КАФЕДРА ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности «Теория литературы. Текстология – 10.01.08»

Целью подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру на кафедру теории литературы является освоение системы теоретико-литературных понятий, как традиционных, так и сравнительно недавно вошедших в научный оборот. Владение теоретическими основами современной науки о литературе включает общее литературоведение (т.е. понимание универсальных свойств, генезиса, природы словесного искусства и его связей с историей, философией, религией, культурологией), а также ‒ частные теории (учение о литературном произведении, его структуре, литературных родах и жанрах, литературном процессе и т.д.) в их историческом развитии.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ

ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ 

 

Знание:

·       особенностей литературы как вида искусства;

·       специфики литературоведения и его места в системе научного знания (актуальных проблем и перспектив развития);

·       принципов научного рассмотрения литературных произведений, выработанных основными литературоведческими школами XIX и XX веков (как отечественными, так и зарубежными);

·       системы теоретико-литературных понятий, их функций и взаимосвязи;

·       основ теоретической поэтики и контекстов литературного творчества (генезиса и функционирования).

 

Умение:

·       самостоятельно применять систему теоретико-литературных понятий для анализа/интерпретации словесного художественного произведения и определения его места в историко-литературном процессе.

 

Вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру
 

1.                         Специфика литературы как вида искусства.

2.                         Литературоведение как филологическая дисциплина (предмет исследования и границы научности).

3.                         Состав науки о литературе. Положение литературной критики по отношению к литературоведению.

4.                         Литературоведение и смежные научные дисциплины.

5.                         Соотношение теории литературы с риторикой и эстетикой.

6.                         Значение понятия «литературное произведение».

7.                         Произведение как художественное целое. Форма и содержание. Понятие «содержательность литературной формы».

8.                         Произведение как целое: рама, фрагмент, цикл.

9.                         Содержание и структура понятия «художественная литература».

10.                       Эстетическое и художественное.

11.                       Художественный образ. Виды образа. Знак и образ.

12.                       Структуры и типы знаков. Проблемы денотации и коннотации.

13.                       Понятие кода. Коды культуры. Процессы перекодирования.

14.                       Проблема текста в литературоведении и смежных науках (лингвистике, культурологии, семиотике).

15.                       Понятие интертекста.

16.                       Описание и анализ как начальный этап рассмотрения литературного произведения.

17.                       Проблемы интерпретации в литературоведении.

18.                       Текстологическое изучение литературного произведения.

19.                       Комментирование как литературоведческая деятельность.

20.                       Тема и мотив как литературоведческие понятия. Роль мотива в эпическом и лирическом произведении. Типология мотивов.

21.                       Язык художественной литературы, его отличия от национального литературного языка.

22.                       Стих и проза как две формы художественной речи.

23.                       Жанровая принадлежность произведения.

24.                       Эпос как род литературы.

25.                       Лирика как род литературы.

26.                       Драма как род литературы.

27.                       М. Бахтин об эпосе и романе.

28.                       Предметный мир произведения как объект изображения.

29.                       Предметная детализация и ее функции в эпическом и лирическом произведениях.

30.                       Автор и формы его присутствия в эпосе и драме. Споры вокруг фигуры автора (Р. Барт, М. Фуко и А. Компаньон).

31.                       Формы выражения авторского сознания в лирике: лирический субъект, лирический герой, герой ролевой лирики и др.

32.                       В. Жирмунский о типологическом изучении литературы. Развитие его идей в 60-е –70-е годы ХХ века.

33.                       Понятие характера в теории художественного творчества.

34.                       Понятия «пафос», «модус художественности», «тип авторской эмоциональности».

35.                       Аспекты композиции.

36.                       Точка зрения (перспектива) как композиционный прием.

37.                       Понятие архетипа и его использование в анализе художественного произведения.

38.                       Сюжетное строение произведения. Типы сюжетов.

39.                       Сюжет и фабула. Разные определения фабулы. Их обусловленность и продуктивность.

40.                       Проблемы изучения генезиса литературного произведения.

41.                       Проблемы функционирования литературного произведения.

