

Постановка вопроса о стиле и его типологии (по материалам серии работ «Теория и типология стилей».

Понятие метода и его продуктивность при изучении литературы прошлого и настоящего (с использованием  соответствующего раздела книги И.Ф.Волкова «Теория литературы. М., 1995).