(3 курс веч.отд., Л.В.Чернец)
Вопросы
и библиография
1.Литературное
произведение как эстетическая реальность.Понятие эстетической дистанции.
Первичная и вторичная условность.Двоякая установка художественного восприятия.
Лит.: Асмус В.Ф.Чтение как труд и
творчество // Асмус В.Ф.Вопросы теории и истории эстетики: Сб.статей.М.,1968.
Введение в литературоведение.Литературное произведение:
основные понятия и термины / Под ред.Л.В.Чернец. М.,1999 (ст. «Литературное
произведение как художественное единство» /начало/).
/ Далее это учебное пособие обозначается сокращенно:Введение в
литературоведение./
2.Литературное произведение как словесный текст.Рамочные компоненты текста
и их роль в организации художественного восприятия.Использование «рамки» для
мистификации читателя.
Лит.:Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя.Из истории псевдонимов и
анонимов.М.,1970.(С.111-144 :Псевдонимы – характеристики)
Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий // Кржижановский
С.Д. «Страны, которых нет».М.,1994. (Или 1-е изд.: Он же.Поэтика заглавий.М.,1931).
Введение в литературоведение (ст. “Литературное
произведение как художественное единство”, “Заглавие”, “Текст”).
3.Установление основного (канонического) текста произведения и его
комментирование как задачи текстологии.Типы комментария. Обнаружение скрытых
цитат.Изучение различных редакций, черновиков, купюр при реконструкции
«творческой истории» произведения.
Лит.:Рейсер С.А.Основы
текстологии.Изд.2-е.Л.,1978.(С.19-35;142-168).
Шанский Н.М. Художественный текст под
лингвистическим микроскопом.М.,1986 ( 2-3 главки по выбору).
Введение в литературоведение (ст.
«Текстология», «Творческая история произведения», «Цитата»).
4.Понятие знака, знаковой системы применительно к литературному
произведению. «Дешифровка» литературных «кодов» как литературоведческая
задача.Примеры литературных «кодов» в традиционалистском и
индивидуально-авторском творчестве.
Лит.: Лотман Ю.М.Лекции по структуральной поэтике // Ю.М.Лотман и
тартуско-московская семиотическая школа.М.,1994.(Гл.1.С.28-58).
Пропп В.Я. Морфология сказки.Л.,1928.
Лихачев Д.С.Поэтика древнерусской литературы.М.,1979
(С.161-1796 «Метафоры-символы»).
Введение в литературоведение (ст.«Знак»).
5.Родовая принадлежность произведения и его жанр как тип художественной
целостности. Возможность сочетания в произведении различных родовых начал,
жанровый синтез. Авторские жанровые обозначения как компонент рамы текста,
возможность расхождений между читателем (критиком) и писателем в определении
жанра произведения. Необходимость соответствия понятийного инструментария типу
анализируемого произведения.
Лит.: Введение в литературоведение ( ст.«Родовая принадлежность
произведения», «Эпос», «Драма», «Лирика», «Литературное произведение как
художественное единство»).
Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы
и поэтики.М.,1975.
Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и
поэтики.М.,1982 (с.3-25).
6. Мир (предметный, образный мир) эпических и драматических произведений
как метасловесный уровень текста. Время и пространство мира произведения,
преломление в них различных философских, культурно-исторических, научных
представлений о времени и пространстве, их символичекие обозначения. Понятие «хронотоп».
Лит.:Лихачев Д.С. Внутренний мир литературного произведения //
Вопр.лит. 1968.№ 8.
Гуревич А.Я.Категории средневековой культуры.М.,1984
(раздел: «Что есть время?»,с.103-167).
Введение в литературоведение (ст.«Мир произведения»,
«Время и пространство»).
7. Системность и условность мира произведения, его структура.
Художественная деталь как форма «присутствия» автора. Деталь и подробность.Роль
«факультативных» компонентов предметной изобразительности (напр., описаний:
пейзаж, интерьер) для интерпретации произведения.
Лит.: Введение в литературоведение (ст. «Мир произведения»,
«Деталь»).
Добин Е.С.Искусство детали // Добин Е.С. Сюжет и
действительность. Искусство детали.Л.,1981.
8. Персонажи в мире произведения.Соотношение понятий: персонаж (герой ) –
характер (тип, личность) – «актор»; система персонажей – система характеров.
