КАФЕДРА ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 Руднева Елена Георгиевна (17.09. 1932, Ростов на Дону — 16.07.2024, Москва) – крупный специалист в области теории литературы и истории русской литературы.

В 1950 Е.Г. Руднева с золотой медалью окончила московскую среднюю школу № 136. В 1951–1956 – студентка русского отделения филологического факультета Московского университета, получила диплом с отличием. Проработав два года в издательстве «Молодая гвардия» и в «Роман газете» (при Гослитиздате), в 1960 поступила в аспирантуру при только что организованной на филол. ф-те Моск. ун-та кафедре теории литературы и стала первой аспиранткой этой кафедры. Характер научного мышления Елены Георгиевны сложился в значительной степени под влиянием родителей (отца — ученого-инфекциониста, академика АМН ССР Г.П. Руднева и матери, профессора-хирурга Р.Ф. Акуловой). Решающую роль в формировании теор.-лит. воззрений сыграл Г. Н. Поспелов (лекционные курсы по истории рус. лит-ры ХIХ в., по введению в литературоведение, по теории лит-ры; работа в его спецсеминарах; руковод. диплом. соч. и канд. дисс.; научно-пед. работа на руководимой им кафедре).

По окончании аспирантуры (1963)  Елена Георгиевна была оставлена работать на кафедре теории литературы (на условиях почасовой оплаты; с 1967 – в штате). С 1975 она работала в должности старшего преподавателя, с 1978 – доцента, с 1992 – профессора.

Кандидатская диссертация «Идейная направленность (пафос) художественного произведения» защищена и утверждена в 1971; докторская диссертация «Романтика в русском критическом реализме как теоретико-литературная проблема» – в 1989. Звание доцента по кафедре теории литературы получено в 1979, профессора – в 1993.

Начиная с 1964 Руднева. читала общ. годовые курсы лекций «Введение в литературоведение» и «Теория литера туры», а также спецкурсы разнообразной тематики: «Принципы анализа и интерпретации литературного произведения», «Художественный мир словесного произведения», «Литературное произведение как художественное целое», «Композиция художественного произведения» и др., руководит спецсеминаром.

Она читала курсы лекций на четырех факультетах Моск. ун-та: филол., журналистики, филос., ИСАА. Ее лекциям были присущи системность, связь с движением совр. научной мысли, строгость изложения, эрудированность, доступность для студенческой аудитории. Предлагаемые ею спецсеминары и спецкурсы привлекали студентов неординарностью тематики, концептуальностью, своеобразием трактовки сложных литературоведческих вопросов.

Научные интересы Елены Георгиевны связаны с постижением эстетических и эмоционально-ценностных аспектов худож. литературы, их типологией и интерпретацией, с историей литературоведческой мысли в ее сопряжении с эстетикой Г. Э. Лессинга, И. Канта, И. Ф. Шиллера, Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, В. Г. Белинского и др. Особое внимание уделено сентиментально-романтическому пафосу как смыслообразующему и стилеобразующему фактору. Кн. Р. о поэтике И. С. Шмелева, по существу, первое монографическое исследование формы поздних произведений писателя (цветовой гаммы в ее связях с иконописью, символики, принципов сказа, взаимодействия др.-рус. и сентиментальных традиций).

Руднева была членом специализированного совета по истории рус. литературы ХХ в. и теории литературы в Московском университете; РИСО филол. ф-та Моск. ун-та; редколл. РЖ РАН ИНИОН (Соц. и гуманит. науки. Отечеств. и заруб. Лит-ра. Сер. 7. Литературоведение); оргкомитета ежегодной межд. конференции «Шмелевские чтения» в ИМЛИ.

Опубл. более 150 работ, в их числе 8 монографий, курс лекций, учеб. пособие, глава в вузовском учебнике «Введение в литературоведение» (1976; 1983; 1988; под ред. Г. Н. Поспелова; пер. на нем., болг., вьетнам. языки), а также метод. указания и программа по курсу «Введение в литературоведение» для вузов (в соавт. с П. А. Николаевым – 1979; 1984; 1990; 1996; 1998). Р. – ред. ряда научн. изд. В 2001 удостоена зв. заслуж. проф. Моск. ун-та.

Соч.: Пафос художественного произведения (из истории проблемы). М., 1977. 164 с.; Идейное утверждение и отрицание в художественной литературе: Курс лекций. М., 1982. 81 с.; От сердца к сердцу. М., 1984. 64 с.; Романтика в русском критическом реализме. М., 1988. 175 с.; Заметки о поэтике И. С. Шмелева. М., 2002. 128 с.; Диалог традиций в повести И.С. Шмелева «Неупиваемая чаша». М., 2007. 68 с.; Избранные статьи о творчестве И.С. Шмелева: к 25-летию Алуштинского музея писателя И.С. Шмелева. М., 2018. 204 с.; Литература в поисках утраченного детства: избранные страницы русской классики. М., 2019. 152 с.; последняя монография «О творчестве И.С. Шмелева. 4 этюда» издана  в апреле 2024 г. 

Лит.: Чернец Л. В. Пафос художественного произведения // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1978. № 2; Пенчев Г. Един подход към спецификата на художественно-творческата дейсност // Философска мисъл. Българска Академия на науките. Кн. 9. Год. ХХХIV. 1978 (на болг. языке); Ревякина А. А. Формы художественной оценки. Е. Г. Руднева. Идейное утверждение и отрицание в художественном произведении // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1985. № 2; Краснова Е., Эсалнек А. Елена Георгиевна Руднева // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2002. № 6; Каманина Е. В., Солнцева Н. М. Заметка о заметках: к выходу в свет новой книги об И. С. Шмелеве // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2003. № 6; Каскина Ю.У. Новая книга о творчестве И. Шмелева // Polilog: Studia Neofilologiczne. 2021. Том 11.

 

 

 

(c) Кафедра теории литературы 2017