42.                       Литературный процесс как объект литературоведческого исследования.

43.                       Понятие литературного направления. Принцип, лежащий в основе того или иного литературного направления.

44.                       Художественное время и пространство. Понятие «хронотоп».

45.                       Ведущие литературоведческие школы XIX века.

46.                       Основные литературоведческие школы первой половины ХХ века.

47.                       Основные литературоведческие школы второй половины ХХ века.

48.                       Возможности интеграции и взаимопроникновения научных понятий, выработанных разными школами ХХ века.

49.                       Теория коммуникации. Коммуникация как социокультурный процесс.

50.                       Модели коммуникации в науке XX века.

51.                       Дискурс как объект изучения современной науки. Дискурсный подход к изучению литературных явлений.

52.                       Семантическая структура мифа и его функции в литературе.

53.                       Литература как социальный институт.

54.                       Поэтическая функция высказывания. Определения и функции «литературности».

55.                       Вымышленное, воображаемое, виртуальное в художественной речи.

56.                       Ценностная шкала литературы. Классика. Массовая литература.

57.                       Значения термина «читатель»: реальный читатель, адресат (воображаемый читатель), образ читателя/слушателя.

58.                       Категория стиля в литературоведении. Стилевая доминанта. Виды комической стилизации (пародия, перепев, травестия, бурлеск).

59.                       Психологизм и его виды. Психологический анализ. Внутренний монолог, «поток сознания». «Точка зрения» в плане психологии.                       Понятие «остранение».

60.                       Повествование и его роль в литературе. Нарратология и ее основные понятия.

 

Литература

Академические школы в русском литературоведении / Под ред. П.А. Николаева. М., 1984.
Аристотель. Поэтика. (Любое издание.)
Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Барт Р. S/Z. М., 1994.

Бахтин М.М. <Автор и герой в эстетической деятельности> // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 1. М., 2003.

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1997.

Бахтин М.М. Проблема текста // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1997.

Введение в литературоведение. Под ред. Поспелова Г.Н. М., 1988.

Введение в литературоведение. Под ред. Чернец Л.В. М., 2012.

Веселовский А.Н. О методе и задачах истории литературы как науки. Три главы из исторической поэтики //  Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. М., 1979.

Волкова Е.В. Произведение искусства – предмет эстетического анализа. М., 1976.

Выготский Л.С. Психология искусства. (Любое издание.)
Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т.1 - 3. М., 1968 - 1971. Общее знакомство с разделами, посвященными проблемам идеала, жанра, поэзии.
Гете И.В. Простое подражание природе - манера - стиль. Всемирная литература. // Гете И.В. Об искусстве. М., 1975.
Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.
Гиршман М.М. Литературное произведение. М., 1991.
Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Гадамер Х.-Г. Текст и интерпретация // Герменевтика и деконструкция. М., 1999.

Дима А. Сравнительное литературоведение. М., 1968.
Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л., 1979.

Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия / [гл. науч. ред. Е.А. Цурганова]. М., 2004.

Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX века. М., 1987.

Иглтон Т. Теория литературы. Введение. М., 2010.

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998.
Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.

Клинг О.А. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов: проблемы поэтики. М., 2010.

Клинг О.А. Текст в современном литературоведении: с «берегами» и «без берегов» // Научные доклады филологического факультета МГУ. Вып. 6. М., 2010.

Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIXXX вв. М., 1994.

Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. М., 2001.

Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму (проблемы методологии). М., 1998.
Лазарева М.А. Трагическое в литературе. М., 1983.
Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.
Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Лихачев Д.С. Текстология. Краткий очерк. М. –Л., 1964.

Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.

Лоскутникова М.Б. Русское литературоведение XVIII–XIX веков: Истоки, развитие, формирование методологий. М., 2009.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М., 1996.

Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.

Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986.

Николаев П.А., Курилов А.С., Гришунин А.Л. История русского литературоведения. М., 1980.

Потебня А.А. Мысль и язык (гл. X). Из записок по теории словесности // Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990.
Поэтика: слов. актуал. терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. М., 2008.

Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М., 2008.

