2.4.3. К. Коровин

Несмотря на поиски нового стиля в полотнах Серова и Левитана, характер русского импрессионизма в значительной степени определился творчеством их друга Константина Коровина. В 1887 году, когда Коровину минуло двадцать шесть лет, он совершил свою первую поездку в Париж. В письмах он с восторгом излагал свои впечатления: « так вот они, французы. Светлые краски, вот это так. Много и такого, что у нас, но что-то есть еще и совсем другое. И импрессионисты… – у них нашел я все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве».

Спустя пятнадцать лет младший современник Репина и Поленова смог взглянуть на Париж другими глазами и проникнуться интересом к живописи импрессионистов. С одной стороны, Коровин по природе своего таланта и даже характера был импрессионистом, с другой стороны – изменилась историческая обстановка. В 1886 году состоялась последняя выставка импрессионистов. Их положение весьма упрочилось, а искусство получило во Франции широкое распространение, завоевало своего зрителя. Благодаря любителям-коллекционерам И. А. Морозову и С. И. Щукину, картины импрессионистов попали в Россию.

Коровин вернулся из Парижа, переполненный новыми впечатлениями. Лето 1888 года он провел в деревне Жуковка, где гостил у любимого педагога Поленова. Там художник написал несколько удачных картин: «За чайным столом» (1888, музей-усадьба В.Д. Поленова), «Настурции» и «В лодке» (1888, ГТГ). Все эти произведения трудно поддаются жанровому определению. Это – групповые портреты семейства Поленовых и их гостей в пейзажной среде, одновременно, это и бытовые сценки, в которых персонажи объединены общими занятиями. Они прогуливаются, пьют чай, читают. Так, в картине «В лодке» Коровин изобразил себя и художницу М. В. Якунчикову во время речной прогулки.

К.А. Коровин. В лодке

Мастер выбрал острый ракурс изображения. Часть лодки, изображенной по диагонали, срезана, что придает композиции динамичный характер. Фрагментарность изображения приближает русского художника к работам импрессионистов. Также как они, Коровин смотрит на природу глазами горожанина, она для художника место отдыха и развлечений.

Основательное знакомство Коровина с импрессионизмом произошло не только во время первой поездки во Францию, но и на Всемирной Парижской выставке 1900 года. Подобно французским импрессионистам, Коровин вводит в свое творчество тему города. Если для русских художников-передвижников, проповедовавших стиль реализма, характерны деревенские мотивы, то для художников нового направления открылась красота городского пейзажа. Будучи в Париже, Коровин органично впитал идеи урбанизма и воплотил их в серии полотен – «На бульваре» (1902, ГТГ); «Париж. Кафе де ля Пэ» (1906, ГТГ); «Париж ночью. Бульвар капуцинок» (1906, ГТГ).

Русский художник напоен элегантностью и утонченностью жизни самой притягательной из европейских столиц. Живописец воспринимает этот город как источник новых воздушных и колористических эффектов. Париж и днем, и ночью наполнен особым ритмом жизни, полон движения, света. Коровин любуется огнями фонарей, яркими рекламами, блеском витрин. Зритель словно слышит скрип колес экипажей, крики разносчиков газет, звуки шарманки бродячих музыкантов. В работах Коровина на смену тонкой колористической разработке ранних полотен приходит декоративность живописи, насыщенной театральными эффектами.



отправить сообщение с этой страницы по е-mail: Защита от спам-ботов!