Концепция личности и программы литературных направлений. Принципы и приемы
изображения персонажей, заимствование персонажей. Споры критиков и читателей о
характере литературного героя.
Лит.: Введение в литературоведение (ст. «Персонаж», «Система
персонажей», «Поведение персонажа»).
Белецкий А.И. В мастерской художника слова (раздел
«Создание лиц») // Белецкий А.И.Избранные труды по теории литературы.М.,1964.
9.Композиция произведения: сочетание пространственного и временного
принципов;форма «присутствия» автора.
Некоторые композиционные приемы повествовательных произведений: то или
иное расположение компонентов сюжета в тексте; темпоритм повествования; повтор и
монтаж деталей; полисубъектная структура повествования, скользящая «точка
зрения».
Лит.: Выготский Л.С. Психология искусства. М.,1968. (Гл.7.)
Успенский Б.А.Поэтика композиции //Успенский Б.А. Семиотика
искусства. М.,1995.
Введение в литературоведение (ст.«Композиция»).
10.Функционирование литературных произведений.Соотношение понятий: адресат
(воображаемый читатель), образ читателя, «реальный читатель». «Литература в
литературе».
Лит.:Белецкий А.И.Об одной из очередных задач историко-литературной
науки // Белецкий А.И.Избр. труды по теории литературы. М.,1964.
Бахтин М.М.Проблема речевых жанров // Бахтин М.М.Эстетика
словесного творчества.М.,1986.
Чернец Л.В. «Как слово наше отзовется…» Судьбы литературных
произведений. М.,1995. (Введение). Или: Введение в литературоведение (ст.
«Функционирование произведения»).
Зачет по курсу «Анализ литературного произведения».
Вопросы
----------------------------------------
1.Литературное произведение как эстетическая реальность. Понятие
«эстетическая дистанция».Эстетизм.
2. Двоякая установка художественного восприятия. Первичная
и вторичная условность в художественной литературе.
3. Литературное произведение как словесный текст. Рамочные компоненты
текста и их роль в организации художественного восприятия.
4. Семиотика имени, псевдонима автора.Поэтика и типология заглавий
литературных произведений.
5. Установление основного (канонического) текста произведения как задача
текстологии, зависимость интерпретации от особенностей
публикации.Комментирование текста, типы комментария.
6. Цитата, реминисценция, аллюзия в художественном тексте. «Готовое слово».
7. Возможности структурно-семиотического подхода к произведению.Понятие
знака,знаковой системы («кода»), инварианта применительно к литературе.
8. Литературные «коды» в традиционалистском и индивидуально-авторском
творчестве, их «дешифровка» как задача литературоведения.
9.Родовая принадлежность литературного
произведения. Различные традиции в изучении литературных родов.Соответствие
понятийного инструментария типу анализируемого произведения.
10.Основные функции литературного жанра.Роль жанров и жанровых
подзаголовков для писателя и читателя.Жанровое новаторство. Возможность
различных жанровых прочтений произведения.
11.Системы жанров в литературном процессе. Типологическое изучение
жанров.Жанровый синтез.
12.Время и пространство художественного мира.Важнейшие концепции времени в
истории культуры.
13.Мир произведения, его системность и условность.
14. Художественная деталь.Виды деталей. Деталь и подробность.Повтор и
«монтаж» деталей. Их символика.
15.Персонаж как характер (тип, личность), образ, «сюжетная пружина»(актор).
16. Специфика образа человека в литературных родах.Внесценические,
собирательные, заимствованные персонажи.Приемы «превращения» и раздвоения.
17. Споры критиков и читателей о характерах литературных героев.
Объективные и субъективные предпосылки интерпретаций.
18. Концепции характера, личности в зеркале «поэтик», «риторик»,
эстетических манифестов литературных направлений.
19.Система персонажей в эпических и драматических произведениях. Роль
второстепенных, эпизодических персонажей.
20.Композиция произведения : сочетание пространственнного и временного
принципов. Композиция как форма «присутствия» автора.
21.Расположение компонентов сюжета в тексте, темпоритм повествования как
аспекты композиции.
22. Полисубъектная структура повествования , скользящая «точка зрения».
23. Проблема читателя в литературоведении. Соотношение понятий: адресат,
образ читателя, «реальный читатель».
24.Формы функционирования литературных произведений. “Литература в
литературе”.