Ревзина О.Г. Текст: ускользающий объект // Научные доклады филологического факультета МГУ. Вып. 6. М., 2010.

Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. М., 1977.

Русское литературоведение ХХ века: имена, школы, концепции / Под общ. ред. О.А. Клинга и А.А. Холикова. М. – СПб., 2012.

Сегал Д. Пути и вехи. Русское литературоведение в двадцатом веке. М., 2011.

Скафтымов А.П. Поэтика художественного произведения. М., 2007.

Структурализм: «за» и «против». М.,1984.

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
Тэн И. Философия искусства. М., 1996.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

Тюпа В.И. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. М., 2001.
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия / Сост. Н.Д. Тамарченко. М., 2002.

Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.,1970.

Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.
Фуко М. Археология знания. (Любое издание.)
Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2009.
Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986.

Холиков А.А. Биография писателя как жанр. М., 2010.

Художественная антропология. Теоретические и историко-литературные аспекты / Под ред. М.Л. Ремневой, О.А. Клинга, А.Я. Эсалнек. М., 2011.

Чернец Л.В. Литературные жанры. М., 1982.

Шеффер Ж. –М. Что такое литературный жанр? М., 2010.

Шкловский В.Б. Искусство как прием // Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1929.

Шмид В. Нарратология. М., 2003.
Эйхенбаум Б.М. О литературе. М, 1987.

Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.
Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.

Элиот Т.С. Границы критики // Элиот Т.С. Назначение поэзии. Киев, 1997.

Эсалнек А.Я. Типология романа. М., 1991.
Яусс Х. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. № 12. 1995.

 


 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ АСПИРАНТОВ

КАФЕДРЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

10.01.08 – Теория литературы. Текстология

 

1.      Цели освоения дисциплины

Основной целью является овладение системой теоретико-литературных понятий, как традиционных, так и сравнительно недавно вошедших в научный оборот. Владение теоретическими основами современной науки о литературе включает общее литературоведение (т.е. понимание универсальных свойств, генезиса, природы словесного искусства и его связей с историей, философией, религией, культурологией), а также ‒ частные теории (учение о литературном произведении, его структуре, литературных родах и жанрах, литературном процессе и т.д.) в их историческом развитии. Особое место в процессе освоения дисциплины занимает обсуждение вопросов, связанных с методологическим развитием русского и зарубежного литературоведения, как в научном, так и широком социокультурном контексте. Особое внимание при этом уделяется своеобразию отечественного литературоведения в XIX и XX вв., его месту в мировой науке о литературе. Планируется обращение не только к академическим школам и их признанным лидерам, но и к вненаправленческим концепциям, а также к несправедливо забытым исследователям (в том числе ‒ представителям русского зарубежья). В соответствии с основным профилем подготовки аспирантов предполагается обращение к проблемам текстологии и ее исследовательским возможностям как одновременно служебной и фундаментальной дисциплины на современном этапе развития (в частности, с учетом электронных форм бытования текста) и на материале русской литературы XIX XXI вв.

 

2.      Место дисциплины в учебном процессе

Курс является базовым при подготовке аспирантов первого года обучения по специальности 10.01.08 «Теория литературы. Текстология». Предполагается, что в бакалавриате они в полной мере овладели программой курса «Основы литературоведения» («Введение в литературоведение») и имеют общие представления о проблемах теории литературы, полученные в магистратуре. Данная дисциплина нацелена на интеграцию в сознании учащихся не только частных теоретико-методологических проблем литературоведения, но также их рассмотрение в связи с положением других гуманитарных наук (философии, искусствоведения, истории). Тем самым подчеркивается актуальность междисциплинарных подходов в современной теоретической мысли.

 

3.      Требования к результатам освоения дисциплины.

 

Знание: особенностей литературы как вида искусства; специфики литературоведения и его места в системе научного знания (актуальных проблем и перспектив развития); принципов научного рассмотрения литературных произведений; системы теоретико-литературных понятий, их функций и взаимосвязи; основ теоретической поэтики и контекстов литературного творчества (генезиса и функционирования); специфики литературоведческой методологии (основных проблем и путей их решения разными представителями научной мысли), а также ‒ особенностей ее становления и развития во все исторические периоды.

