2.3.1. Особенности реализма в России

Ключевые слова: музеи мира, стили, русская живопись, XIX век, реализм, особенности реализма, Перов, передвижные выставки

В России теория реализма складывалась на основе материалистической эстетики, разработанной в литературно-критических трудах и философских сочинениях разночинцев-демократов. Самой известной из них стала диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности» (1855). Автор подверг уничтожающе критике распространенную в те годы теорию «искусства для искусства» Согласно этой идеалистической теории главной целью искусства было служение вечным «божественным» идеалам красоты. Обращение к вопросам общественной жизни недостойно искусства, унижает его. В противоположность этим взглядам Чернышевский выдвинул тезис: «прекрасное есть жизнь». Он утверждал, что сущность искусства заключается в правдивом и глубоком отражении, «воспроизведении» жизни. Чернышевский подчеркивал познавательное значение искусства, называл его «учебником жизни». По справедливому мнению писателя, литераторы и художники должны давать оценку общественным явлениям, объяснять жизнь, выносить ей приговор.

Революционные демократы ратовали за реалистическое искусство. Они полагали, что только реализм дает возможность искусству и литературе выполнить прогрессивные общественные задачи. А для того, чтобы выносить приговор действительности, необходимо отражать эту действительность со всеми ее противоречиями. Добролюбов писал, что правда является таким качеством искусства, в частности литературы, «без которого в ней не может быть никаких достоинств».

Формирование новой, реалистической школы в русском изобразительном искусстве связано с целым рядом исторических событий. Одним из важнейших эпизодов стал “бунт четырнадцати”. 9 ноября 1863 года в Императорской Академии художеств четырнадцать претендентов на золотую медаль (во главе с И. Н. Крамским) отказались исполнить программу на заданный профессорами библейский сюжет и потребовали права писать картину на свободно избранную тему. Тем самым конкурсанты пытались побороться за свободу творчества, утвердить чувство собственного достоинства, которое обострилось в эпоху после отмены крепостного права. Молодые художники порывали с той академической традицией, которая утверждала предметом искусства лишь идеально прекрасное. Выйдя из Академии, «протестанты» образовали Артель свободных художников по образцу тех коммун, которые были описаны в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Они стали сообща принимать заказы, устраивать самостоятельные выставки. Их первые реалистические опыты привлекли живой интерес публики демократического толка.



отправить сообщение с этой страницы по е-mail: Защита от спам-ботов!