Аннотация:
Общий курс: «Теория литературы» (68 часов) читается студентам 3
–4 курса отделения западных языков и литератур (романо-германского),
специализирующимся в области литературоведения. В первой части курса
предполагается ознакомление с основными этапами в развитии науки о литературе,
с середины 18-го века именовавшейся «эстетикой», в связи с чем рассматриваются
труды и концепции, имеющие непосредственное отношение к изучаемой проблематике,
созданные в середине 18-го – первой половине 19-го веков, - Канта, Гегеля,
Шеллинга, русских ученых Белинского, Надеждина, Галича, Одоевского,
Чернышевского, Добролюбова, Григорьева, Дружинина и др Представляются и
анализируются точки зрения и взгляды ведущих ученых, второй половины 19-го, а
затем 20-го веков, обращавшихся к проблемам теоретического плана, - И.Тэна,
Пыпина, Тихонравова, Веселовского, Плеханова, Переверзева, Шкловского,
Эйхенбаума , Бахтина, Поспелова, Лотмана, Барта, Деррида и др.
Во второй части курса обсуждаются
вопросы, связанные с пониманием и интерпретацией художественного произведения
как системно организованного целого. В связи с этим вводятся и разъясняются
понятия: модель, система, структура, текст, план содержания и план выражения, а
также дополняющие и уточняющие их понятия и термины – проблематика и ее типы
(конкретно-историческая и надысторическая, архетипичность, интертекстуальность,
реминисценция, цитата и т.п.). При этом различаются и потому отдельно
рассматриваются структура эпического, лирического и драматического
произведений.
В связи с размышлениями о сущности
эпического произведения уточняются понятия: фабула, сюжет, хронотоп, типы
сюжета, повествователь и его вариации, нарративная организация, дискурс,
«точка зрения» и другие понятия нарратологии («повествовательные инстанции»),
предметная детализация, «стилистическая трехмерность» (Бахтин)
повествовательного текста, стилистические варианты речи повествователя (нарратора)
и т.д. При анализе лирического произведения обосновывается понятие «медитативности»
и ставится вопрос о типах лирических текстов в зависимости от принципа
сочетания и соотношения медитативного и предметно-изобразительного начал,
объясняется, в чем своеобразие пространственно-временной и композиционной
организации лирического текста. Отмечается многоаспектная роль художественной
речи в лирике – изобразительная, эмоционально-экспрессивная и композиционная,
напоминается о способах придания экспрессивности художественной речи. В ходе
разговора о драматическом произведении ставится вопрос об общности и различии
драматического и эпического произведений, уточняются понятия сценичности,
театральности (В.Хализев), драматургии, драматургического конфликта и его типов.
В третьем разделе курса обсуждаются
проблемы, связанные с типологическим изучением литературы. В этой связи
поднимается вопрос о сущности сравнительно-исторического подхода в
литературоведении, намечаются основные этапы развития и формирования данного
метода ( работы Веселовского, ряда зарубежных ученых начала и середины 20-го
века, в частности Поля ван Тигема, Бальденсперже, а также Жирмунского, Димы,
Дюришина и др.). Типологический принцип изучения в сочетании с
конкретно-историческим позволяет научно подойти к выделению и обоснованию
родов, жанров, методов, стилей. При изучении родов учитываются работы
Гегеля, Белинского, Шеллинга, Веселовского, а также русских ученых середины и
конца 20-го века – Тынянова, Гинзбург, Поспелова, Сквозникова, В.Гусева и др.
Особое внимание привлекается к категории жанра, при изучении которого
учитываются труды и суждения по этому вопросу ученых прошлого, девятнадцатого,
и двадцатого века, когда интерес к проблеме жанров активизировался и вызвал к
жизни большое количество исследований, особенно в области изучения
героического эпоса и романа. В их числе труды Бахтина, его последователей и
оппонентов. Часть из них названа в списке литературы. В этом же разделе
обсуждаются вопросы о сущности стиля и метода.
В процессе чтения курса проводятся коллоквиумы по следующим темам:
Сущность искусства и его трактовка в
работах ученых ХХ века – с чтением и обсуждением работ М.Бахтина («Автор и
герой в эстетической деятельности», «Ответы на вопросы редакции «Нового мира») и
Г.Поспелова («Эстетическое и художественное»).
Принципы анализа эпического произведения
в аспекте сюжетики и нарративности. Смысловой, композиционный и стилистический
анализ лирического произведения (на конкретном материале).
Проблемы изучения романа в современной
науке (с привлечением статей М.Бахтина, Г.Косикова, А.Эсалнек)..
Постановка вопроса о стиле и его
типологии (по материалам серии работ «Теория и типология стилей».
Понятие метода и его продуктивность при
изучении литературы прошлого и настоящего (с использованием соответствующего
раздела книги И.Ф.Волкова «Теория литературы. М., 1995).