АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

                       (3 курс веч.отд., Л.В.Чернец)
 


                                   
Вопросы и библиография

     1.Литературное  произведение как эстетическая реальность.Понятие эстетической дистанции. Первичная и вторичная  условность.Двоякая установка художественного восприятия.

               Лит.: Асмус В.Ф.Чтение как труд и творчество // Асмус В.Ф.Вопросы теории и истории эстетики: Сб.статей.М.,1968.
                         Введение в литературоведение.Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред.Л.В.Чернец. М.,1999 (ст. «Литературное произведение как художественное единство» /начало/).
/ Далее это учебное пособие обозначается сокращенно:Введение в литературоведение./
     2.Литературное произведение как словесный текст.Рамочные компоненты текста и их роль в организации художественного восприятия.Использование «рамки» для  мистификации читателя.
                 Лит.:Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя.Из истории  псевдонимов и анонимов.М.,1970.(С.111-144 :Псевдонимы – характеристики)
                          Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий // Кржижановский С.Д. «Страны, которых нет».М.,1994. (Или 1-е изд.: Он же.Поэтика заглавий.М.,1931).
                          Введение в литературоведение (ст. “Литературное произведение как художественное единство”, “Заглавие”, “Текст”).
     3.Установление основного (канонического) текста произведения и его комментирование как задачи текстологии.Типы комментария. Обнаружение скрытых цитат.Изучение различных редакций, черновиков, купюр  при реконструкции «творческой истории» произведения.       
                          Лит.:Рейсер С.А.Основы текстологии.Изд.2-е.Л.,1978.(С.19-35;142-168).
                                  Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.М.,1986 ( 2-3 главки по выбору).
                                  Введение в литературоведение (ст. «Текстология», «Творческая история произведения», «Цитата»).
     4.Понятие знака, знаковой системы  применительно к  литературному произведению. «Дешифровка» литературных «кодов» как литературоведческая задача.Примеры литературных «кодов» в традиционалистском и индивидуально-авторском творчестве.
               Лит.: Лотман Ю.М.Лекции по структуральной поэтике // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа.М.,1994.(Гл.1.С.28-58).
                         Пропп В.Я. Морфология сказки.Л.,1928.
                         Лихачев Д.С.Поэтика древнерусской литературы.М.,1979 (С.161-1796 «Метафоры-символы»).
                        Введение в литературоведение (ст.«Знак»).
     5.Родовая принадлежность произведения и его жанр как тип художественной целостности. Возможность сочетания в произведении различных родовых начал, жанровый синтез. Авторские жанровые обозначения как компонент рамы текста, возможность расхождений между читателем (критиком) и писателем в определении жанра произведения. Необходимость соответствия понятийного инструментария типу анализируемого произведения.
            Лит.: Введение в литературоведение ( ст.«Родовая принадлежность произведения», «Эпос», «Драма», «Лирика», «Литературное произведение как художественное единство»).
                     Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и поэтики.М.,1975.
                     Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики.М.,1982 (с.3-25).
     6. Мир (предметный, образный мир) эпических и драматических произведений как  метасловесный уровень текста. Время и пространство мира произведения, преломление в них различных философских, культурно-исторических, научных представлений о времени и пространстве, их символичекие обозначения. Понятие «хронотоп».
                Лит.:Лихачев Д.С. Внутренний мир литературного произведения // Вопр.лит. 1968.№ 8.
                        Гуревич А.Я.Категории средневековой культуры.М.,1984 (раздел: «Что есть время?»,с.103-167).
                       Введение в литературоведение (ст.«Мир произведения»,  «Время и пространство»).
      7. Системность и условность мира произведения, его структура. Художественная деталь как форма «присутствия» автора. Деталь и подробность.Роль «факультативных»  компонентов предметной изобразительности (напр., описаний: пейзаж, интерьер) для интерпретации произведения.
               Лит.: Введение в литературоведение (ст. «Мир произведения», «Деталь»).
                        Добин Е.С.Искусство детали // Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали.Л.,1981.
      8. Персонажи в мире произведения.Соотношение понятий: персонаж (герой ) – характер (тип, личность) – «актор»; система персонажей – система характеров. Концепция личности и  программы литературных направлений. Принципы и приемы изображения  персонажей, заимствование персонажей. Споры критиков и читателей о характере литературного героя.
               Лит.: Введение в литературоведение (ст. «Персонаж», «Система персонажей», «Поведение персонажа»).
                        Белецкий А.И. В мастерской художника слова (раздел «Создание лиц») // Белецкий А.И.Избранные труды по теории литературы.М.,1964.
     9.Композиция произведения: сочетание пространственного и временного принципов;форма  «присутствия» автора.
     Некоторые композиционные приемы  повествовательных произведений: то или иное расположение компонентов сюжета в тексте; темпоритм повествования; повтор и монтаж деталей; полисубъектная структура повествования, скользящая «точка зрения».
           Лит.: Выготский Л.С. Психология искусства. М.,1968. (Гл.7.)
                     Успенский Б.А.Поэтика композиции //Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.,1995.
                     Введение в литературоведение (ст.«Композиция»).
     10.Функционирование литературных произведений.Соотношение понятий: адресат (воображаемый читатель), образ читателя, «реальный читатель». «Литература в литературе».
            Лит.:Белецкий А.И.Об одной из очередных задач историко-литературной науки // Белецкий А.И.Избр. труды по теории литературы. М.,1964.
                    Бахтин М.М.Проблема речевых жанров // Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества.М.,1986.
                   Чернец Л.В. «Как слово наше отзовется…» Судьбы литературных произведений. М.,1995. (Введение). Или: Введение в литературоведение (ст. «Функционирование произведения»).