Умение: самостоятельно исследовать художественные произведения на основе текстологического и теоретико-литературного категориального анализа как фундамента для последующей интерпретации; изучать историю науки и применять полученные знания при исследовании художественных произведений.

Владение: навыками чтения, анализа и критики литературоведческих трудов по изучаемым вопросам; а также ‒ выработанными приемами известных научных методологий (в том числе в области текстологии).

 

4.      Краткое содержание курса

 

-I-

Сущность и назначение искусства. Литература как вид искусства. Литературоведение в системе научного знания. Состав литературоведческих дисциплин. Литературное произведение – художественная литература (эстетическое и художественное) – текст (в гуманитарных науках). Литературное произведение как художественное целое (форма и содержание, рама, фрагмент, цикл). Литературоведческое знание до возникновения науки о литературе.

-II-

Принципы научного рассмотрения литературного произведения (вводная часть). Описание и анализ. Литературоведческие интерпретации. Научный комментарий.

-III-

Текстологическое изучение литературы. История текстологии. Основные текстологические принципы. Особенности бытования текстов в различных условиях. Текстология словесного искусства разных типов и разных исторических эпох. Исследовательские возможности текстологии для истории и теории литературы.

-IV-

Академическое литературоведение (метод / школа / направление). Литературные роды и жанры. Мир произведения. Аспекты композиции. Стилистика (художественная речь). Генезис литературного произведения и художественного творчества. Функционирование литературного произведения и художественной литературы. Литературный процесс. Библиография на службе у литературоведения.

-V-

Основные достижения литературоведческой мысли XVIII XIX веков (исторический экскурс). Академическое литературоведение начала ХХ века. Парадоксы и «плодотворные крайности» русского формализма (методология / мировоззрение). Марксистски ориентированное литературоведение. Отечественное литературоведение в атмосфере идеологической несвободы. Становление русского структурализма и Тартуско-Московская семиотическая школа. Вненаправленческое литературоведение. Зарубежное литературоведение ХХ века (основные имена).

 

5.      Вопросы для кандидатского экзамена

 

1. Специфика литературы как вида искусства.

2. Литературоведение как филологическая дисциплина (предмет исследования и границы научности).

3. Состав науки о литературе. Положение литературной критики по отношению к литературоведению.

4. Литературоведение и смежные научные дисциплины.

5. Соотношение теории литературы с риторикой и эстетикой.

6. Значение понятия «литературное произведение».

7. Произведение как художественное целое. Форма и содержание. Понятие «содержательность литературной формы».

8. Произведение как целое: рама, фрагмент, цикл.

9. Содержание и структура понятия «художественная литература».

10. Эстетическое и художественное.

11. Художественный образ. Виды образа. Знак и образ.

12. Структуры и типы знаков. Проблемы денотации и коннотации.

13. Понятие кода. Коды культуры. Процессы перекодирования.

14. Проблема текста в литературоведении и смежных науках (лингвистике, культурологии, семиотике).

15. Понятие интертекста.

16. Описание и анализ как начальный этап рассмотрения литературного произведения.

17. Проблемы интерпретации в литературоведении.

18. Текстологическое изучение литературного произведения (история текстологии, основные текстологические принципы).

19. Комментирование как литературоведческая деятельность.

20. Тема и мотив как литературоведческие понятия. Роль мотива в эпическом и лирическом произведении. Типология мотивов.

21. Язык художественной литературы, его отличия от национального литературного языка.

22. Стих и проза как две формы художественной речи.

23. Жанровая принадлежность произведения.

24. Эпос как род литературы.

25. Лирика как род литературы.

26. Драма как род литературы.

27. М. Бахтин об эпосе и романе.

28. Предметный мир произведения как объект изображения.

29. Предметная детализация и ее функции в эпическом и лирическом произведениях.

30. Автор и формы его присутствия в эпосе и драме. Споры вокруг фигуры автора (Р. Барт, М. Фуко и А. Компаньон).

