1.3. Классицизм

Ключевые слова: Музеи мира, стили, русская живопись, 18 век, классицизм, теория классицизма, практика классицизма, императорская академия художеств, Лосенко, портретный жанр, исторический жанр, пейзаж, ампир, Боровиковский

Термин образован от латинского classicus, что обозначает «образцовый».

Родиной классицизма, как и барокко, считается Италия. Именно в этой стране и главным образом в Риме были сосредоточены основные памятники античности, классические образцы для подражания. Формы античного искусства больше всего соответствовали представлениям людей семнадцатого века о новом создаваемом стиле, в основу которого была положена античность. Древнее искусство римлян и греков стало предметом изучения, заимствования и подражания. Мы уже знаем, что великие титаны эпохи Возрождения впервые открыли ценности античного мира для своих современников. Второй «виток» изучения и освоения античного наследия отражал новую буржуазную идеологию, мечту о незыблемых нормах «золотого века». В ее основе внутренняя законченность и совершенная статичность художественного образа, противопоставление всему меняющемуся и подвижному, что несет с собой современность. Стиль барокко аккумулировал интенсивность временного потока, тягучесть и протяженность форм. Классицизм, отвечающий за устойчивость мира, становился антитезой барокко. Не случайно искусствовед Е.И. Ротенберг определял оба стиля как парные и противоположные друг другу.

Расцвет классицизма приходится на вторую половину восемнадцатого века. Идейным вдохновителем классицизма был И.-И. Винкельман – историк искусства, автор трудов «Мысли о подражании греческому искусству» и «Истории искусств древности», вышедших в 1750-1760-е годы. Крупнейший представитель европейского просвещения Лессинг своим трактатом «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766) также способствовал укреплению позиций классицизма. Идеи и формы нового стиля широко распространились по странам Европы.



отправить сообщение с этой страницы по е-mail: Защита от спам-ботов!