2.3.4. Товарищество передвижных выставок

Ключевые слова: музеи мира, стили, русская живопись, XIX век, реализм, особенности реализма, Перов, передвижные выставки

В 1870 году русские художники реалистического направления объединились в Товарищество передвижных выставок. По словам одного из его организаторов, художника Г. Г. Мясоедова, Товарищество взяло на себя обязательство «знакомить Россию с русским искусством». Художники-передвижники считали своей обязанностью широкую просветительскую деятельность. Они хотели приблизить к народу свое искусство, насыщенное ярким социальным содержанием. В 1870-е годы особую важность приобрела задача изображения человеческой массы, народной толпы. «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) кисти К. А. Савицкого – одна из первых попыток решения этой задачи.

Савицкий К.А. Ремонтные работы на железной дороге

Художник показал как недавние крестьяне, оторванные от земли, поставлены в условия капиталистической эксплуатации. Подгоняемые подрядчиком, они работают как машины, не имея возможности остановиться, передохнуть. Да и окружающий пейзаж представляет собой весьма неприглядную картину: варварски вырубленные деревья, скупые песчаные откосы. Человеческий труд изображен Савицким как труд, лишенный радости, как непосильное бремя. Вспоминаются некрасовские строки: «Труд этот, Ваня, был страшно тяжелым!». В то же время в картине есть весьма выразительные образы. Таков подрядчик, предприниматель нового типа, тачечник на переднем плане, с повязкой на голове. В нем, замученном изнурительной работой, все же живет несокрушимая богатырская сила, в его глазах – живая искра протеста.

В творчестве передвижников настоящего расцвета достиг реалистический пейзаж. Этапной вехой в его развитии по праву считается картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», демонстрировавшаяся в 1871 году на Первой Передвижной выставке.

А.К. Саврасов. Грачи прилетели

Пейзажист изобразил один из провинциальных городков России, покосившиеся деревянные домики, старую облупившуюся церковь, корявые березы. Да и день выбрал самый заурядный – серый, промозглый. Но в самом обыденном Саврасов раскрыл красоту русской природы. В этом скромном полотне мы чувствуем дыхание ранней весны, пробуждение природы от долгого зимнего сна. Художник затронул самые потаенные струны души русского человека, недаром его картина до сих пор остается одной из самых популярных полотен русской школы.

Чрезвычайно одаренным художником, близким по духу Саврасову был Ф.А. Васильев. И.Н. Крамской точно определил его место в развитии русской пейзажной живописи: «Ему было суждено внести в русский пейзаж то, чего последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности исполнения». Пейзаж «Оттепель» написан в том же году, что и «Грачи…».

Ф.А. Васильев. Оттепель

Васильев изобразил скупой и бесприютный пейзаж средней полосы России. Сельская дорога раскисла, почернел талый снег. Затерялись в этой распутице двое – крестьянин и маленькая девочка. В этот поздний вечерний час промозглой и зябкой оттепели им остается надеяться только на пристанище в покосившейся избе на заднем плане справа. Удивительно, как при точности многих деталей, Васильев сумел создать панорамный образ русской природы.

Федор Васильев воспринял любовь к деталям от своего учителя И. И. Шишкина. Однако пейзажи его кисти обычно торжественны и мажорны, часто залиты солнцем, в них часто с эпической объективностью выражена могучая красота корабельных рощ, дубрав, полей ржи.

Реализм в русской живописи ярко проявился в жанре портрета. Художники-передвижники создали громадную портретную галерею, удивительную по богатству и разнообразию. Здесь нашли свое место изображения людей, «дорогих нации» (писатели Ф. М. Достоевский кисти В. Г. Перова и Л.Н. Толстой кисти И.Н. Крамского, композитор М. П. Мусоргский, актриса П. А. Стрепетова кисти И.Е. Репина), а также обобщенные типические образы крестьян, рабочих. Наиболее интересные социальные типы своего времени создал художник Н.А. Ярошенко. Его кисти принадлежит «Кочегар» (1878) , а также «Студент» (1881).

Н.А. Ярошенко. Студент

Внешность изображенного совпадает со студентом Медузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П.М. Садовского на сцене Малого театра. Существует его описание, оставленное Ю. М. Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы (“длинноволосый студент” - так тогда их называли). Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – “пушкинскую”, а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». Ярошенко точно передает все атрибуты общепринятой формы тогдашних студентов до введения обязательного мундира. Такая одежда отвечала умонастроениям русской молодежи 1870-х годов, внутренний мир которых формировался под влиянием взглядов Герцена, Чернышевского, Писарева. Длинные волосы, мягкая шляпа и плед подчеркивали принадлежность владельца разночинной среде, выражали протест «партикулярного» человека человеку казенному, чиновнику, официальному стилю. Когда зритель смотрит на картину Ярошенко, то он может предположить в студенте будущего ученого, члена тайного кружка. Перед нами человек не только мысли, но и дела, он решительно шагает по улице, он успел озябнуть, ожидая кого-то. Все это создает вокруг студента атмосферу конспиративности.

Новой темой для русского искусства стала тема революционного движения. И.Е. Репин создал целый цикл революционных жанров (эскиз «Под конвоем», 1876, варианты картины «Арест пропагандиста», 1880-1892, «Сходка» , 1883). Яркий образ революционера показан живописцем в полотне «Отказ от исповеди» 1879-1885.

И.Е. Репин. Отказ от исповеди

Композиция картины лаконична, она строится на противопоставлении двух контрастных образов. Фигура священника, исповедующего арестованного перед казнью, показана со спины. Прямо на зрителя обращено лицо революционера. Хотя он сидит, но его поза, выражение лица показывают гордую непреклонность, сознание своей правоты и нежелание смириться. В этой картине во всю силу проявился талант Репина-психолога.

Основные черты реализма, получившего с «легкой руки» М. Горького определение «критического», были продолжены в советском искусстве двадцатого века. На Первом съезде советских писателей (1934) были закреплены и теоретически обоснованы новые принципы «социалистического реализма». В живописи их воплощали «наследники» передвижников, представители художественного объединения АХРР (Ассоциация художников революционной России).



отправить сообщение с этой страницы по е-mail: Защита от спам-ботов!