31. Формы выражения авторского сознания в лирике: лирический субъект, лирический герой, герой ролевой лирики и др.

32. В. Жирмунский о типологическом изучении литературы. Развитие его идей в 60-е –70-е годы ХХ века.

33. Понятие характера в теории художественного творчества.

34. Понятия «пафос», «модус художественности», «тип авторской эмоциональности».

35. Аспекты композиции.

36. Точка зрения (перспектива) как композиционный прием.

37. Понятие архетипа и его использование в анализе художественного произведения.

38. Сюжетное строение произведения. Типы сюжетов.

39. Сюжет и фабула. Разные определения фабулы. Их обусловленность и продуктивность.

40. Проблемы изучения генезиса литературного произведения.

41. Проблемы функционирования литературного произведения.

42. Литературный процесс как объект литературоведческого исследования.

43. Понятие литературного направления. Принцип, лежащий в основе того или иного литературного направления.

44. Художественное время и пространство. Понятие «хронотоп».

45. Ведущие литературоведческие школы XIX века.

46. Основные литературоведческие школы первой половины ХХ века.

47. Основные литературоведческие школы второй половины ХХ века.

48. Возможности интеграции и взаимопроникновения научных понятий, выработанных разными школами ХХ века.

49. Теория коммуникации. Коммуникация как социокультурный процесс.

50. Модели коммуникации в науке XX века.

51. Дискурс как объект изучения современной науки. Дискурсный подход к изучению литературных явлений.

52. Семантическая структура мифа и его функции в литературе.

53. Литература как социальный институт.

54. Поэтическая функция высказывания. Определения и функции «литературности».

55. Вымышленное, воображаемое, виртуальное в художественной речи.

56. Ценностная шкала литературы. Классика. Массовая литература.

57. Значения термина «читатель»: реальный читатель, адресат (воображаемый читатель), образ читателя/слушателя.

58. Категория стиля в литературоведении. Стилевая доминанта. Виды комической стилизации (пародия, перепев, травестия, бурлеск).

59. Психологизм и его виды. Психологический анализ. Внутренний монолог, «поток сознания». «Точка зрения» в плане психологии. Понятие «остранение».

60. Повествование и его роль в литературе. Нарратология и ее основные понятия.

61. Основные достижения литературоведческой мысли XVIII XIX веков (имена, школы, направления).

62. Формальная школа в отечественном литературоведении: предпосылки возникновения, основные положения и влияние на развитие науки о литературе в ХХ веке.

63. Академическое литературоведение марксистской ориентации (В.М. Фриче, В.Ф. Переверзев и его «школа», Д. Лукач и М.А. Лифшиц).

64. Опорные понятия структурализма (знак, структура, модель).

65. Вненаправленческое литературоведение в советскую эпоху (А.П. Скафтымов, М.М. Бахтин, Л.Я. Гинзбург, Д.Е. Максимов, Д.С. Лихачев).

66. Синтетическое литературоведение русских символистов (Д. Мережковский, Вяч. Иванов, В. Брюсов, А. Белый).

67. Советское литературоведение как многоуровневое явление.

68. Литературоведение русского зарубежья: 1920 – 1960-е гг.

69. Основные достижение западного литературоведения в ХХ веке.

 

6.      Литература

 

Академические школы в русском литературоведении / Под ред. П.А. Николаева. М., 1984.

Александр Павлович Скафтымов в русской литературной науке и культуре: статьи, публикации, воспоминания, материалы. Саратов, 2010.

Аристотель. Поэтика. (Любое издание.)

Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Барт Р. S/Z. М., 1994.

Бахтин М.М. <Автор и герой в эстетической деятельности> // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 1. М., 2003.

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1997.

Бахтин М.М. Проблема текста // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1997.

Бибихин В.Б. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. М., 2004.

Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988.

Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2012.

Веселовский А.Н. О методе и задачах истории литературы как науки. Три главы из исторической поэтики // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. М., 1979.

Винокур Г.О. Критика поэтического текста // Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991.

Возникновение русской науки о литературе. М., 1975.