 

    Зачет по курсу «Анализ литературного произведения». Вопросы
        
                               ----------------------------------------
     1.Литературное произведение как эстетическая реальность. Понятие «эстетическая дистанция».Эстетизм.
     2. Двоякая установка художественного восприятия. Первичная и                    вторичная условность в художественной литературе.
     3. Литературное произведение как словесный  текст. Рамочные компоненты текста и их роль в организации художественного восприятия.
     4. Семиотика имени, псевдонима автора.Поэтика и типология заглавий литературных произведений.
     5. Установление основного (канонического) текста произведения как задача текстологии, зависимость интерпретации  от  особенностей публикации.Комментирование текста, типы комментария.
     6. Цитата, реминисценция, аллюзия в художественном тексте. «Готовое слово».
     7. Возможности структурно-семиотического подхода к произведению.Понятие знака,знаковой системы («кода»), инварианта применительно к литературе.
     8. Литературные «коды» в традиционалистском и индивидуально-авторском  творчестве, их «дешифровка» как задача литературоведения.

     9.Родовая принадлежность литературного произведения. Различные традиции в изучении литературных родов.Соответствие понятийного инструментария типу анализируемого произведения.
    10.Основные функции литературного жанра.Роль жанров и  жанровых подзаголовков для писателя и читателя.Жанровое новаторство. Возможность различных жанровых прочтений произведения.                    
     11.Системы жанров в литературном процессе. Типологическое изучение жанров.Жанровый синтез.
     12.Время и пространство  художественного мира.Важнейшие концепции времени в истории культуры.
     13.Мир произведения, его системность и условность.
     14. Художественная деталь.Виды деталей. Деталь и подробность.Повтор и «монтаж» деталей. Их символика.
     15.Персонаж как характер (тип, личность), образ, «сюжетная пружина»(актор).
     16. Специфика образа человека в литературных родах.Внесценические, собирательные, заимствованные персонажи.Приемы «превращения» и раздвоения.
     17. Споры критиков и читателей о характерах литературных героев. Объективные и субъективные предпосылки  интерпретаций.
     18. Концепции  характера, личности в зеркале «поэтик», «риторик», эстетических манифестов литературных направлений.
     19.Система персонажей в эпических и драматических произведениях. Роль второстепенных, эпизодических персонажей.
     20.Композиция произведения : сочетание пространственнного и временного  принципов. Композиция  как форма «присутствия» автора.
     21.Расположение компонентов  сюжета в тексте, темпоритм повествования  как аспекты композиции.
     22. Полисубъектная  структура  повествования , скользящая  «точка зрения».
     23. Проблема читателя в литературоведении. Соотношение понятий: адресат, образ читателя, «реальный читатель».
     24.Формы функционирования литературных произведений.  “Литература в литературе”.