Волкова Е.В. Произведение искусства – предмет эстетического анализа. М., 1976.

Выготский Л.С. Психология искусства. (Любое издание.)

Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т.1 - 3. М., 1968 - 1971. Общее знакомство с разделами, посвященными проблемам идеала, жанра, поэзии.

Гете И.В. Простое подражание природе - манера - стиль. Всемирная литература. // Гете И.В. Об искусстве. М., 1975.

Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

Гиршман М.М. Литературное произведение. М., 1991.

Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Гадамер Х.-Г. Текст и интерпретация // Герменевтика и деконструкция. М., 1999.

Дима А. Сравнительное литературоведение. М., 1968.

Дмитрий Евгеньевич Максимов в памяти друзей, коллег, учеников: к 100-летию со дня рождения. М., 2007.

Дружинин П.А. Идеология и филология. Ленинград, 1940-е годы: Документальное исследование. В 2 т. М., 2012.

Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л., 1979.

Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия / [гл. науч. ред. Е.А. Цурганова]. М., 2004.

Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX века. М., 1987.

Иглтон Т. Теория литературы. Введение. М., 2010.

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998.

Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.

Клинг О.А. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов: проблемы поэтики. М., 2010.

Клинг О.А. Текст в современном литературоведении: с «берегами» и «без берегов» // Научные доклады филологического факультета МГУ. Вып. 6. М., 2010.

Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX–XX вв. М., 1994.

Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. М., 2001.

Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму (проблемы методологии). М., 1998.

Лазарева М.А. Трагическое в литературе. М., 1983.

Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Лихачев Д.С. Текстология. Краткий очерк. М. –Л., 1964.

Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.

Лоскутникова М.Б. Русское литературоведение XVIII–XIX веков: Истоки, развитие, формирование методологий. М., 2009.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М., 1996.

Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.

Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986.

Николаев П.А., Курилов А.С., Гришунин А.Л. История русского литературоведения. М., 1980.

Паньков Н.А. Вопросы биографии и научного творчества М.М. Бахтина. М., 2009.

Потебня А.А. Мысль и язык (гл. X). Из записок по теории словесности // Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990.

Поэтика: слов. актуал. терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. М., 2008.

Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М., 2008.

Ревзина О.Г. Текст: ускользающий объект // Научные доклады филологического факультета МГУ. Вып. 6. М., 2010.

Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. М., 1977.

Русское литературоведение ХХ века: имена, школы, концепции / Под общ. ред. О.А. Клинга и А.А. Холикова. М. – СПб., 2012.

Сегал Д. Пути и вехи. Русское литературоведение в двадцатом веке. М., 2011.

Скафтымов А.П. Поэтика художественного произведения. М., 2007.

Структурализм: «за» и «против». М.,1984.

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Тэн И. Философия искусства. М., 1996.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

Тюпа В.И. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. М., 2001.

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия / Сост. Н.Д. Тамарченко. М., 2002.

Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.,1970.

Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.

Фуко М. Археология знания. (Любое издание.)

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2009.

Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986.

Хализев В.Е., Холиков А.А. Русское академическое литературоведение начала ХХ века и традиция Александра Веселовского // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2013. № 5. С. 116 – 139.

Холиков А.А. Биография писателя как жанр. М., 2014.

Художественная антропология. Теоретические и историко-литературные аспекты / Под ред. М.Л. Ремневой, О.А. Клинга, А.Я. Эсалнек. М., 2011.

Чернец Л.В. Литературные жанры. М., 1982.

Шеффер Ж. –М. Что такое литературный жанр? М., 2010.

Шкловский В.Б. Искусство как прием // Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1929.

Шмид В. Нарратология. М., 2003.

Эйхенбаум Б.М. О литературе. М, 1987.

Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.

Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.

Элиот Т.С. Границы критики // Элиот Т.С. Назначение поэзии. Киев, 1997.

Эсалнек А.Я. Типология романа. М., 1991.

Якобсон Р.О. Формальная школа и современное русское литературоведение. М., 2011.

Яусс Х. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. № 12. 1995.

 

(c) Кафедра теории литературы 2017